Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему Театральные маски (3 класс)

Учитель ИЗО МАОУ Школы №97 г.Уфа
Шамсулина Фирдаус Хамзаевна

Изобразительное искусство, по программе Б.М. Неменского
3 класс
Тема четверти: «Художник и зрелище»
Тема урока: «Театральные маски»
Тип урока: комбинированный, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями, закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания)
Форма проведения: мини-лекция с объяснением и элементами игры Цель: интеллектуальное и творческое развитие учащихся
Задачи: (дидактическая, воспитательная, развивающая)
1. Познакомить учащихся с историей маскарадной, театральной маски. Учить творчески участвовать в работе над созданием маски. Познакомить детей с техникой изготовления выцинанок. Совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами (складывание, вырезывание).
2. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
3. Воспитывать любовь к театру, уважение к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре. Оборудование и учебные наглядные пособия:
1. Для учителя:
зрительный ряд: изображения античных и карнавальных масок. Рисунки лиц (в виде схем) с островыраженным характером. Фотографии масок. Компьютер, экран, презентация к уроку «Маски»;
2. Для учащихся: бумага, ножницы, карандаш простой.

План урока.
1. Организационный момент.
Повторение и сообщение темы и целей урока.
2. Мини - лекция с объяснением и элементами беседы.
3. Физкультминутка.
4. Практическая работа.
5. Игра «Художник – Зритель».
6. Подведение итогов.

Ход урока.
1. Приветствие. 2. Организационный момент (проверка рабочих мест). Повторение и сообщение темы и целей урока.
Слайд 1. - Давайте вспомним, чему посвящена тема третей четверти?
Слайд 2
(Она посвящена изучению работы художника в создании зрелищных искусств).
В какой стране впервые появился театр? Слайд 3. (Театр возник в Древней Греции). А что означает слово «театр»? (Слово «театр» - греческое, означает «место для зрелищ»). 
Слайд 4. Греческий театр родился из сельских праздников в честь бога Диониса.
- А как появился театр в нашей стране? 
Слайд 5, 6. (В нашей стране театр появился не сразу. Сначала это были выступления бродячих артистов, появление театральных балаганов и только потом появляется первый театр, недалеко от Москвы, при царе Алексее Михайловиче). 
- Ребята, а какие театры есть в нашем городе? Какие театры посещали вы? (В нашем городе есть театр оперы и балета, театр драмы, кукольный театр) Слайд 7.
Вопрос!!! - Ребята, актёр играл и играет в театре разные роли. Что помогает и помогала раньше ему постоянно перевоплощаться? (Костюмы, маски). Что из этого мы с вами сами можем изготовить? (Маски).
- Сформулируйте тему урока.
(Театральные МАСКИ) Слайд 8.
- Сегодня мы продолжим работу по изучению этой темы и поговорим о масках, о том, как они появились, из чего изготовлялись. Научимся сами делать маски.
2. Мини-лекция с объяснением и элементами беседы.
- А как вы думаете, зачем придумали маски? (защита, сокрытие, тайна, иллюзия, маскировка, скрытность, сверхъестественная сила)
Слайд 9. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Венецианские маски – это особый вид искусства Италии 16 века. Они отличаются от всех видов масок своим декором – мастера умело отражали на них всю пышность и веселье карнавала.
Посмотрим, какими были маски в далеком прошлом, и какими они стали сейчас. 
Слайд 10, 11. «Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов. 
Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например, посвящения в вожди. 
Слайд 12, 13. Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Они заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса.
Слайд 14, 15. В XVI веке в Италии возникла комедия масок – Комедия Дель арте. Это вид итальянского народного (площадного) театра. В основе представления была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей.
Слайд 16, 17. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов. 
Слайд 18. Итак, маски бывают карнавальные, танцевальные, обрядовые (ритуальные), театральные: комические, трагические. 
Слайд 19. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Цвет, линии).
Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются. Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются. Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (На некоторых масках возраст можно определить по морщинам).
Теперь в большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра, как и в древние времена, определяет Как вы думаете, кто? Художник. Цель работы художника в театре? Помочь актёру.
- А чем сейчас заменили маски? (гримом). Слайд 20. - Как называется художник, накладывающий на актёров грим? (гримёр).
- А сейчас мы используем маски? (Да.) Где и когда? (на Новый год).
- Правильно. Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, Рождеству, школьному балу, то обязательно или покупаете или сами мастерите маскарадную маску. Слайд 21
- Я уже говорила, что маски готовили из разного материала. Но мы сегодня будем делать маски из бумаги в технике выцинанок. Слайд 22.
Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинать» - «тщательно вырезать». Мы уже работали в этой технике, только я её вам не называла. В этой технике мы вырезали ограду, снежинки, деревья.
Мы работаем с ножницами, поэтому нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с ними. Ответы учащихся. (С ножницами нужно работать аккуратно, не оставлять их открытыми, не подносить близко к лицу, передавать ножницы кольцами вперёд).
С клеем тоже нужно работать аккуратно, также не забывать об экономии бумаги, не вырезать мелкие детали на середине листа. 
- Чтобы сделать маску, сложите лист бумаги пополам и на одной стороне нанесите изображение половины лица задуманного персонажа.
Чтобы облегчить работу, места, предназначенные для вырезания, заштрихуйте. Вырежьте, разверните. Маска готова. Слайд 23
- Прежде чем выполнить маску, необходимо представить себе тот образ, который вы хотите изобразить, его характер.
Слайд 24. (Схемы лица вы видите на слайде). 
Пользуясь схемами лица, вы сможете передать настроение и характер героя.  Ребята, а при помощи линий мы сможем передать настроение? (Да). Учащиеся рассматривают таблицу «Линии» и выясняют, как линии влияют на настроение человека. Слайд 25
Плавные, волнистые линии передают спокойное или веселое настроение. Колючие, ломаные линии - агрессию, тревогу, мрачное настроение. 
(Форма лица, расположение глаз, поднятые или опущенные уголки губ помогает в создании образа маски).
3. Физкультминутка. Слайд 26
4. Практическая работа. Слайд 27.
Задание: конструирование выразительных острохарактерных масок из бумаги (индивидуальная работа) (Звучит музыка для создания эмоциональной атмосферы в классе). 
5. Игра «Художник-Зритель».
- Весь урок мы с вами были художниками, а теперь давайте побудем зрителями и посмотрим, какие маски у нас получились.
Выставка.
Удалось ли авторам передать характер задуманных персонажей?
Оцените работы по следующим критериям:
-соблюдение пропорций;
-работа над мелкими деталями;
-общая завершённость, выразительность;
-цветовое решение;
-аккуратность исполнения.
Обучающиеся высказывают мнения по представленным работам.
5. Подведение итогов.
1) Для чего использовали маски в театре? Что маска выражала?  Ответ: Маска помогала скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска выражала характер персонажа. 
2) А, где вы можете использовать маски?
Ответ: Маски можно использовать на праздниках, на новогодних карнавалах, рождественских святках.
3) Из чего изготавливали маски? 
4) В какой технике мы работали?
5) Какова роль художника в изготовлении масок?
6) Чем в современном театре заменены маски?
7) Понравился ли вам сегодняшний урок?

Домашнее задание. Сделать свои варианты масок к сказкам. Как хорошо, что театр есть.
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра. Слайд 28.

- Урок окончен. Всем спасибо.
Литература
1. Золоева Л., Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-447с.: ил.- (Мировая культура). Стр. 114-118. 2. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений программы с краткими методическими рекомендациями изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Москва «Просвещение» 2007. 3. Энциклопедия для детей. Т.7.Искусство. Ч.1.Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. Издание 2-е, исправленное. – М.: 2002.
Список использованных интернет-ресурсов: 
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html  http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200102803  http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска  http://www.znaikak.ru/maskatheater.html 
15