Конспект урока по русскому языку на тему Запятая в сложном предложении (4 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С СОЮЗАМИ и, а, но
Тема: Запятая в сложном предложении
– Развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи.
– Осознание вербальных и невербальных средств общения как ментальности, «духа» народа, проявления его культуры.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
II. Формулирование проблемы.
III. Развитие умений.
Орг.момент. Слайд 1.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
- Давайте вспомним наши правила работы на уроке. Слайд 2.
Чтение по цепочке.
Работа с деформированным текстом.
- Давайте составим 5-ое правило, которое пригодится в жизни каждому.
Труд кормит, а лень портит.
- Что можете сказать об этом предложении?
( Запись в тетради. Выделить грамматическую основу, составить схему)
Работа с учебником с. 77
- Прочитайте ключевые слова темы на с. 77. Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение», и дополните этот ряд ключевых слов. (Простое предложение, однородные члены, отсутствие запятой.)
- Итак, сегодня на уроке мы. (повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении.) Слайд 3.
Словарная работа.
-Прежде чем продолжить письменную работу, давайте проведем разминку для наших пальчиков. Повторяйте движения за мной.
А)Раскачивание ладони вперед и назад.
Б)Раскачивание ладони из стороны в сторону.
В)Поднять руку и вытянуть кисть.
Г)Поднять 2 пальца.
Д)Аплодисменты.
Е)Постучать костяшками пальцев по столу.
Упр. 78.
-Читаем задание.
а) Ученики самостоятельно читают текст про себя и отвечают на вопросы в задании.
б) Формулировка главной мысли текста: язык жестов – это часть культуры народов, и его тоже надо изучать. Слайд 4.
в) Во 2-м, 3-м и 4-м абзацах сравниваются «русские» и «иностранные» жесты, они разные, поэтому в сложных предложениях используется союз а.
-Из каких предложений в основном состоит текст? Как догадались?
- Давайте запишем одно предложение с союзом а. (Записать на доске и в тетради, выделить грамматическую основу, составить схему)
- Какую роль играет союз а в этом предложении?
г) Запись словарных слов из текста за одну минуту. Кто больше найдёт таких слов и правильно обозначит орфограмму. (Язык, народов, прощание, вперёд, выражают, аплодисментами, ситуации, привычного, разлуки, традиционное.) Слайд 5.
– Что означает слово традиция?
- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре в конце учебника.
- Какие ещё русские традиции вы знаете? А башкирские? Слайд 6-7.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Физминутка.
Систематизация знаний. Работа со схемой.
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)
- Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
- А в сложном? (его части) Слайд 8.
- Посмотрите на экран и скажите, где изображено простое предложение, а где сложное?
- Как связываются части сложного предложения?
- Как разделяются?
- Итак, давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы правильно поставить знаки препинания в предложении. Слайд 9.
Работа в группах.(3 группы)
Каждая группа получает карточку с заданием.( У детей лист с фломастером). Звучит музыка П. И. Чайковского «Осень».
(П,п)етру (И,и)льичу (Ч,ч)айковскому нравилась х_лодная осенняя пора, когда подолгу м_росит дождик, а (в) печ?ной трубе с_рдито воет вет_р.
Ученики самостоятельно читают задание и выполняют его. Проверка выполнения проводится как фронтальный опрос.
- Кто такой П. И. Чайковский? Его музыкальное произведение «Осень» звучало.
- 1-ая группа называет пропущенные орфограммы.
- 2-ая группа называет грамматическую основу.
- 3-я группа чертит схему на доске.
- Какие приемы используют писатели и поэты в своих произведениях при описании картины осени?
Слайд 10.
- Осень - «плаксивое» время года. Действительно, очень часто идут дожди, у многих людей портится настроение, накапливаются усталость и раздражительность. А это ведёт к ухудшению самочувствия.
- Ребята, а какие приёмы вы бы могли предложить для повышения настроения? ( в помещениях должно быть много света, т.к. в это время года не хватает солнечного света, кушать больше фруктов – «витаминов радости», любимые занятия, весёлая музыка, танцы, )
Индивидуальная работа в форме тестов.
Работа в «Рабочей тетради» с. 18 упр. 5, 6,7.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Итог урока.
4 4
– Найдите ошибки в схеме. Объясните их. Схемы на доске.
Рефлексия. Кленовые листочки. Слайд 11.
- Хочу знать больше.
- Хорошо, но могу лучше.
- Пока испытываю трудности.
V. Домашнее задание.
1. Н с. 25 упр. 45 («Д.м.»)
2. П Задание № 10, тема 3 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014 13 PAGE 14515
Заголовок 315