Конспект фрагмента открытого урока по русскому языку Учимся ставить запятые при однородных членах предложения
Конспект фрагмента открытого урока по русскому языку в 3 классе.
Учитель дети
Ребята, давайте введем наших гостей в курс дела. Над чем мы сейчас работаем на уроках русского языка? Мы работаем с однородными членами.
А конкретнее? Учимся ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
А что такое «однородные члены предложения? Слова, которые являются одной и той же частью речи, относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос.
Сегодня на уроке мы продолжим эту тему. Ребята, когда я готовилась к этому уроку, я приготовила для вас вот это предложение. (слайд №1)
Теперь сомневаюсь, есть здесь однородные члены предложения или нет. Надеюсь, вы поможете мне разобраться с этим предложением. Мы пили чай с лимоном и удовольствием.
Прочитайте это предложение. Есть ли в нем однородные члены предложения? Да
Нет
У нас возникла проблема. Одни считают, что в этом предложении есть однородные члены предложения, другие считают, что их нет.
Спишите в тетрадь это предложение. Учащиеся списывают предложение в тетрадь
Чтобы решить эту проблему, нужно разобрать это предложение по членам предложения. Начнем.
В этом предложении говорится о нас. Кто? Мы –это подлежащее, подчеркнем одной чертой.
Мы что делали? Пили. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
Пили что? Чай. Это дополнение. Подчеркнем пунктирной линией. Чай какой? С лимоном. Это определение, подчеркнем волнистой линией.
Если зададут вопрос с чем? Это не научный вопрос. Его можно задавать только от глагола. Об этом вы узнаете в старших классах. Пили как? С удовольствием. Это обстоятельство, подчеркиваем точкой тире.
Вот проверьте, что у вас должно получиться (слайд 2)
Какой же сделаем вывод? В этом предложении нет однородных членов, так как нет слов, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
(Слайд 3)
Прочитайте предложение.
Как вы думаете, есть в нем однородные члены предложения? Каким членом предложения они являются. Покажите соответствующую карточку. Правильно ли записано данное предложение? Нет ли какой ошибки? В этом предложении нет запятых.
Спишите это предложение в исправленном виде. Какой вывод сделаем? Однородные члены предложения, не соединенные союзами на при письме разделяются запятыми
Посмотрите, что у вас должно получиться. (слайд 4)
Согласны ли вы с постановкой запятых? (слайд 5)
Прочитайте стишок-правило.
Вы уже умеете ставить запятые при однородных членах предложения, если они не соединены союзами.
А какие знаки ставятся, если однородные члены предложения связаны союзами?
Понаблюдайте и сделайте вывод.
(слайд 7)
Читаем первое предложение. Какие однородные члены предложения есть в нем?
Чем они соединены? Ставиться ли между ними запятая? Но
да
Таким же образом разбираем следующие 5 предложений.
Какой же вывод можно сделать? Запятая при однородных членах ставиться, если однородные члены не соединены никакими союзами, если однородные члены соединены союзами но, а. запятая при однородных членах не ставиться, если они соединены союзом и, повторяющимся один раз.
Давайте, обратимся к учебнику и проверим правильность наших выводов.
Откройте учебник на стр. 131.
Прочитайте тот вывод, который предлагают нам авторы учебника.
(слайд 9)
Вот каким должны быть наши схемы.