Конспект урока на тему:Синтаксические синонимы в бессоюзных сложных предложениях


Тема урока.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. (9 класс)

Цели урока:
Познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей;
Продолжить работу по подготовке учащихся к ОГЭ
3. Совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;
4. Продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания о СП и знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии;
Развивающие: развитие речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;
Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, формирование навыка делового сотрудничества, сравнения разных точек зрения, умения считаться с мнением другого человека;
Метапредметные: построение речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование, формирование умения формулировать проблему и создание способов ее решения, оценивание результатов деятельности;
Предметные: продолжение формирования навыка расстановки знаков препинания в СП, использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и письменной речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к ОГЭ
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками (1) а между ними и течет речушка (2) обозначенная на карте такой (3) голубой краской.2.С обрыва (4) на котором остановился Норкин (5) хорошо видны мелкие камни (6) устилающие (7)дно. 3.Вода (8) искрясь (9) пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит теленок и (10) отмахиваясь хвостом (11) от надоедливых слепней (12) пьет воду (13) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
По данному тексту учащиеся должны выполнить несколько заданий.
Задание 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (1 ряд) – 2 предложение
Задание 2. Укажите количество грамматических основ в предложении № 1 (2 ряд) -2
Задание №3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах. (3 ряд) – 8, 9,10, 12,13
Задание №4.Один из учеников расставляет все знаки препинания.
Задание №5. Второй ученик составляет схемы сложных предложений (1-2)
III. Вопросы для повторения предыдущей темы:
Какое предложение называют сложным бессоюзным? Как соединяются между собой части бессоюзного сложного предложения? Что служит в таких предложениях средствами связи? Какие знаки препинания могут встречаться в БСП? Чем выражаются смысловые отношения в устной речи? Какие значения могут быть в БСП?
IV. Изучение нового материала
Что такое синонимы?  СИНОНИМЫ - слова, одинаковые или близкие по значению.  
 СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.
Слово учителя. — Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. Некоторые смысловые отношения могут выражаться как сложносочинёнными, так и сложноподчинёнными предложениями. БСП способны выражать разнообразные смысловые отношения частей. Но если в союзных (ССП и СПП) предложениях эти значения выражаются ясно и недвусмысленно благодаря союзам, то в БСП они лишь намечаются интонацией и часто выражаются нечетко.  Так возникают синтаксические синонимы, различающиеся стилистическими оттенками или сферой употребления:
 Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (ССП соединительное) происходит одновременность действия
Так как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться (СПП с придаточным причины)В сакле стало душно - я вышел на воздух освежиться. (БСП)
 Существует синонимия бессоюзных сложных предложений и сложносочинённых, и подчинённых предложений: 
Придёт зима — пруд покроется льдом (бессоюзное).
Придёт зима, и пруд покроется льдом (сложносочинённое).
Когда придёт зима, пруд покроется льдом (сложноподчинённое). СПП с придаточным времени
V. Закрепление материала
1.     Преобразуйте бессоюзные предложения в сложносочиненные и сложноподчиненные; определите тип полученных предложений.1) Ласточка день начинает — соловей кончает. (а)ССП противительное
2) Я понял: счастье — в дружбе и работе. (что)СПП изъяснительное
3) Зима снежная — год обычно урожайный.(Если… то)СПП условия
4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела. (потому что)СПП причины
5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно.(поэтому)СПП причины
2. Самостоятельная работа.Преобразуйте бессоюзные предложения в союзные, части которых были бы связаны сочинительными или подчинительными союзами. Какие из них динамичнее, экспрессивнее? Выделите грамматические основы.
1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито.
2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.
3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег.
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание: повторить пар.15-17 упр.236
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Задание: проставить знаки препинания. Сделать схему предложений
1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на наши головы хлопьями посыпался снег.
2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.
3) Белка прыгнула с ветки на ветку на наши головы хлопьями посыпался снег.
Запятая, точка с запятой Двоеточие Тире
1. [  ], [  ] = и -перечисление. 
Тучи разошлись, выглянуло солнце  1.[  ]: [  ] – причина.
Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий. 1.[  ] – [  ] –противопоставление, сопоставление.
Политики ищут шанс – предприниматели его находят.
; 1.[  ]; [  ];  [  ] - части БСП далеки по смыслу.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы. 2.[  ] : [  ] – пояснение = а именно, то есть.
У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают 2.[  ] – [  ] – время, условие = когда…то, если…то.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
2. [  ]; [  ] – внутри частей БСП есть запятые.
Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их. 3.[  ]: [  ] – дополнение = что.
Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет. 3.[  ] – [  ] - быстрая смена событий.
 На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
4.[  ] – [  ] – сравнение = словно, будто.
Молвит слово – соловей поёт.