Родительское собрание на тему ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
10 сентября 2015 года
Цели:
– разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
– дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.
43872152385060
План родительского собрания
Приветствие. Вступительное слово учителя.
Сообщение учителя.
Возрастные особенности младшего школьника.
Психофизиологическая зрелость.
Новые правила.
Анкетирование родителей о готовности ребенка к школе.
Как помочь ребенку в приготовлении уроков.
Заключительная часть собрания.
Рекомендации родителям.
Выбор родительского комитета.
Ход родительского собрания
I. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Встречи этой искренне мы ждали.
И не терпелось: все ли друг о друге мы узнали?
Вам интересно, кто будет детей ваших обучать,
А мне, как будем вместе ладить, детям нашим помогать.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
– Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
– Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?
– Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?
Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего чада, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, посоветоваться со специалистами, чтобы осталось как можно меньше вопросов и «белых пятен» на пути адаптации детей к школе.
II. Сообщение учителя.
Возрастные особенности младшего школьника
Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.
Как правило, от 7 до 11 лет развитие ребенка происходит плавно, без каких-либо особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических травм. Отношения с родителями по-прежнему значимы, но все же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок жизнерадостен, энергичен, переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности. Помните об этом, уважаемые родители.
Психофизиологическая зрелость
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т. д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Новые правила.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Тем не менее, возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1 классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Родители должны знать, насколько ребенок готов к школе.
Анкета для родителей
Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы.
№ п/п Вопрос Вариант ответа
(да, нет)
1 Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен? 2 Способен ли ребенок выполнить устное поручение? 3 Может ли он заниматься каким-либо делом самостоятельно? 4 Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания? 5 Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем-либо, обратится ли он за помощью? 6 Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи и пр.) 7 Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая? 8 Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности? 9 Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте (на детской площадке, в детском саду и т. д.) 10 Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели? 11 Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками? 12 Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью? 13 Есть ли у вашего ребенка друзья? 14 Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми? 15 Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми? 16 Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес? За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.
Интерпретация ответов.
10–15 баллов – достаточно (хороший–высокий) уровень личностной готовности к школе.
6–9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.
0–5 баллов – низкий уровень личностной готовности к поступлению в школу.
Как помочь ребенку в приготовлении уроков
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.
Какие здесь могут быть основные рекомендации:
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение, отсутствие лишних предметов на столе).
2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).
3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в школе.
4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.
5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.
6. Со временем снижайте степень контроля.
Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля и она должна всячески поощряться.
7. Поддерживайте старания ребенка, высказывайте уверенность, что все у него получится.
III. Заключительная часть собрания.
Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм.
Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку.
Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:
– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;
– помогаете ему поверить в себя и свои силы;
– помогаете избегать ошибок;
– не осуждаете в случае неудач.
Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.
Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:
– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;
– не вспоминать дневные неудачи:
– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;
– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;
– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;
– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;
– спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;
– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы «о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;
– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;
– не забудьте на ночь поцеловать ребенка, погладить его. Ласка – это не пустяк, на нее тоже нужно найти время.
IV. Рекомендации родителям
Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни.
Внушайте каждому ребенку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами.
Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…
Избрание родительского комитета
После завершения собрания учитель проводит индивидуальные консультации с родителями по личным вопросам.
Самоанализ родительского собрания.
Родительское собрание проведено в начале учебного года с родителями первоклассников. Присутствовали родители всех учащихся 1 Д класса.
На собрании были разъяснены трудности привыкания детей к школе и даны рекомендации по планированию режима дня и исполнению домашних заданий.
Каждая тема родительского собрания завершалась обсуждением интересующих родителей вопросов.
По итогам родительского собрания выбран родительский комитет.
По результатам анкетирования о готовности к обучению даны индивидуальные рекомендации по адаптации ребенка к школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 1999.
2. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться. – М., 1980.
3. Бочарова, Н. И., Тихонова, О. Г. Организация досуга в семье. – М., 2001.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.
5. Вергелес, Г. И., Матвеева, Л. А., Раев, А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: кн. для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
6. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
7. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000.
8. Гельфан, Е. М., Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию // Педагогика. – М., 1972.
9. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2005.
10. Диалоги о воспитании: кн. для родителей. – М.: Педагогика, 1985.
11. Детский портал «Солнышко»/www.solnet/ee.
12. Журнал «Няня». – 1999. – № 9.
13. Журнал «Классный руководитель». – 1999. – № 1, 2; 2000. – № 8; 2001. – № 2.
14. Журнал «Воспитание школьников». – 1998. – № 5; 2001. – № 1.
15. Журнал «Директор школы». – 1997. – № 6.
16. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. – М., 2001.
17. Никитин, Б. П. Развивающие игры. – М., 1995.
18. Портал «Детский психолог»/www.childpsy.php.
19. Портал «Няня.Ру»/www.7ya.ru.
20. Радиоперадача «Родительское собрание» (печатная версия).
21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
22. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 1978.
23. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
24. Технология воспитательных дел в школе / под ред. И. А. Чурикова. – Чебоксары, 1999.
25. Учиться бережливости / сост. П. И. Матвеев. – М.: Педагогика, 1984.
26. Шлыкович, А. С. Нам не скучно. – М.: Детская литература, 1964.
27. Цукерман, Г. А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1989.