Методическая разработка«Психолого — педагогические требования, как метод эстетического воспитания в классе по специальности».

Методическая разработка
«Психолого - педагогические требования, как метод эстетического воспитания в классе по специальности».
О.А.Раева
МБОУ ДОД «Петровская детская школа искусств»
«Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В.А.Сухомлинский

Детские музыкальные школы, являясь самым массовым звеном в системе музыкального образования, призваны практически решать ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, морального облика, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовить активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры в народе, умеющих отличать плохую музыку от хорошей, содержательную от низкопробной, а наиболее способных из них к дальнейшей учёбе в средних специально учебных заведениях .
Урок по специальности занимает одно из главных мест во всём учебном процессе. На уроке педагог направляет музыкальное и исполнительское развитие ученика, воспитывает его волю и любознательность, организует его работу и учит работать дома.
Педагог должен быть предельно внимательным, активным и глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика. Для успешных занятий очень важно, чтобы на уроке установился хороший контакт между учеником и педагогом. Искреннее и заинтересованное отношение педагога к занятиям дети чувствуют очень хорошо и всегда реагируют на него должным образом. Педагогу следует с одинаковым интересом работать со всеми учениками своего класса, независимо от степени их одаренности. Часто с более одарёнными учениками педагог занимается больше, более тщательно подбирает репертуар, проявляет больше заинтересованности, это понятно, однако работа со слабыми учениками не должна сводиться к натаскиванию, многократному, скучному проигрыванию текста, необходимо разнообразить урок, поддерживая интерес ребёнка.
Ученики чутко воспринимают различия в отношении к ним педагога. В этом случае нельзя переоценивать значение педагогического такта. Тактичность – это качество человека, которое делает педагога предусмотрительным и осторожным в выборе средств воздействия и методов воспитания.
В такте педагога выражается его высокоморальное, гуманное отношение к учащемуся, сочетаемое с педагогически обоснованными формами обращения с ними, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьника, его учебную подготовку, психологическое состояние и конкретную обстановку, в условиях которой осуществляется данное педагогическое воздействие. Необходимо разумное сочетание любви и требовательности, выдержки и заинтересованности.
Нетактичное поведение педагога может привести к ослаблению его педагогических возможностей и ухудшению взаимоотношений с учеником. Часто робкие дети неохотно посещают занятия из-за того, что педагог громко и резко делает им замечания на уроке. Недопустимы ослабление требований, невнимание, сухость и грубость в обращении с учениками.
Важное значение имеет и педагогическая техника в обращении с учеником, в частности умение педагога ньюинсировать обращение с учеником в форме просьбы, совета, убеждения, в применении требования, поощрения, порицаниях.
Педагогические требования - это один из методов организации воспитательной работы на уроке по специальности. Педагог наделён полномочиями, которые позволяют ему предъявлять к ученику определённые требования, распоряжения, давать советы, прибегать к давлению, уговаривать, подчинять.
Сильное влияние и воспитательное воздействие оказывает авторитет личности педагога. Каждый педагог должен обладать должностным, профессиональным и личным авторитетам. Авторитет личности более сложное понятие, он складывается на основе всех видов деятельности и поведения. Необходимо, чтобы доброта и отзывчивость, способность к сопереживанию, основанному на понимании ситуации доминировали в отношениях между педагогом и учащимся.
Для формы выбора требований важно учесть и ситуацию и отношение ученика к тому, что требует педагог, и отношение ученика к педагогу. Необходим постоянный контроль и коррекция поведения ученика. Ученик вынужден принимать требования педагога, при этом личный опыт ребёнка не всегда совпадает с требованиями , что приводит к формальному усвоению, ученик принимает требования, но ещё внешние.
На первых же уроках по специальности перед учащимися встаёт много новых для него вопросов: устройство инструмента, запись звуков, посадка, постановка рук, ведение меха. Неопытный педагог предъявляет к ученику требования к выполнению всех задач. Ученик не может сосредоточится на выполнении всех требований одновременно, это делает их невыполнимыми. Иногда, вполне доступный материал становится недоступным из-за того, что педагог не добившись одного требования, начинает требовать другое. В результате в знаниях ученика появляются пробелы и он перестаёт понимать педагога. Требование на первых порах должно быть чётким и предельно конкретным, постепенно может быть заменено косвенным, цель которого не выражена прямо.
Различают три вида требований.
Требование – совет – обращение к рассудку ученика, побуждает и заинтересовывает его.
Требование – доверие – сильное воспитательное средство, но результата оно достигает только тогда, когда ученик дорожит хорошим отношением педагога , относится к нему с любовью.
Требование - просьба основывается на дружеском отношении между педагогом и учащимся и может быть применена тогда, когда вы знаете, что ученик с удовольствием его выполнит.
Требование – намёк – возможно при очень близком отношении между педагогом и учеником, когда достаточно одного взгляда чтобы ученик выполнил требование учителя.
Требование – одобрение – является сильным стимулом в деятельности каждого человека, заслуженная похвала окрыляет ученика и даёт стимул к работе.
Требование – осуждение близко к наказанию, способно вызвать нужный или остановить нежелательный поступок.
Требование – условие – побуждает ученика заниматься прежде менее приятным, но нужным делом.
Требование – угроза – крайний случай требований, за которым следует наказание, им нужно пользоваться крайне осторожно. Это может быть вызов к директору, на педсовет.
Нельзя постоянно оказывать давление на ученика. Необходимо уметь привязывать не интересное к интересному и заставить ученика пройти путь от «хочется к надо». Педагог должен изучить все особенности каждого ученика, прежде всего его психологические свойства и отличительные черты характера. Интерес ученика должен быть устойчивым, это необходимо для достижения успеха. Нельзя забывать о том, что дети отличаются друг от друга эмоциональной возбуждённостью- характером.
Какие же требования необходимо предъявлять к педагогу для успешной работы?
Прежде всего доступность и последовательность требований. Неоднократное напоминание об ошибках не приносит пользы, пока ученик не услышит и не осознает их. Необходимо разбудить и постоянно поддерживать интерес ребёнка к инструменту и веру в себя. Ребёнок должен уходить с урока окрылённым с верой в свои силы и желания продолжить работу дома.
Какие необходимо предъявлять требования к домашнему заданию?
Домашнее задание должно быть доступным. Учитывать объём работы, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность ученика. Домашнее задание должно быть чётким и конкретным.
Какие психолого - педагогические требования необходимо предъявлять к подбору программы?
Программу необходимо подбирать не формально, учитывая сложность произведения и характер ученика, рост технических и эмоциональных данных. Усложнение программы губительно сказывается на учащемся. Разбор и выучивание текста отнимают много времени, находясь в плену у непосильного произведения ученик не успевает уловить все ошибки на начальном этапе и в дальнейшем ему трудно освободиться от них. Работа сводится к «натаскиванию»,пьеса учится долго, интерес потерян, а «награда» за труд – низкая оценка на экзаменах и разочарование, непонимание ученика, а часто и педагога – «за что». Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать умение не только слушать, но и слышать.
Для успешной работы по воспитанию учащихся на уроке, необходимо, чтобы педагог относился требовательно к своей работе.
Нередко в процессе работы над произведением происходит смещение представления и педагог воспринимает желаемое за действительное, не замечая трудностей ученика, выполняя недостатки исполнения пением или дирижированием. Привыкнув к несовершенному исполнению педагог не слышит его, это одна из причин того, что разбираясь в ошибках других, педагог не слышит своих и обижается на то, что его учеников «занижают» на экзамене. Чтобы избежать этого, необходимо посещать уроки других педагогов и пересматривать свою работу. Если педагог не научится критически относится к своей работе, то ученики, получая хорошие оценки на уроках и не понимая причину критики на экзамене, обижаются, чувствуют себя растерянно, что серьёзно сказывается на их характере и отношениях с окружающими.
Необходимо воспитывать осмысленное отношение ученика к исполнению, развивать образное мышление. Для этого необходимо не просто требовать играть «f» или « p», а просить играть задорно, радостно, игриво или настороженно, задумчиво, мрачно и т.д., добиваться того , чтобы ученик услышал – получилось ли то, что он хотел.
Необходимо научить играть осознанно, играть в ансамбле, подбирать по слуху, читать с листа, выступать на сцене и просто любить и понимать музыку.
Педагог – специалист музыкальной школы должен быть не только хорошим преподавателем на инструменте, но и хорошим педагогом воспитателем, знающим основы педагогики и психологии. Часто педагог формально относится к своим обязанностям, а иногда не понимает своей роли и ответственности в воспитании учащихся. Педагог располагает очень большими возможностями воздействия на ученика, он может успешно содействовать воспитанию его характера, развивать в нём волю, любовь к труду.
Только настоящая любовь к музыке и педагогической работе, понимании всех своих задач и своей роли в деле развития музыкального воспитания принесут педагогу удовлетворение и успех.

Литература.

Акимов Ю.Т. Воспитание учащегося в процессе обучения игре на баяне // Баян и баянисты: Сборник методических материалов. М.: Сов.композитор, 1970. - 149 с.

Беньяминов « О музыкальном воспитании»

Накапкин В. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструм.классах ДМШ. М., 1975.

Саранин В. Педагогическое требование как метод воспитания в классе специнструмента // Школа и клуб: социально-педагогические проблемы взаимодействия. – Тамбов, 1991. – С.91 – 95.

5. Саранин В. Методика обучения игре на баяне. Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова 270 с,2008г.


6. Страхов И. Психологический анализ урока. - Саратов, 1968г.









15