Мотивационные формы учебной активности как условие повышения качества обучения

Мотивационные формы учебной активности как условие
повышения качества обучения

Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится - мечта всех родителей и учителей.
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по–разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика? Почему в начальных классах дети ответственнее учатся, а становясь старше, теряют мотивацию к учебе?
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Думаю, многие согласятся с тем, что детям учиться неинтересно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, не мотивированы на учебу.
На снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения. Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:
отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов;
отношение к интеллектуальной собственности;
пропаганда гламурного образа жизни;
научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.
К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем примерно через 10- 15 лет, отсутствие понимания у ученика, чем именно приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем.
На что же обращать внимание учителю для повышения мотивации к учебной деятельности?
Очевидно, что учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в будущем, осознать, для чего нужно учить русский язык, иностранный язык, литературу и т. д. Это проявляет интерес. Новый материал должен быть связан с ранее усвоенным. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера это способствует развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда. Обучение должно быть посильным для ребенка. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, одноклассником, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. Обязательна позитивная психологическая атмосфера на уроке. Обучение должно сочетаться с творчеством. Дети обязательно должны верить в успех своей работы. На уроке должна присутствовать ситуация успеха.
Созданию мотивации к учебной деятельности способствуют следующие формы работы:
Проблемное обучение, предполагающее создание перед учащимися проблемной ситуации, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Например, проблемная ситуация создаётся следующими вопросами:
- Кто главный герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
- А почему же тогда А.С.Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка»?
- Что хотел сказать этим автор читателю? Считает ли он образ простой девушки-трусихи, какой мы видим её на протяжении почти всего романа важнее образа Петра Андреевича Гринёва или Емельяна Пугачёва?
Это заставляет учащихся задуматься над темой урока, по-новому взглянуть на учебный материал, иногда получаются настоящие «дебаты», которые запоминаются детям надолго.
Разноуровневое обучение, заключающееся в выполнении учащимися посильных заданий. Например, после изучения какого-то раздела по предмету «Русский язык» кто-то получит задание составить сложный план по разделу, выполнить задание по русскому языку на литературном материале, кто-то просто повторит правила, выполнит несложное упражнение из учебника.
Развитие исследовательских навыков. Широкие возможности для повышения мотивации к обучению и формированию основ знаний и навыков открывает исследовательская работа. Учащиеся, имеющие высокую мотивацию к обучению, серьёзнее относятся к усвоению учебного материала, пользуются разными источниками и справочными материалами. (Например, учащиеся получили задание подготовить материал о дуэлях в русской литературе или истории возникновения фразеологизмов в русском языке. Исследование может быть групповым, коллективным, индивидуальным).
Проектные методы обучения. Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.
Лекционно-семинарско-зачетная система, которая формирует у ученика чувство ответственности, чувство необходимости выполнить задание и без «хвоста» перейти на следующий этап. (Экзамен после каждого класса)
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, которые позволяют заинтересовать ученика, «расшевелить» его, включить в учебную деятельность, заинтересовав необычностью занятия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.
Коллективная система обучения - обучения в сотрудничестве (командная, групповая), которая вырабатывает чувство ответственности за свое задание, ученик выполняет его, чтобы не подвести свою группу, не быть хуже всех. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться или приводить аргументы несогласия.
Технология перспективно-опережающего обучения. Ученику дается задание наперед, по еще не изученному материалу. Например, подготовить сообщение к определенной дате и рассказать его в классе, оказав этим помощь учителю в объяснении нового материала или даже изучить новую тему и сообщить о встретившихся трудностях.
Информационно-коммуникационные технологии - использование
обучающих программ, электронных учебных изданий, сети Интернет. Например, на уроках литературы: просмотр видеоверсии изучаемого произведения или отрывка из него, прослушивание актерского исполнения стихотворения или прозы.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что модель образования 21 века – образованное общество, поэтому изменение отношения к знаниям среди детей и подростков необходимы. Качество образования – главное условие экономической конкурентоспособности России и её национальной безопасности.

15