Методические рекомендации по проведению олимпиады по русскому языку


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ МО «МонПК»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению олимпиады по учебной дисциплине
«Русский язык и литература. Русский язык»
Мончегорск
2015
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией Заместитель директора
общих гуманитарных дисциплин по учебной работе
Протокол №____ от « » _______20___ г. _________________ О.В. Першина
Председатель _Яковлева И.И._
« » ____________20___ г. « » ____________20___ г.

Положение по проведению олимпиады обучающихся по учебной дисциплине
«Русский язык и литература. Русский язык» составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по дисциплине ___Русский язык и литература___________________
(наименование)
для специальности для всех специальностей первого курса_______________________
(наименование)
Автор: __преподаватель ГАПОУ МО «Мончегорский политехнический колледж» ________________Н.М. Юсупова ______________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
Рецензент:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
Рецензент:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
2
Пояснительная записка
В современном обществе знание русского язык становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Это показатель грамотности, образованности, культуры человека, живущего в России. Знание русского языка превращается в новой ситуации развития общества в категорию, реально востребуемую в практической и интеллектуальной деятельности человека. Участие в олимпиаде по русскому языку вызывает большой интерес у студентов.
Основной целью проведения олимпиады является выявление студентов не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных, достигших значительных успехов в овладении русским языком, проявивших особый интерес к изучаемому предмету и культуре.
К основным задачам олимпиады по русскому языку можно отнести
следующие:
1) определение уровня развития способностей студентов к изучению русского языка;
2) выявление студентов с языковой одаренностью, их дальнейшее развитие;
3) повышение мотивации, интереса к изучению русского языка;
5) приобщение к русской культуре.
Олимпиада по русскому языку среди студентов колледжа проводится
согласно «Положению о внутриколледжной олимпиаде обучающихся в ГАПОУ МО «Мончегорский политехнический колледж»колледж На выполнение заданий Олимпиады отводится 2 часа.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения………………………………………………………………5
2. Цели и задачи олимпиады………………………………………………………6
3. Порядок проведения олимпиады……………………………………………....7
4. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей………………..9
Литература…………………………………………………………………………10
4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Олимпиада по русскому языку среди студентов 1 курса проводится с целью повышения интереса к родному языку и литературе, совершенствования внеучебной работы со студентами, выявления одаренных студентов с их последующим привлечением к участию в городских, краевых, всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе.
1.2. Олимпиада по русскому языку проводится в соответствии с настоящим Положением.
1.3. Сроки проведения
Олимпиада по русскому языку проводится в период с 15 по 31 марта каждого года в период проведения декады ЦК ОГД.
В данном мероприятии могут принять участие все желающие студенты 1 курса колледжа.
5
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Цель олимпиады по русскому языку – мотивация студентов к изучению родного языка;
развитие интеллектуальных, познавательных способностей, создание оптимальных условий для одаренных студентов, имеющих высокий уровень знаний по литературе, истории, русскому языку и способных творчески их использовать;
организация и проведение независимого и объективного контроля уровня грамотности, пополнение лексического запаса студентов, расширение их кругозора.
Олимпиада по русскому языку призвана способствовать патриотическому, гражданскому воспитанию студентов путем привития любви к родному языку, родной культуре, популяризировать духовные и гуманистические ценности русского народа.
2.2. Задачи олимпиады по русскому языку:
1. Предоставление возможностей всем желающим студентам проверить свои знания в области русского языка в условиях соревнования.
2. Создание условий для реализации способностей, интересов студентов.
3. Привлечение студентов к научно-практической деятельности.
4. Выявление наиболее способных студентов к участию в городских, краевых и федеральных олимпиадах по предмету.
5. Развитие у одаренных студентов творческих способностей и интереса к самообучению и саморазвитию.
6. Развитие гражданского самосознания и критического мышления студентов.
7. Развитие сотрудничества и расширение взаимодействия между студентами и
преподавателями.
8. Повышение внимания студентов к родной культуре, к русской литературе как к неиссякаемому духовно-нравственному источнику.
6
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3.1. Олимпиада проводится в один тур.
Могут принять участие все желающие студенты 1 курса колледжа.
Те студенты, которые набрали наибольшее количество баллов, объявляются победителями олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.
3.2. Олимпиада проводится ежегодно в период с 15 по 31 марта. Со сроками и порядком проведения олимпиады студенты должны быть ознакомлены не менеечем за 10 дней до ее проведения.
3.3. Все желающие принять участие проходят регистрацию.
Форма заявки:
ФИО студента
Число, месяц, год рождения
Номер группы
Контактный телефон студента
3.4. Содержательная часть отборочного тура; форма испытаний.
Содержание заданий тестов разрабатывается учителем - предметником в соответствии с особенностями учебного предмета и утверждается на заседании ЦК ОГД.
Одновременно обсуждается решение этих заданий и количество баллов за каждое выполненное задание.
3.5. Процедуру проведения олимпиады и оценивания работ обеспечивает преподаватель – предметник.
7
4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ
4.1. Литературно-художественные работы, представленные на конкурс, должны наглядно отражать заданную тематику.
4.2. Работы могут быть выполнены в любом жанре и речевой форме (прозе, стихах).
4.3. Отражать свое личное отношение к грамотности, к русскому языку и русский культуре.
4.4. Отличаться оригинальностью мышления и эстетическим вкусом конкурсантов.
4.5 . Работы, представленные на конкурс, должны быть не более 2 печатных страниц.
8
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА И
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
1. Соответствие тематике конкурса – максимально 5 баллов
2. Полнота раскрытия темы - максимально 5 баллов
3. Грамотность работы - максимально 5 баллов
4. Логичность и оригинальность изложения материала - максимально 5 баллов
5. Культура оформления работы - максимально 5баллов. Максимальное количество баллов – 15.
5.2. Победителями Конкурса считаются 3 участника, набравших наибольшее количество баллов.
5.3. Победители и призеры награждаются Дипломами победителей I, II, III степени.
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.
Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н. Ю. Шведова, М., 1994.
Норман Б. Ю.: Русский язык в задачах и ответах. - Москва, 2010.
Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. - Минск, 2009.
10