Лучший классный руководитель года-2014
СТОЛБОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА
Районный этап республиканского конкурса
«ЛУЧШИЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОДА – 2014»
Беленькая Леся Владимировна
Классный руководитель 7 класса
с.Столбовое
2014г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Я работаю над проблемой «Создание условий для формирования всесторонне развитой личности, устойчивой в окружающем мире», она вытекает из проблемы воспитательной работы школы «Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Цели воспитательной деятельности:
Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка:
Обеспечение благоприятного психологического климата в классе;
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта, а также для физического развития учащихся.
Исходя из этих целей, я решаю следующие задачи воспитательной работы.
Воспитание любви к Отечеству, родному краю.
Создавать в классе ситуацию успеха.
Способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками.
Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья.
Стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом учение.
Помочь создать свою систему ценностей, этических ориентиров в поведении и жизни.
Со своими воспитанниками я три года. Основная моя задача создать благоприятную атмосферу для сплоченного коллектива, где легко учиться и интересно жить.
Практика доказывает, что наилучшие воспитательные результаты достигаются тогда, когда в классном коллективе царит атмосфера, близкая к семейной. В процессе организации жизнедеятельности воспитанников постоянное внимание направляю на утверждение в коллективе доброжелательного стиля взаимоотношений, уважения и доверия друг к другу, на развитие самоуправления, коммуникативных качеств. Любой коллектив держится на традициях и классный час должен быть традиционным. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом, где возможно совместное творчество, обоюдный обмен мнением, созидательная работа по строительству коллектива.
Я считаю, что в школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач. Поэтому большое внимание уделяю развитию самоуправления. Оно помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.
Мне так хочется, чтобы каждый мой воспитанник в жизни был истинным Человеком, жил правильно, любил людей, высоко хранил свое достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.
Поэтому много классных часов провела на такие темы:
«Этикет и мы», «Учимся решать конфликты», «О матерях можно говорить бесконечно», «Мой класс – моя семья», «Что значит быть толерантным», «О честности и умении держать слово».
В своей воспитательной работе я в первую очередь учу своих воспитанников азбуке моральной культуры. Ведь мы живем среди людей и не должны забывать, что каждый наш поступок влияет на тех, кто нас окружает. Говорю, что есть границы между тем что хочется и тем, что можно.
Необходимо всегда проверять поступки, спрашивая себя: не делаешь ли ты зла, неудобства людям. Призываю ребят быть внимательными к людям, уважать их, воспитание нравственности сейчас очень актуально. Ведь не секрет, что сегодня за деньги можно купить все, они имеют больше значения, чем доброта, человечность, культура, честность. Деньги загрязняют природу и душу. Поэтому важно, чтобы отношения между детьми были добрыми, чтобы не было злости, зависти.
В своей воспитательной работе я с ребятами изучаю культуру и быт народов Крыма, что способствует возрождению национального сознания, воспитанию толерантности, обогащает духовный мир. Знание культуры, обрядов других народов укрепляет взаимоуважение и дружбу между людьми, которые живут на этой земле. Такие воспитальные мероприятия как месячники национальных культур, «Мой род, моя семья», «Самое светлое в мире слово – мама», «Родной дом» пробуждают желание творить добро, приносить радость людям, любить и уважать родителей, всех окружающих, склоняться перед их мудростью, учат быть добрым и честным. Душа ребенка – это храм и моя работа направлена на то, чтобы этот хлам не стал свалкой кирпича. Я поняла, что могу закрыть дорогу жестокостью, научить их любить родную землю. Мы вместе сопереживаем, рассуждаем, каждому из нас в классе тепло и уютно, друг другу помогаем, поддерживаем инициативу и правдивость.
Огромное внимание я уделяю патриотическому воспитанию детей. Несколько лет мои воспитанники участвую в конкурсе театрализированной военной песне. Я вижу как они сопереживают и с уважением относятся к ветеранам. Воспитательное мероприятие «Свеча голодомора 1932-1933 года» не оставило равнодушным ни одного ученика.
Реализация в воспитательной работе нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу образования.
В своей деятельности я руководствуюсь Законом Украины «Об общем среднем образовании», Законом Украины «Об охране детства», Деклараций прав и свобод человека, Конвенцией воспитания детей и молодежи и национальной системе образования.
Приоритетными для меня есть такие разделы Концепции воспитания:
- воспитание любви к Отечеству и родному краю –Крыму;
- воспитание толерантности;
- формирование личности, устойчивой в окружающем мире;
- формирование здорового образа жизни.
- профилактика правонарушений.
Эффективность выполнения функциональных обязанностей.
Я ответственно отношусь к выполнению должностных обязанностей. Налажены хорошие отношения с родителями, которые активно принимают участие в жизни класса. Я пытаюсь прогнозировать, анализировать, организовывать, сотрудничать и контролировать повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
В классе хороший психологический климат. Ученики чувствую свою социальную защищенность, комфортность. Наблюдается реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся. Неплохо развита организация и развитие коллектива. Я пытаюсь оказывать реальную помощь ученикам в становлении личности, создаю условия для развития способностей и талантов. Мною ведется четкий контроль за посещаемостью учебных занятий, учебными достижениями. Развиваю инициативу учащихся и членов ученического самоуправления, вовлекаю детей в общешкольные дела, кружки, объединения по интересам.
Веду документацию в соответствии с требованиями:
- классный журнал;
- план воспитательной работы;
- личные дела.
Использование современных педагогических технологий в процессе воспитания, творческий подход к работе.
В своей воспитательной работе я использую современные педагогические технологии. Они родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам. Предельно просты, доступны, а самое главное все они воспитывают у детей готовность проявить себя.
Это «Час общения», «Откровенный разговор», диалоги, дискуссии, ток-шоу, устный журнал, театральное представление, коллективное творческое дело «Банк идей», игровые формы, предметные, сюжетные, ролевые, деловые, экономическая «Играй-город»; диспут, лекции, походы, выставки, этические беседы.К своей работе я пытаюсь подходить творчески. Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Например: корреспондентская служба готовит материал из жизни класса для школьной газеты, устных журналов, участвует в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников. Редколлегия выпускает листовки, стенгазеты, плакаты. «Мыслители» помогают мне подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы. «Затейники» защищают честь класса в музыкальных и танцевальных конкурсах. Маленький или большой успех своих учеников всегда поощряю.
Организация работы с детьми учетных категорий.
Социальный паспорт класса.
Всего учащихся в классе – 9
Дети сироты - нет
Дети, находящиеся под опекой – нет
Дети-инвалиды: Самадинова Сусанна
Дети-чернобыльцы – нет
Дети, состоящие на «Д» учете: Самадинова Сусанна, Балакалова Валерия, Савонова Анастасия.
Дети, требующие особого педагогического внимания: Бондаренко Антон.
Дети, состоящие на внутришкольном контроле – нет
Дети, состоящие на учете в ОКМДД – нет
Одаренные и талантливые дети – Балакалова Валерия (высокий уровень обучения, призер второго этапа ученических олимпиад по украинскому языку;
Чурпита Анастасия (высокий уровень обучения, хорошо рисует);
Самадинова Сусанна (хорошо декламирует стихи, поет);
Муратов Азиз (танцует, поет, активный участник концертов в сельском доме культуры).
Количество многодетных семей (в них детей):
1.Щербакова Анна (4)
Количество неполных семей ( в них детей):
1.Чурпита Анастасия (1)
2.Бондаренко Антон (1)
3.Самадинова Сусанна (1)
У меня в классе есть ребенок, требующий особого педагогического внимания – это Бондаренко Антон. Отец умер, мать часто уезжает на временную работу в другой город. Этому ученику я всегда уделяю очень много внимания, контролирую посещение школы, провожу беседы о поведении на уроках и во внеурочное время, об отношении к учебе, о сохранении здоровья и недопустимости курения и употребления спиртных напитков и наркотических средств. У Антона хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Он имеет средний уровень учебных достижений, но парень неплохой, отзывчивый, добрый, активный участник внешкольных мероприятий.
Муратов Азиз развивает свои таланты не только в школе, но и в сельском доме культуры – поет, танцует, декламирует стихи. Кроме этого он играет в школьной команде по футболу, участник агитбригады и всех школьных концертов.
Оценка уровня воспитанности учащихся класса.
В классе 9 учащихся из которых 4 человека имеют высокий уровень воспитанности: Балакалова В., Чурпита А., Самадинова С., Гречаник А.
Хороший уровень: Заиченко И., Муратов А., Савонова А.
Средний уровень: Щербакова А., Бондаренко А.
Организация досуга учащихся во внеурочное и каникулярное время, привлечение школьников к кружковой работе.
Главная моя цель в этом направлении – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, развития интереса к внеклассной деятельности.
Перед собой я ставила такие задачи:
1.Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время.
2.Использование нестандартных форм внеклассной деятельности.
3.Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
4.Консультация учащихся в выборе кружков, секций.
Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития их индивидуальных способностей.
Мои воспитанники посещают кружки «Юный стрелок», «Сокровища родного языка», спортивную секцию волейбола, кружок краеведенья.
На каникулах мы ходим в походы и варим кашу, встречаемся в клубе «Знатоков английского языка». В летнее время ухаживаем за пришкольным участком.
Организация работы с родителями (формы работы с родителями).
Работу с родителями я условно делю на две части:
1.Со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры.
2. С частью родителей в форме индивидуальных бесед.
При общении с семьями учащихся соблюдаю следующие правила:
1.К родителям каждого учащегося проявляю искреннее уважение.
2.Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
3.Изучение семей должно быть тактичным и объективным.
4.Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
При посещении родителей на дому получила следующую необходимую информацию:
- общие сведения о родителях;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи;
- положение ребенка в семье (благоприятные, неблагоприятные);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей позволило мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи использовала различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, тренинг, деловые игры, материалы детского творчества, интерактивные игры. Я считаю, что родительское собрания является одной из главных ступеней в сотрудничестве родителей со школой. Проводим мы его 4 раза в год. На классном собрании обсуждали задачи учебно-воспитательного процесса, определяем стратегические линии сотрудничества, освещаем внеклассную жизнь детей, знакомлю родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе, делюсь наблюдениями о поведении в различных ситуациях (на уроках, переменах, экскурсиях), о взаимоотношениях, внешнем виде. Стараюсь быть предельно деликатной, избегаю негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителей. Никогда не превращала собрание в перечисление «грехов школьников».
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей, учащихся. При этом использую такие формы работы:
родительские университеты, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, тренинги. Умело организованное и продуманное просвещение способствует развитию воспитательных умений родителей.
Тематические и индивидуальные консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной
'
ситуации. Каждая такая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению.
Личные беседы с родителями чаще провожу с родителями, чьи дети имеют проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний. Я даю им понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. При этом использую очень эффективную тактику присоединения: «Я вас понимаю», -«Я с вами согласна».
Стараюсь вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:
открытых уроков и внеклассных мероприятий;
помощи в организации и проведение внеклассных дел;
В родительский комитет класса входят самые инициативные интересующие и опытные родители. Это Ермишина Юлия Петровна-председатель, Балакалова Виктория Леонидовна, Гальянова Галина Сергеевна.
Эффективность взаимодействий в воспитательном процессе, педагогического, ученического коллективов, семьи, общественности.
Деятельность классного руководителя многообразна, кругобязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости ипобеды. Классное руководствоэто реализация педагогическогосотрудничества.
Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Для определения результативности воспитательной работы я предполагаю учащимся и родителям ответить на некоторые вопросы, которые не оставят взрослых и детей равнодушными к совместной работе.
Предлагаю учащимся вспомнить все дела класса, а затем определить из этого списка классных дел:
а) самые интересные;б) самые значимые;
в) самые скучные;г) самые полезные.
Собрав эту информацию, получаю возможность для изучения отношения учащихся к внеклассной деятельности, использую анкетирование.
Анкета «Жизнь класса глазами учеников».
Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?
Какие школьные мероприятия тебе понравились?
Какие мероприятия в школе тебе не понравились?
В каких мероприятиях ты принимал участие?
В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей.
Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашемуребенку?
Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
В каких мероприятиях класса и школы могли бы участвовать ваш сын или дочь?
В каких мероприятиях класса или школы могли бы вы принятьучастие?
Какие воспитательные мероприятия вы хотели бы предложить?
На что необходимо обратить внимание классного руководителя ввоспитательной работе в будущем году?
Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективеучащихся?
Какие совместные мероприятия детей и родителей вы хотели быпредложить?
Такое анкетирование помогает мне взглянуть на процесс воспитания учащихся в классе по-новому, позволяет глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, и у родителей такие опросы вызывают заинтересованность, ответственность. У них формируется уважительное отношение к школе, которой небезразличен внутренний мир их детей. Почувствовав заинтересованность к себе, большинство родителей откликаются на любые дела, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе класса. От этого только выигрывает воспитательный процесс.
Эффективность взаимодействия в воспитательном процессе педагогического и ученического коллектива очень показательна во внеклассной воспитательной работе по предмету. Здесь происходит воспитание через содержание мероприятий, их методы и организацию, уровень самостоятельной работы учащихся, характер этой работы, элементы творчества.
Результативность: влияние предметных недель на совершенствование качества знаний, умений и навыков, повышение познавательной активности, их поведение, интерес, активность, дисциплинированность. Ученик не был на уроке. На одном или многих? Это уже сама по себе педагогическая проблема, сигнал учителю, классному руководителю. Выясняю, почему не был ученик, думаю, как помочь, ставлю в известность родителей, если необходимо, привлекаю завуча. Роль завуча в работе с такой категорией учащихся особая. Такая совместная работа эффективна.
Участие учащихся класса в районных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Мои воспитанники активно участвуют в различных районных мероприятиях (агитбригада), спортивные соревнования по футболу. Асанова Эвелина призер районной олимпиады по математике в 2012-2013 учебном году. Сейчас Эвелина ученица школы интерната для одаренных детей в с.Танковое Бахчисарайского района. Балакалова Валерия – призер районной олимпиады по украинскому языку и литературе.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Законодательные акты и государственные документы
Основные задачи и направления воспитательной работы в учебных заведениях Украины определены в следующих документах:
Национальная доктрина развития образования, утв. Указом ПрезидентаУкраины от 17.04.02г.
Закон Украины «Об общем среднем образовании», утв. Указом ПрезидентаУкраины от 13.05.99г.
Закон Украины «О дошкольном образовании», утв. Указом ПрезидентаУкраины от 11.07.01г.
Закон Украины «О внешкольном образовании», утв. Указом ПрезидентаУкраины от 22.06.00г.
Закон Украины «О защите общественной морали» (23.11.03г.).
Закон Украины «Об охране детства».
«Конвенция о правах ребенка» (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН20.11.89г., Верховной Радой Украины 27.02.91г.).
Концепция воспитания детей и молодежи в национальной системеобразования, утв. Коллегией Министерства образования Украины от28.02.96г.
Концепция внешкольного образования и воспитания, утв. КоллегиейМинистерства образования Украины от 25.12.96г.
Закон «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.1910г.
Концепция экологического образования Украины, утв. ПостановлениемКоллегии Министерства образования и науки Украины от 20.12.2001г.
Программа «Основные ориентиры воспитания учащихся 1-12 классовобщеобразовательных учебных заведений Украины», утв. Приказом"Министерства образования и науки Украины от 17.12.2007г. № 1133.
Концепция национального патриотического воспитания молодежи,утверждена Приказом Министерства Украины по делам семьи, молодежи испорта, Министерства образования и науки Украины, Министерства обороныУкраины, Министерством культуры и туризма Украины от 27.10.2009г. №3754/981/538/49.
Концепция формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни удетей и молодежи от 21.07.04г. № 605.
Виховна робота та захист прав дитини
• Нормативно-правова база
о Наказ МОН N59 від 01.02.2010 р. "Про вжиття заходів щодо запобігання насильству над дітьми" о Наказ МОН N 58 від 01.02.2010 р. "Про затвердження заходів щодо виконання Державної цільової соціальної програми зменшення шкідливого впливу тютюну на здоров'я населення на період до 2012 року" о Наказ МОН N 1133 від 17.12.2007 р. "Про затвердження "Основних орієнтирів виховання учнів 1-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів України" о Наказ МОН N 3754/981/538/49 від 27.10.2009 р. "Про затвердження Концепції національно-патріотичного виховання молоді" о Розпорядження Кабінету Міністрів України від 08.12.2009 р. К1494-р "Про затвердження плану заходів щодо підвищення рівня патріотичного виховання учнівської та студентської молоді шляхом проведення на постійній основі тематичних екскурсій з відвідуванням об'єктів культурної спадщини"