Урок русского языка в 10 классе на тему «Правописание гласных в суффиксах имён существительных (морфологические нормы)»


Конспект урока русского языка в 10 классе, составленный по требованиям ФГОС ОО.
Тема урока. Правописание гласных в суффиксах имен существительных (морфологические нормы).
Цели:
Систематизация знаний по теме «Правописание гласных в суффиксах имён существительных».
Закрепление навыков применения полученных знаний при подготовке к единому экзамену.
Развитие грамотной связной речи.
Воспитание культуры общения.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; умение высказывать своё предположение на основе работы с карточками; умение оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре и группах, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Предметные:
- знать суффиксальный способ словообразования как один из морфологических способов;
- уметь правильно писать существительные с суффиксами
-ЕК –ИК -ЧИК;
-ЕК –ОК - после шипящих ;
-ЕЦ –ИЦ - в существительных мужского, женского, среднего рода;
-ИНК –ЕНК -;
-ЕНЬК –ОНЬК -
-ОНК –ЁНК -;
-ИЧК –ЕЧК - .
- уметь составлять опорные карточки по изученным правилам правописания.
Тип урока: комплексное применение ЗУН.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, индивидуальные карточки, толковый словарь.Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученик. Способы словообразования.
Учитель. Вспомним ещё раз , какими способами в русском языке образуются новые слова, приведём примеры.
Ученики. - Суффиксальный: изложение, гордость, альпинист, мужество, доброта.
- Приставочный: полететь, никогда, кое-что, несколько, бесполезный.
- Приставочно-суффиксальный: наверху, подстаканник, истосковаться.
- Бессуффиксный: вздох, рассказ, полёт, синь, даль, гладь, взрыв.
- Сложение: паровоз, водопровод, чёрно-белый, крепко-накрепко.
- Неморфологический: военный, будущее, взрослые, вокруг, благодаря.
Учитель. Что было задано на дом?
Ученик. От данных слов нужно было образовать имена существительные с помощью различных суффиксов: писать, жёлтый, грузить, горох, пух, молодой, пашня, Таня, мама, заяц, хвост, Казань, пальто, окошко, завалина, песня и другие.Учитель. Никаких затруднений не возникло при написании вновь образованных слов?
Ученик. Я несколько раз заглядывал в справочник, потому что не знал, как писать слова «заинька», «окошечко», «пашенка».
Учитель. А что тебя смутило в правописании этих слов?
Ученик. Какую гласную писать в суффиксах существительных.
Учитель. Не ты один затрудняешься при написании подобных слов. Вот о них мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего сегодняшнего урока…
Ученики. Правописание гласных в суффиксах имён существительных (слайд 1).
3.Усвоение новой темы.
Учитель. Правила написания этих суффиксов вам необходимо знать и для успешного выполнения задания А17 ЕГЭ. Как вы думаете, все суффиксы в этих словах выполняют одинаковую функцию?
Ученик. Нет, некоторые из них изменяют лексическое значение слова, например, Казань – казанец. А некоторые лишь вносят дополнительные оттенки значения, например, уменьшительно-ласкательного: горох – горошек, заяц – зайчик.
Учитель. Вот об этих суффиксах и поговорим. Первое задание вам будет такое:
образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов –ек- , -ик-, -чик-.
Приведите несколько примеров.
Ученик. Замочек, ключик, стульчик…
Учитель. Кто-нибудь догадался, почему правописание слов с этими суффиксами может вызвать затруднение?
Ученик. Суффиксы безударные, поэтому, чтобы правильно писать, нужно вспомнить правило.
Учитель. Тем более мы его изучали ещё в 6 классе. Итак,…
Ученик. «Если при изменении слова суффикс выпадает, то пишем букву Е, а если сохраняется, то пишем букву И».
Учитель. Перед вами слова (слайд 2), образуйте от них новые с помощью суффиксов –ек- или –ик- и дополните своими примерами.
Пряник, калач, палец, ларец, горох, лист, листок, карандаш, кот, лоб, рот, ящик, дождь, дождик, стол, цвет, мост, ёж, орех, хвост, платок, замок, заяц, барабан, стул. Работа в парах – взаимопроверка
Учитель. А как вы думаете, с какой целью я приготовила вам следующую карточку (слайд 3)?
Пуш…к, друж…к, горош…к, ореш…к, снеж…к, круж…к, замоч…к, ящич…к, внуч…к, флаж…к, старич…к, петуш…к, платоч…к, сыноч…к, звоноч…к, кусоч…к, меш…к, душ…к, порож…к, щелч…к.Ученик. Здесь даны слова, корни которых заканчиваются на шипящие.
Учитель. Сформулируйте правило.
Ученик. «После шипящих под ударением пишется О, в безударном положении -Е»
Учитель. Молодцы! А теперь следующая пара суффиксов –ец- и –иц-. Попробуйте сами привести примеры слов с этими суффиксами и сформулируйте правило.
Ученик.« В существительных мужского рода пишется суффикс –ец-, а в существительных женского рода – суффикс –иц-»
Учитель. Даны слова мужского рода с суффиксом –ец-.
Братец, борец, красавец, бакинец, волгоградец, хлебец, гребец, молодец, храбрец, рассказец, хитрец, пловец, чтец, гвардеец, горец, посланец, испанец, суворовец, жнец, столбец, кореец, гордец, казанец, лжец (слайд 4)Сгруппируйте их по значениям:
уменьшительно – ласкательное;
название лица по действию;
название лица по признаку;
название лица по месту жительства и по национальности;
название лица по принадлежности к какой- либо организации или учебному заведению.
Работа в парах – взаимопроверка
Учитель. « И швец, и жнец, и на дуде игрец» – о каком человеке эта поговорка?
Ученик. О человеке, который умеет всё.
Учитель. Вспомните синонимичный фразеологизм.
Ученик. «Мастер на все руки».
Учитель. Приведите примеры существительных женского рода с суффиксом –иц-.
Ученики. Красавица, луковица, метелица, лужица, рукавица, книжица, рожица.
Учитель. Папа-кормилец, мама – кормилица.
Ваня – красавец, Таня –красавица.
Коля – молодец, а Оля? (слайд 5)
Ученик. Оля тоже молодец.
Учитель. Нельзя ли по аналогии образовать существительное «молодица»? Существует ли такое слово в русском языке вообще?
Ученик. Да, существует, только у него другое лексическое значение. Я затрудняюсь его точно определить.
Учитель. Вспомните : «Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…»
Кто это и откуда?
Ученик. Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Учитель. Подберите синонимы к слову «молодица» .Ученики. Невестка, сноха, молодуха, невеста.
Учитель. Какая характерная особенность у этих слов?
Ученик. Они относятся к разговорному стилю?
Учитель. Какая неточность была допущена при подборе синонимов?
Ученик. «Невеста» и «невестка» не являются синонимами.
Учитель. Докажите, пожалуйста. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Ученик. Невеста – это девушка на выданье или просто молодая девушка. А невесткой называют родственники мужа замужнюю женщину.
Учитель. Молодцы! Теперь обратите внимание на слова «молодЕц» и « мОлодец». Одинакового ли они значения? Можете заглянуть в словарь.
Ученики. МОлодец – в народной словесности удалец, храбрец,
молодЕц –молодой человек, сильный, крепкого сложения. Или выражение похвалы. Например, « Он (она) у нас молодец».
Учитель. В каких формах эти существительные различаются не только произношением, но и написанием? Употребите их в предложениях.
Ученики. Молодцем –молодцом, молодцев – молодцов. Ты выглядишь молодцом. Встретилась красная девица с добрым молодцем (записывают в тетрадь).
Учитель. А ведь суффиксы –ец- и – иц- встречаются и в существительных среднего рода. Обратите внимание на следующий слайд (слайд 6).
ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.
Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.
Прочитайте вслух и сформулируйте правило.
Ученик. «Если ударение падает на окончание, то пишем букву Е, а если на основу – то пишем букву И».
ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.
Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице (слайд 6)
Учитель. Придумайте несколько предложений с этими существительными.
Физкультминутка - упражнение для глаз
Учитель. Следующая пара суффиксов, требующих знания определенных правил, - это суффиксы –инк-, -енк -, а также –онк-. -Инк - это сочетание двух суффиксов:
- ин- и –к-, встречается в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин-
Образуйте новые слова от существительных соломина, горошина, перекладина, виноградина, жемчужина, изюмина, завалина, проталина, прогалина, бисерина, балясина (слайд 7)Учитель. Кто больше? Запишите столбиком слова, которые заканчиваются на –ня.
Ученики записывают.
Теперь поставьте их в форму множественного числа (ставят), дальше в форму родительного падежа (ставят). А теперь прибавьте уменьшительно-ласкательный суффикс –к-. Что получилось?
Песня – песни – песен - песенка
Башня – башни - башен – башенка
Пашня – пашни – пашен - пашенка
Черешня – черешни – черешен - черешенка Спальня – спальни – спален - спаленка
Конюшня – конюшни – конюшен - конюшенкаНо дыня – дыни – дынь - дынька
Деревня – деревни – деревень - деревенька
Няня – няни – нянь - нянька
Барыня – барыни – барынь – барынька .Проверьте себя по слайду (слайд 8).
Учитель. Почему слова пашЕНКа и ПашЕНЬКа пишутся по- разному?
Ученик. Слово «пашенка» образовалось путём присоединения суффикса –к- к существительному множественного числа родительного падежа «пашен», а слово «Пашенька» - уменьшительно-ласкательная форма от имени «Паша» с суффиксом
- еньк-.Учитель. Вот мы и подошли вплотную к суффиксам –еньк- и – оньк-, -онк- и –ёнк-. Поработаем в группах: 1 группа – привести примеры существительных с суффиксом –еньк-, 2 группа - -оньк-, 3 группа - -онк-, 4 группа - -ёнк-; сформулировать правило.
Учащиеся работают в группах, формулируют правила.
Ответы учащихся.
Учитель. А теперь проверьте себя по опорной карточке (слайд 9).
Суффикс - ЕНЬК- пишется после шипящих и мягких согласных (тётЕНЬКа, СашЕНЬКа), а также в словах мамЕНЬКа, папЕНЬКа , хотя слова «мама», «папа» с твердой основой.
В существительных с твердой основой пишется суффикс -ОНЬК-: берёзОНЬКа, липОНЬКа, лисОНЬКа.
Суффикс –ОНК- (-ЁНК-) имеет пренебрежительный оттенок: девчОНКа, клячОНКа, шубЁНКа, речОНКа.
В существительных, обозначающих лиц женского пола, пишется суффикс
-ЕНК- : нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа, черкешЕНКа, бежЕНКа, нежЕНКа, а также в слове лесЕНКа.
Нужно запомнить правописание слов паинька, заинька, баиньки. (слайд 9)
Учитель. На все ли правила вы сумели подобрать примеры, или на какие-то из них вы впервые обратили внимание? Запомните их и применяйте на своей практике.
Учитель. Осталась ещё одна пара суффиксов -ечк и –ичк-.
Посмотрите примеры на слайде (слайд 10) :Нянька- нянек- нянЕЧКа
Лейка- леек – леЕЧКаПечка- печек- печЕЧКаОкошко- окошек- окошЕЧКо Ваня- ВанЕЧКа Оля- ОлЕЧКа Аня- АнЕЧКа Маня – Манечка
Время- времЕЧКоИмя- имЕЧКоСемя- семЕЧКоТемя- темЕЧКо Лестница- лестнИЧКа Синица- синИЧКа Пуговица- пуговИЧКа Ножницы- ножнИЧКи Луковица- луковИЧКа Рукавица- рукавИЧКа Как прозвучит правило?
Ученики отвечают и проверяют по опорной карточке на слайде
«Суффикс – ЕЧК - пишется в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в родительном падеже множественного числа суффикс –ЕК- с беглым Е; в существительных среднего рода на – МЯ, а также в ласкательных собственных именах женского и мужского рода. А суффикс - ИЧК - пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом –ИЦ» (слайд 11).
4.Закрепление умений и навыков.
Учитель. Вот это были те правила правописания букв Е и И в суффиксах имен существительных, которые понадобятся вам при выполнении задания А17. Мне понравилось, как вы работали. Молодцы! Кстати, в продолжение урока я несколько раз похвалила вас именно этим словом. А какое ещё слово употребляется в этом же значении?
Ученик. Умницы.
Учитель. Маша у нас, конечно же, умница. А Саша, значит, умник?
Ученик. Саша тоже умница.
Учитель. Как называются такие существительные?
Ученик. Это существительные общего рода. Например, молодчина, работяга, задира, плакса и другие.
Учитель. А чем вам не нравится слово «умник»?
Ученик. Оно имеет пренебрежительный или иронический оттенок значения: «Ну ты и умник!»
Учитель. А теперь давайте потренируемся в написании существительных с различными суффиксами. Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах:
Спал…нка, врем…чко, син…чка, горош…нка, ружь…цо, Тан…чка, солом…нка, изюм…нка, пальт…цо, кресл…це, завал…нка, письм…цо, мам…нька, луков…ца, за…нька, блюд…чко, луков…чка, горош…к, ящич…к, свин…нка, метел…ца, тет…нька, звоноч…к, рукав…чка, зайч…к, монаш…нка, баш…нка, царап…нка, макарон…нка, часов…нка, плать…це.
Проверьте себя (слайд 12)
Спаленка, времечко, синичка, горошинка, ружьецо, Танечка, соломинка, изюминка, пальтецо, креслице, завалинка, письмецо, маменька, луковица, заинька, блюдечко, луковичка, горошек, ящичек, свининка, метелица, тетенька, звоночек, рукавичка, зайчик, монашенка, башенка, царапинка, макаронинка, часовенка, платьице. 5.Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель. Итак, чему был посвящён сегодняшний урок?
Ученик. Мы рассмотрели правила правописания гласных в суффиксах имен существительных.
Учитель. В течение урока, как обычно, вы должны были оценивать свою работу. Всё ли у вас получилось? Если нет, то чему уделить внимание? Над какими вопросами поработать дополнительно?
Ученик. Дома я еще раз просмотрю изученные сегодня правила, выполню задание А17 по КИМам, потому что хочу закрепить изученные правила ещё большим количеством примеров и запомнить как можно больше слов.
Учитель. Обратили ли вы внимание на то, что большинство слов, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют уменьшительно-ласкательное значение, и , к сожалению, в наш сложный и жестокий век мы их почти исключили из нашего лексикона. Давайте не будем стесняться говорить друг другу ласковые и вежливые слова, и мир вокруг нас, возможно, станет чуточку светлее и чуточку добрее. А дома напишите сочинение-миниатюру о зимней природе, употребляя существительные с изученными суффиксами. Хочу дать ещё индивидуальные задания. Пусть Алсу, Марат, Рифнур, Сирена и Алия приготовят сообщение о правописании существительных с суффиксами –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-, -ищ-, приведут свои примеры и употребят эти слова в предложениях.
За активную работу на уроке я ставлю оценки…
Выставление оценок.