Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС.


Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС».
(Слайд 1) Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
(Слайд 2) Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.
(Слайд 3) Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
(Слайд 4) Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
(Слайд 5)Национальные ценности:
- Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
В своей работе я вижу таковым нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
( Слайд 6)
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
(Слайд 7)Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
(Слайд-8) Участниками духовно-нравственного воспитания становятся: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ, традиционные российских религиозных объединения.
(Слайд -9) Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
(Слайд -10) Урочная деятельность:
В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
(Слайд -11) Внеурочная деятельность:
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
(Слайд -12) Внешкольная деятельность:
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес - мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является  социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.
(Слайд -13) Общественно-полезная деятельность:
Общественно - полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых, в реализации своей индивидуальности.
(Слайд 14-15) Духовно-нравственное воспитание идёт не только в школе, но и в окружающей среде.
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен.
Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности. Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, я считаю, должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.
(Слайд -16) С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
(Слайд 17) Уже несколько лет я работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»
Цель моей работы: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей с родным городом, его традициями и людьми.
Я поставила перед собой ряд задач:
Формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории, представлений о ценности мировой культуры.
Воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов, воспитание уважительного отношения к другим людям-землякам, профессиям и труду.
Развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.

(Слайд-18) В каком городе я живу, почему он так называется, кто мои родители, кем работали бабушки и дедушки, какие были традиции в семье, был ли мой прадед участником ВО войны, а среди бывших учителей нашей школы были защитники Родины, а живут ли в моём городе Гулькевичи талантливые люди? Кто они? – вот те важные темы, на которых нужно воспитывать детей в семье и школе.
(Слайды 19-20)
(Слайд-21) Семейное воспитание:
Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребёнок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Формы работы с семьёй (Слайд-22)
групповые (родительские собрания)
индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи)
анкетирование
практикумы
разработка памяток
с практическая совместная работа детей, родителей (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)
Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
(Слайд-23) Моё сотрудничество с родителями предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому, в моей работе значительное место отводится психолого - педагогическому просвещению родителей.
(показать памятку)
На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры - тренинги.
В своей практике воспитательной работы  я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной  семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
     (Слайды 24-25)  Традиционными стали мероприятия: походы вместе с родителями, поздравления с днём именинника, 8 Марта, Новогодние поздравления и другие.
(Слайд-26) Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. Этой работе я придаю особое значение. На уроках технологии, учу детей аккуратности, последовательности, терпению, творчеству. Во внеурочной деятельности, дети создают и защищают проекты «Люди труда», «Профессии родителей» и т.д.

(Слайды 27-28) Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», посещение школьного музея, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом. Участие детей в «Бессмертном полку», встреча с воинами-интернационалистами, ветеранами войн, еженедельные уроки Мужества.
Заканчивая свое выступление, хочется сказать словами: (Слайд - 29)
А.С. Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»