Метапредметный подход и его реализация на уроках иностранного языка.
Тема: «Метапредметный подход и его реализация на уроках
иностранного языка»
I. ВВЕДЕНИЕ
Реализация метапредметного подхода в современном образовании является одним из непременных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения. Мы не можем мыслить категориями прошлого тысячелетия, равно как и обучать при помощи методов, применявшихся в системе образования вчерашнего дня. Задача каждого передового учителя, каждой школы, каждого субъекта образовательного процесса на современном этапе – это формирование нового человека, человека, способного жить, творить и преуспевать в третьем тысячелетии. Сегодня, когда потоки информации в окружающем нас мире с каждым днем прирастают в геометрической прогрессии, от каждого индивидуума, кроме владения системой универсальных знаний во многих областях нашей жизни одновременно, требуется умение ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях. Необходимо уметь быть человеком энергичным, творческим, неординарным, опережающим ход истории, верно прогнозирующим ближнюю и дальнюю перспективу развития не только себя, как личности, но также и всей общественной, экономической и политической жизни. Самое главное при этом – не потерять духовные и нравственные ориентиры, которые являются основополагающим условием существования всей нашей человеческой цивилизации.
Решить непростую задачу воспитания и образования современного человека старыми методами невозможно. Только осознание каждым учителем своей социально значимой роли на современном этапе, только его готовность к личностному, социальному, духовному и профессиональному росту, помогут нам создать такую систему образования и воспитания человека будущего, которая поможет сформировать высокообразованную, духовную, творческую и успешную личность.
В современной педагогической науке существует множество новаторских идей, способов, приемов и технологий. Одним из направлений модернизации образования является использование метапредметного подхода.
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.Метапредмет в истории педагогики.
Понятие метапредмета возникло в педагогике 1918 года. Созданная в то время новая система образования должна была прийти на смену отжившей, как тогда считалось, дореволюционной системе и сформировать новую, свободную от всех догм прошлого, личность. Однако практика полного отказа от предметной системы, от классно-урочных приемов работы не показала себя жизнеспособной, несмотря на очевидную прогрессивность метапредметной концепции образования. Сегодня педагогика вновь обратилась к понятию метапредмета, однако, в отличие от педагогики 1918 года, нам не предлагается до основания разрушить фундаментальные основы образовательной системы. Речь идет лишь о новом экспериментальном подходе, о модернизации технологий и приемов работы, о переосмыслении приоритетных направлений в работе школы, учителя, учащихся.
Очевидно, что на современном этапе от учителя требуется не только дать учащимся базовые знания по своему предмету, выработать определенные умения и развить навыки, проконтролировать и оценить полученный результат. Такая работа до сих пор подчас бывает необходимой, но она должна перестать быть приоритетным направлением образовательного процесса, его самоцелью. Главная задача учителя в современной системе образования – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи. Такая задача, стоящая перед учителем, кажется абстрактной и трудновыполнимой лишь на первый взгляд.
2.Понятие и виды метапредметов.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. [4]
В педагогике было изначально выделено четыре основных метапредмета.[2] Это не означает, что каждый учитель с завтрашнего дня должен будет отказаться преподавать свой предмет, а начнет преподавать один из метапредметов, будь то «Знание», «Знак», «Задача» или «Проблема», или новые направления «Ситуация», «Смысл». Напротив, в рамках собственного предмета, используя все свои лучшие наработки и технологии, учитель будет иметь возможность работать по-новому, если поставит перед учащимися принципиально новые цели. Эти цели могут быть следующими: постановка и решение задачи или проблемы (метапредметы «Задача», «Проблема»); формализация и представление в виде схемы каких-либо понятий, правил, законов (метапредмет «Знак»); нахождение алгоритма получения того или иного знания (метапредмет «Знание»).
3.Приоритетные виды метапредметных связей:
– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом предметов научно-естественного цикла на уровне фактов, общепредметных понятий и теоретических знаний;
– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);
–специально-предметные– причинно-следственные, экспериментально-практические и взаимообратные.
4.Метапредмет «Задача».
При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Совместная работа учителя и учащихся на уроке связана с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техники перевода проблем в задачи и т. д.
Каким же образом лексический и грамматический материал, необходимый к усвоению учащимися на уроке, представить для них в виде задачи, которую они должны не просто сами решить, но и найти для этого необходимые способы, пути и источники информации? Несомненно, при этом необходимо помнить и о мотивации, то есть ученики должны захотеть пройти к получению знаний столь непростым и новым для них путем. [1]
5.Метапредметный подход и другие методики.
Методики метапредметного подхода сочетаются с другими классическими и новаторскими предметными методиками. Принципы эффективного обучения иностранным языкам, например, сформулированы Г.А.Китайгородской в ее методе активизации возможностей личности и коллектива.[3] Это: личностно-ориентированное общение; групповое взаимодействие; ролевая организация учебного процесса, концентрированность в организации учебного процесса и учебного материала; полифункциональность упражнений. В соответствии с данными принципами каждый урок, семинар, проектная работа с учащимися должны быть сюжетными, с ролевым распределением функций, целевой направленностью всего процесса обучения и видимым реальным результатом.
6.Реализация принципа метапредметности.
Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:
метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане,
метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
метапредметный компонент в содержании учебного курса, который представлен:
- метапредметными уроками,
- предметным уроком в сочетании с метапредметной темой.
При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Внедрение метапредметности позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи, как, например, Интернет. Таким образом, актуализировать для них программный материал. Методически, выделяют два ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках изучения предмета иностранный язык:
использование межпредметных связей;
реализация интегративного подхода.
При реализации метапредметного подхода в рамках традиционного занятия работа ведется над развитием УУД на материале существующего учебно-тематического и поурочного планирования.
Учитель необходимо проанализировать материал урока с целью определения конкретных УУД, развитие которых возможно реализовать на конкретном занятии. При постановке каждого задания учитель заостряет внимание учащихся на реализуемых УУД.
При этом необходимо учесть, что специфика предмета «Иностранный язык» такова, что выполнение большинства заданий способствует развитию не одного, а целого комплекса УУД в зависимости от отрабатываемого вида речевой деятельности. Например, заполнение таблицы информацией развивает умения схематической систематизации, умозаключения, детализации, классификации, обобщения, соотнесения с имеющимися знаниями. Это расширяет возможность продемонстрировать универсальный характер выполняемых на занятиях по иностранному языку действий.
Рефлексия при этом может осуществляться по окончанию каждого этапа занятия одновременно по нескольким УУД.
Метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные:
жизненное самоопределение (мотивация учения),
действие смыслообразования;
нравственно-этического оценивания
Регулятивные:
самоконтроль,
контроль,
оценка,
саорегуляция
Познавательные:
Общеучебные универсальные действия:
– умение строить высказывание
– умение работать с таблицами
– умение извлекать информацию из прослушанных текстов
– умение работать со справочным материалом
– умение действовать по образцу
Универсальные логические действия:
– сравнение
– установление причинно- следственных связей
- классификация
Коммуникативные:
- умение слушать и вести диалог
– умение работать в группе
– умение работать в паре.
Существую технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:
развивающее обучение
проблемное обучение,
проектное обучение и др.
Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы. Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность.
7.Принцип метапредметного подхода в ФГОС.
Принцип метапредметного подхода в обучение нашел свое отражение и в образовательных стандартах второго поколения. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
компоненты метапредметного содержания в обучении;
смысл термина «универсальные учебные действия»;
различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.
Следует различать организацию метапредметного занятия и реализацию метапредметного подхода посредством развития УУД в рамках традиционного занятия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, устанавливаемые ФГОС 2-го поколения
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
8.Уровни действий учащихся на уроке по метапредметам:
1. Работа на разном предметном материале (например, на материале биологии, иностранного языка и химии): осмысливание важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, переоткрытие в мышлении того, как эти понятия были созданы. И через это - переоткрытие процесса возникновениятого или другого знания, переоткрытие открытия, некогда сделанного в истории, переоткрытие формы существования данного знания.
2. Осознание способа своей работы на разном предметном материале: рефлектирование собственного процесса работы (что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия).
3. Выведение заключения о том, что несмотря на разные предметные материалы, ученик в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью - с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.
9.Этапы построения сценария метапредметного занятия.
1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.
2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.
3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.
4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Урок в 5 классе «Учись быть здоровым»
Цели урока: совершенствовать умения строить неподготовленные высказывания, употребление лексических единиц по теме «Здоровье», стимулировать использование в речи учащихся пословиц и поговорок, связанных с темой, совершенствовать навыки письма и чтения, развивать творческие способности учащихся, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью, умение предупреждать болезни, желание употреблять в питание продукты, богатые витаминами, воспитывать культуру речи.
Тип урока: игра-путешествие.
Оборудование: костюмы для драматизации, карта-маршрут, ваза с яблоками, дидактический материал для парной и групповой работы, рисунки.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Дети, сегодня вы получили приглашение в чудесную страну Здоровья. У нас как раз созрели чудесные волшебные яблоки. Кто их съест, тот всегда будет здоровым, а значит, будет хорошо учиться. Вы же знаете английскую поговорку "AnappleadaykeepsIhodoctoraway" — «Яблоко каждый день, и доктор не нужен». За каждый правильный ответ вы будете получать по одному яблоку. Кто их заработает больше всех, тот и победит. Но помните — на нашем пути могут встретиться препятствия. На каждый каверзный вопрос нужно дать правильный ответ. Сумеете? Тогда вперед! (Демонстрирует карту маршрута.)
II. Основная часть
1. Устная речь.
AToothache(ученица в костюме). Let me introduce myself. I'm a Toothache. А вот и я! Вы со мной еще не знакомы! Я страшная, я нудная, я сильная Зубная Боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы и едят много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши и ручки. Вот теперь вы от меня не спрячетесь! Сейчас у вас зубы заболят, и никуда вы не отправитесь.
Учитель. Подожди, Зубная Боль! Мы знаем, как с тобой бороться. Дети, расскажите ей, что нужно делать, чтобы не болели зубы.
Дети отвечают по-английски.
PI. Tocleanteeth.
Р2. Not to eat many sweets.
P3. To eat vegetables and fruit, especially apples and carrots.
P4. To visit a doctor twice a year.
P5. Not to keep pens and pencils in the mouth.
Зубная боль убегает.
Учитель. А теперь поиграем в игру «Фея и Колдун»
Один из игроков — Фея, другой — Колдун. Учитель предлагает Фее сообщить, что должен делать человек, чтобы сберечь здоровье, а Колдун — из-за чего человек болеет.
Класс объединятся в две команды (15-16 учеником). Одна из команд помогает Фее, вторая — Колдуну. Имеет смысл организовать выступления команд по очереди и вести учет ответов. Фея и Колдун выступают, руководствуясь собранными ответами.
Первая команда (помощники Феи).
PI. To wash and to clean teeth.
P2. To eat fruit and vegetables.
P3. To visit a doctor.
P4. To play sport games.
P5. To go for a walk.
P6. To do morning exercises every day.
Вторая команда (помощники Колдуна).
PI. Nottocleanteeth.
P2. Not to visit a doctor.
P3. To keep windows in the flat shut.
P4. To watch TV for a long time.
P5. Not to play sports and games.
P6. Not to do morning exercises.
P7. To eat a lot of sweets.
2. Вопросы.
Учитель. А сейчас каждая команда получит перечень английских и русских пословиц. Задание - к английской пословице подобрать аналогичную русскую. Сделать это нужно как можно быстрее. За скорость каждая команда имеет возможность получить дополнительное волшебное яблоко.
Match
1. Здоровье дороже богатства. A. The purse of the patient
2. Обжорство убивает быстрее, protracts the disease.
чем меч. B. Health is better than wealth.
3. Голод - лучшая приправа. C. Prevention is better than cure.
4. Мужчине столько лет, на D. Hunger is the best sauce.
сколько он чувствует, женщине - D. Gluttory kills more than the
на сколько она выглядит. sword.
5. Болезнь легче предупредить, E. A man is as old as he feels, a
чем лечить. woman is old as she looks
6. Кошелек клиента продлевает болезнь. 3. Устная речь.
Учитель. А еще существуют такие вещества, которые мы не можем увидеть, но которые есть во всех фруктах и овощах. Какие именно? (Назвать по-английски). Их называют витаминами.
Выходят три ученика в красной, коричневой и желтой одежде, на которой написаны буквы А, В, С.
Vitamin A. Glad to see you, boys and girls. I'm Vitamin A. I am in a carrot, in butter and some other products.
Vitamin B. And my place is in rye-bread. It's very useful food.
Vitamin C. Black currants, apples, lemons, onions are full of me — of vitamin C. When you are ill, you usually drink tea with lemon and it helps you to get much better.
4. Письменная речь.
PI - P2; P3 - P4
T. Now work in pairs. You've got cards with names of food. Please, divide them in two groups and write what is useful for us and what is not.
E.g. Chocolate, eggs, a carrot, sweets, honey, bread, meat, soup, a cake, milk, butter.
III. Заключительная часть
Учитель. Поздравляю вас, дети. Трудный путь к саду вы преодолели. И за этими дверями находится тот самый яблочный сад. Но как же нам открыть эти двери? Конечно, нам нужен ключ. Перед вами три ключа. На каждом из них написано слово. И лишь на одном из них оно написано правильно. На каком именно?
Ключи:
первый — helth;
второй - health;
третий — halth.
Учитель. Итак, какой ключ подходит? (Второй)
Что означает слово, написанное на ключе? (Здоровье)
Появляется Ангина.
Ангина. Хо-хо-хо! Не ждали? А я — вот она! Вы попадете в сад, только если правильно ответите на мои вопросы.
На «да» хлопайте в ладоши, на «нет» — топайте ногами.
Can we drink cold milk?
Does tea with lemon help when you're ill?
Can we walk with wet feet?
Is raspberry a medicine?
Can we lick an icicle?
Can we eat three portions of ice-cream at once?
Дети заходят в «сад», где лежат настоящие яблоки в вазе. Их можно есть.
Подсчитывается количество яблок, определяется победитель.
Учитель. Молодцы, дети! Теперь вы понимаете, насколько важно уметь беречь свое здоровье и не позволять Ангине, Простуде и Зубной Боли приходить к вам. А если вы вдруг заболели, следует обязательно идти к врачу, который обязательно вас вылечит.
Оценивание ответов учащихся.
IV. Домашнее задание
Подберите три-четыре пословицы или поговорки о здоровье.[5]
I\/.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метапредметный подход, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся являются ведущими приемами обучения иностранному языку.
Результатом такого интегрального подхода в изучении иностранного языка является то, что школа активно формирует личность нового поколения:
- осознающую и принимающую ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- умеющую учиться, осознающую важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
- социально активную, уважающую закон и правопорядок, соизмеряющую свои поступки с нравственными ценностями, осознающую свои обязанности перед семьёй, обществом и Отечеством;
- уважающую других людей, умеющую вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющую правила здорового образа жизни.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что метапредметный подход в обучении иностранному языку решает очень важную стратегическую задачу обучения – обеспечивает формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели также необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам. Такой социокультурный акцент в обучении иностранным языкам способствует развитию толерантного отношения к различным тенденциям и традициям другой культуры, помогает лучшему пониманию особенностей культуры своей страны и, несомненно, развивает умение представлять свою страну представителям других государств в процессе общения с ними средствами иностранного языка.
\/.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009.
Метод активизации возможностей личности и коллектива / Юбилейный сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская - Изд. НОЦ “Школа Китайгородской”- М., 2000 г.
Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004.
Нестандартные уроки в школе/А.С. Любченко и др.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.