Рабочая программа по химии ДЛЯ 8-9 КЛАССА Уровень изучения предмета – общеобразовательный
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 3 ИМЕНИ А.Н.ОСТРОВСКОГО
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На методическом объединении Директор гимназии
Учителей________________________ ____________________/ О.Н.Яншенкина/
Руководитель МО подпись
______________/__________________/ Приказ № _____ от «____»__________2013 г.
Подпись ФИО руководителя МО
Протокол № ____ от «___» ________2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
__________/__________________/
Подпись ФИО заместителя директора
«__» ______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По химия
ДЛЯ 8-9 КЛАССА
Уровень изучения предмета – общеобразовательный
Составитель программы
Воробьев Андрей Борисович
Высшая квалификационная категория
2013
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по…….
- программами для общеобразовательных учреждений :Химия. 8—9 кл., 10—11 кл. / сост. Н. Е. Кузнецова. — М.: Дрофа, 2008. (Авторы программы Н.ЕКузнецова, Г.Г. Гара)
- Региональным базисным учебным планом для 3-11 классов образовательных учреждений Ивановской области, реализующих программы общего образования (Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от31.05.2012 №988-о);
- Образовательной программой МОУ гимназия №3 имени А.Н.Островского - Учебным планом 3-11 классов МОУ гимназия №3 имени А.Н.Островского на 2013-2014 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 10 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 34 часа/год (1 час в нед.).для физико-математического и гуманитарного профиля и 102 часа\год (3 часа в нед) для биолого-химического профиля
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено: на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.
Цели обучения
Главной целью гимназического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Задачи обучения:- формирование знаний основ науки- важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии в объеме 2 урока в неделю, всего 34 учебных недели - 68 часов
Общие учебные умения, навыки испособы деятельности
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по химии, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Тематический план рабочей программы 8 класс.
№ п/п Темы Количество часов Количество работ
Контрольные Лабораторные Практические
1. Введение 2 2 Тема I. Вещества и химические явления позиций атомно-молекулярного учения 6 1 1
3 Тема II. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева5 1 -
Тема III. Строение вещества 6 -
4 Тема IV. Химические формулы и реакции. Законы сохранения массы и энергии 9 1 -
5 Тема V. Вещества в окружающей природе и технике 8 2 1
6 Тема VI. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. 8 1 2 1
7 Тема VII. Основные классы неорганических соединений 13 1 1
8 Тема VIII. Химические реакции в свете электронной теории 2 1 - 1
9 Тема IX. Водород-рождающий воду и энергию. 4 2 1
10 Тема X. Галогены 5 1 2 1
Всего 68 5 10 7
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
8 КЛАСС
Введение – 2 часа
Предмет химии. Основные понятия и теории химии.
Техника безопасности на уроках химии. Знакомство с химическим оборудованием.
Практическая работа
Правила обращения с химическим оборудованием
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать
важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, .химический элемент, атом, молекула,
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
правила работы в школьной лаборатории, безопасного обращения с приборами и реактивами
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием (спиртовка, лабораторный штатив, стеклянная и фарфоровая посуда)
I. Химические элементы и вещества – 12 часов
Физические и химические явления.
Атомы. Молекулы. Химические элементы.
Простые и сложные вещества. Состав веществ. Химические формулы.
Атомно-молекулярное учение в химии.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элементов в веществах.
Что показывают химический знак и химическая формула.
Система химических элементов Д.И.Менделеева.
Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.
Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Лабораторный опыт
Описание физических свойств веществ.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные положения АМУ; понимать его значение.
- знаки химических элементов;
- понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная молекулярные массы, вещество, моль, молярная масса, валентность;
- закон сохранения массы веществ;
- Периодический закон Д.И.Менделеева;
- изменение свойств элементов в периодах и группах П.С
- формулировку и смысл закона постоянства вещества.
- Понимать и записывать химические формулы веществ.
уметь:
- описывать физические свойства вещества, связь между физическими свойствами вещества и его применением;
- называть химические элементы по их символам;
- объяснять отличие физических явлений от химических;
- называть признаки химических реакций;
- определять качественный и количественный состав веществапо их формулам и принадлежность к простым или сложным веществам
- распознавать простые и сложные вещества;
- определять валентность химических элементов в бинарных соединениях;
- составлять формулы бинарных соединений по валентности;
- вычислять относительную молекулярную массу веществ
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле вещества;
- характеризовать химический элемент по его положению в П.С.
- классифицировать вещества по составу на простые и сложные
- вычислять молярную массу по формуле соединения, количество вещества по известной массе
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
II. Химические реакции – 6 часов
Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.
Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.
Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций.
Методы химии.
Лабораторные опыты
Признаки протекания химических реакций
Знакомство с химическими реакциями различных типов
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы химических реакций, химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций.
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ
- классификацию химических реакций
- признаки протекания химических реакций
- сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических реакций по поглощению или выделению энергии
уметь:
- называть признаки и условия осуществления химических реакций;
- объяснять отличие химических явлений от физических;
- определять типы химических реакций реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
- составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р.на основе закона сохранения массы веществ.)
- применять закон сохранения массы веществ при решении задач по уравнениям химических реакций;
- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- определять реагенты и продукты реакции
- вычислять количество (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших или полученных веществ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Вещества в природе и технике – 6 часов
Чистые вещества и смеси.
Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.
Лабораторный опыт
Разделение смеси железных опилок и порошка серы
Практические работы
Очистка загрязненных веществ.
Изучение растворимости веществ.
Приготовление раствора заданной концентрации.
знать/понимать:
- основные химические понятия: чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси,
- способы разделения различных видов смесей
уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
IV. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. – 4 часа
Законы Гей-Люссака и Авогадро.
Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.
Химические свойства и применение кислорода.
- молярный объем;
- состав молекулы кислорода;
знать/понимать:
- важнейшие понятия: молярный объем; относительная плотность газов, катализаторы, катализ
- важнейшие законы химии: Законы Гей-Люссака и Авогадро
уметь:
- описывать условия горения и способы его прекращения;
- описывать связь между свойствами кислорода и сферами его применения;
- описывать свойства и физиологическое действие озона на организм;
- описывать способы защиты окружающей среды от загрязнения;
- вычислять объемы газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ;
- следовать правилам получения и собирания кислорода;
- распознавать опытным путем кислород;
- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Основные классы неорганических соединений – 14 часов
Оксиды.
Основания.
Кислоты.
Соли.
Классификация и генетическая связь неорганических веществ.
Лабораторные опыты
Химические свойства оксидов.
Химические свойства кислот.
Химические свойства щелочей.
Химические свойства нерастворимых оснований.
Амфотерность гидроксидов.
Химические свойства солей.
Практическая работа
Изучение химических свойств веществ.
знать/понимать:
- определение понятия «оксиды», «кислота», «основание», «амфотерные гидроксиды», «амфотерность»
- формулы кислот, оксидов, оснований, солей,
- классификацию кислот, солей, оксидов, основании
- физические свойства кислот, солей, оснований, оксидов
- характерные химические свойства основных классов неорганических веществ
уметь:
- называть вещества по их химическим формулам;распознавать вещества среди других веществ (по формуле
- составлять формулы неорганических соединений различных классов (по валентности)
- определять принадлежности неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- определять продукты химических реакций по формулам исходных веществ; определять исходные вещества по формулам продуктов химических реакций;
- составлять уравнения химических реакций;
- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием; следовать правилам нагревания;
- следовать правилам работы с растворами кислот и щелочей
- распознавать растворы кислот и щелочей;
- решать расчетные задачи на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
VI. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева – 5 часов
Состав атомов. Изотопы.
Состояние электронов в атоме.
Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Периодическая система в свете теории строения атома.
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотоп, электрон
- основные законы химии: периодический закон Д.И. Менеделеева - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.
- особенности строения ПСМ.
- особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы.
- сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева
уметь:
- объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера
группы и периода;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов П.С. Д.И.Менделеева;
- объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов;
- характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных металлов
- характеризовать галогены как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп
VII. Строение вещества – 5 часов
Химическая связь. Ковалентная связь.
Полярные и неполярные связи.
Ионная связь.
Степень окисления.
Кристаллическое состояние вещества.
знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные вещества .
уметь:
-определять степень окисления элементов в соединениях;
- определять тип химической связи между атомами в простых веществах и типичных
соединениях;
- определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)
VIII. Химические реакции в свете электронной теории – 1 час
Окислительно-восстановительные реакции.
знать/понимать:
- важнейшие понятия химии: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- важнейшие теории химии: электронная теория строения веществ
уметь:
- определять степень окисления элемента в соединениях;
- расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
IX. Водород – 3 часа
Водород, его получение и свойства.
Вода и ее свойства.
Практическая работа
Получение водорода и изучение его свойств.
уметь:
- следовать правилам получения и собирания водорода;
- распознавать водород опытным путем;
- называть и характеризовать свойства водорода и воды;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
X. Галогены - 5 часов
Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены- простые вещества.
Хлороводород и соляная кислота.
Практическая работа
Изучение свойств соляной кислоты.
уметь - называть и характеризовать свойства галогенов, хлороводорода, соляной кислоты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Введение - 2часа
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Знать:
-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
I. Закономерности протекания химических реакций -2 часа
Энергетика химических реакций. Тепловой эффект реакции
Скорость химических реакций. Энергетика и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов
Лабораторный опыт
Изучение скорости протекания химических реакций
Знать:
- понятие «скорость химической реакции»
- факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- понятие о катализаторе, ингибиторе, катализе;
- классификацию химических реакций (обратимые и необратимые);
- понятие «химическое равновесие» и условия его смещения.
уметь:
- называть факторы, влияющие на изменение скорости
химической реакции;
- определять смещение химического равновесия в зависимости от факторов.
II. Теория электролитической диссоциации -- 12 часов
Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью
Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной химической связью.
Сильные и слабые электролиты
Реакции электролитов в водных растворах. Уравнения ионных реакций в водных растворах
Кислоты как электролиты
Основания как электролиты
Соли как электролиты
Лабораторный опыт
Испытание электропроводности раствора соли
Практические работы
Реакции электролитов в водных растворах
Получение нерастворимых оснований и изучение их свойств
знать/понимать:
- понятия «ион», «электролитическая диссоциация»;
-основные положения ТЭД
- сущностьэлектролитической диссоциации электролитов с разным типом химической связи;
- катионы и анионы;
- сущность реакции ионного обмена;
-классификацию веществ по растворимости;
-физическую и химическую теорию растворов;
-насыщенные и ненасыщенные растворы;
-типы концентрации растворов
- знать определения кислот, солей, оснований с точки зрения ЭД
уметь:
- распознавать растворы кислот и щелочей;
- составлять уравнения электролитической диссоциации
кислот, щелочей, солей;
- определять возможность протекания реакции ионного об мена;
- составлять полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена;
- объяснять сущность реакции нейтрализации;
- распознавать хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы в растворах
- решать задачи на определение молярной концентрации раствора
-определять возможность протекания реакций ионного обмена.
-характеризовать химические свойства кислот, солей, оснований
-обращаться с химической посудой;
-соблюдать правила ТБ;
-распознавать опытным путем растворы кислот, солей, щелочей
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Химия неметаллов - 22 часа
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогеновКислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы
Получение аммиака и опыты с ним
Получение углекислого газа и изучение его свойств
знать/понимать:
-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;
-атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
-особенности кристаллического строения неметаллов;
-строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;
-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические и химические свойства азота;
-круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
-способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
-составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать химические элементы подгруппы серы;
-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать и собирать аммиак;
-распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
IV. Основы органической химии - 11 часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.БутлероваИзомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественная реакция на белки
знать/понимать:
- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
- характерные химические свойства предельных углеводородов
- правила составления названий алкенов и алкинов;
- важнейшие свойства этена и ацетилена;
- качественные реакции на кратную связь.
- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
- природные источники углеводородов
- основы номенклатуры карбоновых кислот;
- строение карбоксильной группы;
- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
- называть органические вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность вещества к определенному классу;
- объяснять причины многообразия органических веществ;
- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам
- определять принадлежность веществ к классу аренов, характеризовать строение бензола
называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Химия металлов - 5 часов
Положение элементов – металлов в таблице Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Практическая работа
Изучение химических свойств металлов
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические свойства металлов.
- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
- основные способы получения Ме в промышленности.
- важнейшие соединения щелочноземельных металлов
- химические свойства алюминия.
- химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
- составлять схему строения атома железа;
-записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
-определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем соединения металлов;
VI. Химия и жизнь -4 часов
Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды
Полимеры и жизнь
Химия и здоровье человека
Минеральные удобрения
Знать:
- роль химии в жизни человека;
- влияние синтетических моющих средств на водную среду;
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и минералами;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- использовать приобретенные знания и умения для критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- использовать приобретенные знания и умения для обоснования основных принципов здорового питания;- различать экологические проблемы вокруг нас и экологически грамотно вести себя в окружающей среде.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
VII. Итоговое повторение курса химии основной школы - 5 часов
Тематический план рабочей программы 9 класс.
№ п/п Темы Количество часов Количество работ
Контрольные Лабораторные Практические Творческие
1 Тема I. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса введение в курс 9 класса 6 2 Тема II. Химические реакции и закономерности их протекания 3 1 1 - 3 Тема III. Растворы. Теория электролитической диссоциации 10 1 1 1 4 Тема IV. Общая характеристика неметаллов. Элементы неметаллы и их важнейшие соединения. 19 1 4 2 5 Тема V. Общие сведения об органических соединениях. 11 1 - - 6 Тема VI. Металлы 9 1 2 2 7 Тема VII. Химия и жизнь 11 Всего 68 5 8 5 -
Критерии оценки качества знанийУстный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.