САМОАНАЛИЗ на первую квалификационную категорию

Самоанализ
учителя математики
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 64
Кировского района г. Новосибирска
Берилко Светланы Анатольевны

Я, Берилко Светлана Анатольевна, работаю учителем математики с 1991 года, с 1996 года в школе № 64 Кировского района г. Новосибирска. В 2003 году аттестовалась на первую квалификационную категорию.
Целью моей педагогической деятельности является создание педагогических условий для:
овладения учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуального развития учащихся, формирования качеств мышления, характерных для математической деятельности, воспитания трудолюбия, стремления к реализации;
формирования представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общества;
побуждения ученика к активной творческой деятельности и обеспечения его участия в ней.
В послеаттестационный период продолжаю работать над темой «Приемы активизации познавательной деятельности в процессе обучения на уроках математики через систему разноуровневых заданий». (Приложение № 1)
При разработке темы руководствовалась методикой развивающего обучения Л.В.Занкова, которая предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи; методическими наработками П.М.Эрдниева, который обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:
применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
устанавливать возможные логические связи в материале;
выделять главное и существенное в большой дозе;
понимать значение материала в общей системе ЗУН;
выявлять межпредметные связи;
более эмоционально подать материал;
сделать более эффективным закрепление материала.
Реализуя цели своей педагогической деятельности, решаю следующие задачи:
Создание педагогических условий для развития познавательного интереса у учащихся.
Формирование навыков самостоятельной работы учащихся.
Формирование приемов умственной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация. Поэтому при дифференцированном обучении математике важно уделять внимание уровню развития конкретной группы учащихся, их возрастным особенностям, доступности материала и актуальности изучаемой темы. Мой опыт работы, основанный на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса школьников, показывает, что на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Я считаю необходимым включение мотивационных заданий в содержание домашних работ. Обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных заданий дома и на уроке, позволяет сформировать у всего класса положительный мотив изучения математики и очертить круг возможных приложений рассматриваемого материала. Эффективность организации учебной деятельности ребенка, педагогической деятельности учителя зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Мотивы учения формирую, используя следующие условия:
создание ситуации успеха в учении;
поощрение и порицание в обучении;
использование игровых форм организации учебной деятельности;
постановка системы перспектив.
Предлагаю систематически учащимся вопросы, которые позволяют ученику осознать конкретный результат своих действий, на что именно нужно направить свою активность, подводить итог выполненным действиям и делать вывод о степени достижения поставленных целей. Например:
А) Как вы думаете, чему можно научиться, выполняя данное задание?
Б) Чему нужно научиться, чтобы уметь?
В) Зачем это уметь (знать)?
Г) Чему же вам сегодня нужно научиться?
Д) Что нового узнали о?
Е) Чему учились?
Ж) Как проверить, хорошо ли вы научились?
З) Что бы вы сделали, чтобы узнать научились ли вы?
Эта система вопросов позволяет формировать умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов, способствует формированию личной заинтересованности в обучении. Позволяет самостоятельно ориентироваться в успехах.
Как известно из психологии, мотивы учебной деятельности делятся на познавательные и социальные. Но на этапе мотивации, я считаю, нужно учесть особенности познавательных интересов учащихся, определить их характер и направленность. По характеру познавательные интересы делятся на аморфные, широкие и стержневые. Учитывая, что познавательный интерес (Приложение № 2) может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию, предлагаю на уроках следующие задачи:
если у учащихся наблюдается стержневой интерес к математике, то на этапе мотивации я предлагаю задачи чисто математического содержания;
если у учащихся познавательный интерес является стержневым по отношению к другим дисциплинам естественного или гуманитарного циклов, то для них, в качестве мотивационных, создаю ситуации, разрешение которых требует знаний из интересующих их областей, дает способ решения новых видов задач из этих областей;
при наличии у ученика широкого познавательного интереса, набор заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Я могу предложить ему задачи, сюжет которых беру из отдельных интересующих его областей, задачи межпредметного характера;
если интерес к математике аморфен или вовсе отсутствует, то использую задания, привлекающие необычностью способа решения, который показывает преимущество математических методов;
если познавательный интерес учащихся ориентирован на научно-теоретические основы, то таким детям предлагаю на рассмотрение ситуации, в которых возникает необходимость в открытии новых фактов.

Особенно важной для себя задачей считаю формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, поиск таких способов и форм управления учебной деятельностью, чтобы обучение было успешным, развивающим ребенка. Для этого я стремлюсь реализовать общие принципы дидактики на всех этапах педагогической методики:
последовательность, обусловленную многократным изучением одних и тех же понятий в разном контексте с нарастающей сложностью;
доступность обучения, реализованную через многоуровневую по сложности работу обучаемых;
индивидуальный подход, когда темп и уровень сложности практического задания выбирается индивидуально;
коллективность обучения, когда одну задачу могут решать несколько человек, при этом наблюдается взаимопомощь, необходимость делиться опытом друг с другом.
Для активизации учебной деятельности, воспитания у учащихся активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы:
репродуктивные самостоятельные работы, роль которых очень велика в формировании знаний, умений, навыков;
продуктивные самостоятельные работы, когда ученик сам определяет и находит путь решения задачи;
творческие самостоятельные работы, способствующие формированию системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт, содействующие самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения. (Приложение № 3)
Считаю, что основным источником интереса к учебной деятельности является, прежде всего, содержание изучаемого материала. Уделяю большое внимание уровню развития учащихся, учитываю их возрастные особенности, доступность материала и актуальность изучаемой темы.
При отборе материала и заданий для учащихся я руководствуюсь следующими условиями:
общее движение от простого к сложному;
сочетание устных и письменных заданий, примеров-упражнений и текстовых задач;
использование заданий обязательного уровня и дополнительного;
нестандартные задачи.

Приемы активизации учебной деятельности, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении:
дидактическая игра (математическое лото, урок-путешествие);
работа с книгой (составление плана ответа, конспекта);
лекция, позволяющая дать материал крупным блоком;
раздаточный дидактический материал по разным темам с различным уровнем сложности, создающий успех учебной деятельности для слабоуспевающих учащихся, для учащихся, работающих в оптимальном режиме, для способных и одаренных учащихся;
тестовые задания разного уровня сложности;
рабочие тетради;
обучающие самостоятельные работы;
контролирующие самостоятельные работы.
Процессы внимания, запоминания, осмысления активизирует, я считаю, эмоциональное возбуждение. Оно усиливает интенсивность этих процессов, повышает эффективность достигаемых целей. (Приложение № 4)

Формирование у учащихся умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляется следующими этапами:
В процессе изучения соответствующего материала знакомлю учащихся с конкретным мыслительным приемом.
Анализируем совместно с учащимися целесообразность использования приема при решении задачи или изучении новой темы, делаем вывод:
прием позволил экономить время, облегчил понимание;
прием позволил найти рациональный способ решения и т.д., т.е. формируется положительная мотивация к изучаемому материалу.
Выделяем особенности темы, которые определяют целесообразность использования изучаемого приема.
Учащимся предлагаю учебные задачи, которые учат комплексному использованию мыслительных приемов.
Управление учебной деятельностью учащихся организую так, чтобы дать им возможность самостоятельно применять изученные приемы мыслительной деятельности. (Приложение № 5)

Одной из основных задач считаю развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Для ее решения я применяю различные методы организации учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный метод используется для объяснения теоретического материала, который дается малыми порциями;
репродуктивный метод для многократной работы над этим материалом в ходе выполнения многочисленных практических заданий;
проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Данные методы создают мотивацию у обучаемых, развивают творческие способности учащихся, формируют самостоятельность, желание и умение, инициативу в решении нестандартных задач.
Развитие личности школьника, я думаю, обеспечивается не только содержанием математического образования, но и тем, насколько среда, создаваемая учителем на уроке и вне его, благоприятна для развития способностей ребенка. Структура урока обеспечивает самореализацию его личностного потенциала и побуждает к поиску собственных результатов в обучении. (Приложение № 6)

Результатами моей педагогической деятельности на сегодняшний день считаю
Сформированность у учащихся:
умений логически мыслить и излагать свои мысли математическим языком;
навыков решения задач и их анализа;
навыков применения полученных знаний на практике.
навыков работы с дополнительной литературой;
навыков организации самостоятельной учебной деятельности, что подтверждается выполнением творческих заданий и сдачей экзаменов за весь курс обучения.
Появление комплекса компонентов общепознавательного развития: желание воспринимать новую информацию, умение ставить цели и планировать деятельность по их достижению, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности (результаты анкетирования, тестирования)
- качественный уровень обучения – 51% (средний показатель за три года). - результативность итогового экзамена за курс основной и средней школы: Ау=100%, Ку=.51 % (Приложение № 7), по итогам 2003-2004 учебного года трое учащихся, а по итогам 2005-2006 учебного года две ученицы окончили школу с серебряными медалями.
В перспективе предполагаю работать над использованием в своей деятельности:
информационно - коммуникативных технологий;
дистанционных форм обучения






Учитель математики Берилко С.А.
подпись




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
НАЗВАНИЕ
УРОВНЯ
ОСНОВНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК СФОРМИРОВАННОСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ

1
2
3

1. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА
Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал)
Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, более охотное отношение к привычным действиям, чем к освоению нового.

2. РЕАКЦИЯ НА НОВИЗНУ
Положительная реакция возникает только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории)
Оживляется, задает вопросы о новом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, однако устойчивой длительной активности не проявляет.

3. ЛЮБОБЫТСТВО
Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач)
Оживляется, задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.

4. СИТУАТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ИНТЕРЕС
Возникает из способа решения новой частной единичной задачи (но не на систему задач)
Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца: после решения задачи интерес исчерпывается.

5. УСТОЙЧИВЫЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Возникает на общий способ решения системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала)
Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

6. ОБОБЩЕННЫЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.
Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интереса.



ПРИЕМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мыслительные
приемы
Цель
Учащиеся должны уметь:

АНАЛИЗ
1. Умение разбить материал на составляющие
2. Вычленение частей целого
3. Выявление взаимосвязей
4. Осознание принципов организации целого


Выделять скрытые (неявные) предположения
Видеть ошибки и упущения в логике рассуждения
Проводить различия между фактами и следствиями
Оценивать значимость данных

СИНТЕЗ
1. Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной
2. Проявление деятельности творческого характера
Писать небольшое творческое сочинение
Использовать знания из разных областей

СРАВНЕНИЕ
Установление сходства и различия между изучаемыми объектами
Устанавливать признаки
Выявлять сходство и различие признаков
Находить общие или отличительные признаки сравнения

ОБОБЩЕНИЕ
1. Выявление среди множества наиболее существенных признаков
2. Выявление отличия
3. Умение делать вывод
Выявлять общие и характерные признаки
Проводить вычленение существенных признаков и их отвлечение от конкретных объектов изучения

СООТНЕСЕНИЕ
1. Увязывание изучаемого материала с прежними знаниями
2. Увязывание отдельных частей нового материала друг с другом
Включать новый материал в структуру прежних знаний
Умение самостоятельно ставить вопросы


ПРИЛОЖЕНИЕ №

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415






13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415




13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА












ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ














ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

СВОЙСТВО СПОСОБ УРОВЕНЬ
МЫШЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


ЭВРИСТИЧЕСКАЯ,
ПРОБЛЕМНАЯ,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОИСК НОВЫХ
ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕРЕНОС
В НОВЫЕ
СИТУАЦИИ

ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗЦЫ



ИНТЕРЕС-
эмоционально-окрашенное проявление познавательных потребностей личности

Содержание учебного материала

Организация учебного процесса

Межсубъектные отношения в учебном процессе

Характер. организация

Методы,
приемы,
средства

Комфортное общение

Эмоциональное воздействие

Формы познавательной деятельности учащихся

Характер усвоения знаний

Наглядные и технические средства обучения

Средства привлечения интереса

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Ощущение Устойчивый интерес Направленность

Восприятие Творческий подъем Темперамент

Память Убежденность Характер

Мышление Сомнение Способности

Воображение Апатия

Внимание

Речь
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Чувства Эмоции Воля



Root Entry