Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО


Купряшкина М.Н., зам. директора по УВР
МБОУ СОШ № 27
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в условиях введения ФГОС НОО
Я хотела бы начать с письма – обращения учителям директора одной из школ:
«Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учеными – инженерами; детей, отравленных учеными - врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин и детей, расстрелянных и сожженных выпускниками высшей школы. Я прошу Вас! Помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению ученых – чудовищ, умелых психопатов, образованных врачей-убийц. Чтение, письмо, арифметика важны - только, если они служат человечеству…»
В этих строках отражена боль современного образования. Много десятилетий мы говорили о знаниях, умениях и навыках, их важности и нужности, но молчали о том, что знания должны быть духовными.
Еще Дмитрий Иванович Менделеев утверждал, что «знания без души, что меч над нашей головой в руках безумца».
В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.
Христианский богослов, философ Иоанн Лествичник говорил: «Школа – это скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности ступеньки лестницы восхождения и возвышения души, она «учит ковать порядок из Хаоса». А носителями этого порядка является учитель и школа.
Поэтому не случайно духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный социальный заказ.
Термин «духовное» в отличие от «нравственное» относительно новый для нашей школы. Поэтому необходимо понять, что именно внесено нового в определение и суть нравственного воспитания и развития.
Светское понимание духовности – это высшие образцы человеческих достижений в искусстве, литературе, в производящей деятельности.
В религиозном понимании – это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Анализ светского и религиозного понимания духовности позволил ученым выделить общие составляющие этого понятия и вывести четкое определение.
Духовность – это свойство сознания для формирования системы отношений внутри социума и с окружающей человека средой для обеспечения основной цели его существования – жизни.
Составной и основополагающей частью духовности является нравственность – определенное состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности – отношение к другим людям, к природе, к миру.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве.
Духовно-нравственное воспитание – процесс формирования нравственных отношений, которые опираются на общественные требования и нормы, и обеспечивают устойчивое и гармоничное развитие человека.
В 2010-2011 учебном году на базе нашей школы была открыта пилотная площадка по внедрению ФГОС второго поколения в 1 классах.
Первым этапом работы нашего коллектива – стал этап создания Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая является составной частью основной образовательной программы любой школы.
Создание Программы, как изложение целей, задач, направлений, особых затруднений не вызвало, так как проекты программ были разработаны многими авторскими коллективами и общедоступны.
Основание для разработки - переход на федеральные государственные стандарты второго поколения.
Сроки реализации: 2011 – 2014 гг.
Основная цель программы: создание педагогических условий для духовно-нравственного развития и воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.
Нормативно-правовой и документальной основой программы являются следующие документы:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Устав МБОУ г.Мурманска СОШ № 27.
Структура программы:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.  
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 
Основные направления и содержание духовно- нравственного развития. 
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий. 
Диагностика обучающихся начальной школы.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является – воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены в области личностной, социальной, семейной культуры.
Определены 5 основных направлений, каждое из которых, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Деятельность, общение и отношения в школе строятся на следующих принципах:
Принцип ориентации на идеал.
Принцип толерантности.
Принцип сочетания фронтального и индивидуального подхода в воспитании.
Принцип ведущей роли воспитательного воздействия.
Принцип значимости семейного воспитания.
Принцип положительного влияния и поддержки ребенка.
Принцип постоянства педагогических требований.
Определив цель, задачи, направления и принципы, наш коллектив приступил к созданию максимально практического документа, который бы помог в организации работы, направленной на развитие каждого ребенка и гарантировал бы получение запланированного результата.
Прогнозируемый результат выражается в портрете выпускника начальной школы:
• умеющий учиться;
• владеющий опытом мотивированного участия;
• обладающий основами коммуникативной культурой;
• любознательный;
• способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Эффективность воспитания зависит от многих факторов.
1 фактор – окружающая микросреда и ее одухотворенность:
- условия жизни ребенка;
- огромный информационный поток, не всегда позитивный;
- поведение части окружающих людей, противоречащие нормам морали.
2 фактор - выбор системы ценностей, на основе которых будет строиться процесс воспитания младших школьников.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые ценности: личностные ценности, образующие духовный мир человека и общественные ценности, регулирующие поведение людей.
Так как данные формулировки отличаются своей глобальностью и абстрактностью, мы провели среди учащихся 1 классов диагностику «Отношение к жизненным ценностям».
Ребята должны были представить, что у них есть волшебная палочка и 10 желаний. Они должны выбрать только 5. Результаты показали, что материальные ценности преобладают над духовными.
Мы провели опрос среди учителей начальных классов « Какие ценности должны стать приоритетными в XXI веке?»
Было предложено выбрать из 30 ценностей, не более 10, которые с их точки зрения, должны стать приоритетными.
Опрос показал, что воспитательный процесс в начальной школе должен быть направлен на формирование таких ценностей, как порядочность, трудолюбие, доброта, ответственность, честность, человеческое достоинство, милосердие, надежность, самостоятельность и патриотизм.
3 фактор – создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Чтобы реализовать поставленные задачи и превратить базовые ценности в личностные ценностные смыслы и ориентиры необходимо работать в трех направлениях:
Урочная деятельность.
Внеурочная деятельность.
Совместная деятельность школы и социальных партнеров.
Первое направление – урочная деятельность.
Для нас более близка и понятна учебная деятельность. В школе действует МО учителей начальных классов. Работа по данному направлению ведется:
через реализацию образовательных программ;
через научно-методическую деятельность;
через использование образовательных технологий;
через внутреннюю культуру учителя.
В нашей школе реализуются 4 УМК: «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа 21 века». Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществляется преподаванием гуманитарных дисциплин.
В рамках образовательных программ учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей учащиеся знакомятся с примером беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу, знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.В плане духовно-нравственного воспитания велика роль уроков литературного чтения.
Тематика произведений разнообразна, проанализировав содержание учебного материала, мы увидели, что отбор материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.
Урок литературного чтения – это всегда встреча с литературным произведением и его героями. Восприятие художественного произведения – это интереснейший процесс проникновения во внутренний мир другого человека, который может подсказать ответы на разные жизненные вопросы.
На протяжении изучения русского языка в начальной школе ведущим направлением работы является «Развитие речи», обучение написанию изложений и сочинений.
Тексты, разнообразные по содержанию, нравственно- эмоциональному воздействию и значению, подобраны из художественных произведений детских писателей, очерков натуралистов, очевидцев событий.
На уроках русского языка изучаются:
Вежливые слова, через тему «Роль слов в речи».
Формируются нравственные представления о качествах личности через содержания текстов учебника и работы с пословицами и поговорками.
Формируется представления о русском языке как основе национального самопознания.
Воспитательная функция учебного предмета «Окружающий мир» также велика: формируются основы мировоззрения, развивается самостоятельность, социализация – приобщение ребенка к жизни в обществе. Учитель не только вооружает детей системой знаний по предмету, но и формирует экологическое сознание, экологическое отношение к природе, вырабатывает экологическое поведение.
На уроках используются различные виды работ. Особой формой организации учебной деятельности на уроках окружающего мира являются экскурсии. Экскурсии в природу – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости и чуткости. Экскурсии по городу – способствуют формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.
Предметы эстетического цикла: музыка, технология, изо также реализуют целый комплекс воспитательных задач. Знакомство младших школьников с разными видами искусства, живописью, музыкой, архитектурой содействуют воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящей к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.
Все учебно-методические комплекты, реализующиеся на базе школы — это: • мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;• эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;• постоянно обновляющиеся, наиболее востребованные и понятные учителю образовательные программы для начальной школы.На основании Регионального учебного плана ОУ Мурманской области со 2 класса введен интегрированный краеведческий курс.
Цель изучения курса: создание условий для духовно-целостной и патриотической ориентации в окружающем микромире, содействие развитию младшего школьника.
Основными задачами является: накопление знаний о природе, культуре и истории родного края, развитие интереса к малой родине и воспитание бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края.
В распоряжении есть полный УМК по курсу, разработанный городской творческой группой: методическое пособие, рабочая тетрадь, конспекты уроков, серия разнообразных пособий.
Второе направление – внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность в 1-3 классах представлена моделью «Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования»
Работа ведется в нескольких направлениях:
Эколого-биологическое – кружок «Юный натуралист» (ПДТ, педагог доп. образования).
Спортивно-оздоровительное – секция «Хоккей с мячом» (ДЮСШ № 6).
- секция «Детская аэробика» (ДЮСШ № 11)
- секция «Дзюдо и самбо» (ДЮСШ № 16).
- секция «Учусь плавать».
Эстетическое – вокальный ансамбль «Созвездие».
Военно-патриотическое – через работу музея Боевой Славы
Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Музей Боевой славы им. Бориса Сафонова, дает не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».
Третье направление - совместная деятельность школы и социальных партнеров.
Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Современные родители, не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов, заинтересованных в правильном воспитании детей, должна занимать просветительская работа с родителями.
Наряду с внеклассными воспитательными мероприятиями большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная внешкольная и общественно полезная деятельность. С участием педагогов дополнительного образования Первомайского дома творчества, общественных организаций, органов ученического самоуправления, работников культурных учреждений: музеев, библиотек проводятся различные акции.
Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Программа мониторинга рассчитана на 4-летнее исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, тестов, методик, разработанных доктором педагогических наук Щурковой и адаптированных педагогами-психологами Ивановой, Павловой, Степановым. Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем 2 раза в год: в сентябре и апреле. Анализ результатов заносится в сводную таблицу, а затем проводится экспертиза эффективности деятельности.
Результаты диагностики дают нам представление о сформированности духовно-нравственного воспитания, выявляет разнообразные факторы риска и оперативное планирование корректирующих мероприятий и совершенствования воспитательного процесса.
В заключении мне хотелось бы выразить надежду на позитивные перемены в нашем государстве, чтобы все наши усилия по достижению запланированных результатов не остались в виде красивых слов на бумаге.
Наши образовательные учреждения, называемые нами «вторым домом», должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей атмосферой.