Методическая разработка урока по теме Генетика-основы наследования признаков
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Данзановой Аюны Юрьевны
Дисциплина «Биология»
Тема занятия: «Генетика- основы наследования признаков»
Цель урока: проверить качество полученных учащимися знаний по пройденным темам: 1,2 законы Менделя, генетика пола.
Задачи:
- сформировать умение логически мыслить: понимать и применять полученные знания на практике, при решении задач;
- научить, обучающихся проводить оценку своей учебной деятельности по выполнению теоретических и практических заданий;
- развивать творческие способности студентов;
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности за свои результаты.
Формируемые компетенции:
ОК 1.Понимать и проявлять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Работать в коллективе и команде.
Методы:
преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный;
учения: репродуктивные, частично-поисковые
Тип урока: практическая работа
Вид урока: кейс-метод
1. Организационный момент.
Цели для преподавателя:
- создать условия для включения в обучающихся в учебную деятельность;- способствовать повышению мотивации учения у студентов через разъяснение значимости этого урока для дальнейшей практической работы
- перечислить требования к знаниям и умениям к сегодняшнему уроку;
- объяснить как будет проходить урок, что обучающиеся должны будут сделать и каким образом.
-Цели для обучающихся:
- включиться в учебную деятельность;
- подготовиться к выполнению кейс заданий за счет концентрации внимания;
1. Вводный инструктаж
1.1.Проверка наличия обучающихся.
Начинаем урок. Отметим отсутствующих на уроке.
1.2. Целевая установка на урок.
Сегодня мы с вами проводим урок на тему: Генетика. Основные закономерности наследственности
- Цель урока:проверить качество полученных знаний и умений по пройденным темам.
Обучающиеся записывают тему урока.
Давайте обратимся к вашим таблицам: «Требования к знаниям и умениям».
- Что вы должны знать и уметь по пройденным темам?
Обучающиеся рассматривают таблицу и отвечают
Акцентирует внимание на сегодняшней теме и подробно рассказывает о требованиях знаний и умений к сегодняшнему уроку.
Тема Знания, умения
История развития генетики. Моногибридное ,дигибридное скрещивание. Знать:Историю развития генетики, вклад Г.Менделя в генетику, определения основных понятий и законов (ген, генотип, наследственность, изменчивость, фенотип, генетика, гибриды, 1 и 2 законы Менделя, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный, рецессивный гены)
Уметь: решать задачи на 1 и 2 законы Менделя, раскрывать сущность основных понятий генетики, объяснять значимость генетики в жизни, медицине.
Генетика пола Знать: аутосомные, половые хромосомы у мужчин и женщин, их отличия, способы передачи, причины, которые могут вызвать нарушения распределения хромосом при мейозе, сущность наследования признаков , сцепленных с полом.
Уметь: объяснять механизм определения пола, различие между признаками, сцепленные с полом и признаками, зависимыми от пола, решать задачи на генетику пола.
Решение задач Уметь: раскрывать суть задачи, понимать и использовать генетические термины, решать задачи.
2. Контроль знаний и умений
Цели для преподавателя:
- обеспечить объяснение хода работы на уроке, выполнение задач направленных на его выполнение;
- проверить знания, полученные на предыдущих уроках;
- проверить умения решать генетические задачи;
- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством использования, самостоятельной работы.
Задачи для преподавателя:
- обеспечить понимание выполнения кейс-заданий через объяснение;
- организовать активные совместные и самостоятельные действия обучающихся с содержанием кейс-заданий
Цели для обучающихся:
- показать и применить свои знания и умения при выполнении кейс-заданий.
Задачи для обучающихся:
- внимательно слушать преподавателя при объяснении выполнения заданий
- делать записи в карточках учета знаний по указанию преподавателя;
- выполнять кейс-задания;
- проявлять интеллектуальную инициативу при решении генетических задач, проводить самоконтроль и взаимоконтроль выполнения генетических задач.
Преподаватель :1. Дает разъяснение о кейс-методе, что это такое?
2. Ставит проблемный вопрос, который должны решить к концу урока:
Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь-дальтоник. Возможно ли такое?
3.Объясняет ход работы обучающихся на уроке.
Сегодня, вы работает с кейс-заданиями. Их будет 4. Они помогут нам решить и ответить на проблемный вопрос. И в конце урока будет небольшой электронный тест.
4. Раздает карточки учета знаний каждому обучающемуся и объясняет, как с ним работать.
Карточка учета знаний
Кейс задания Как выполнять.
Баллы за работу. Количество баллов
Кейс №1
Вопросы Устно отвечать на вопросы, поднимая руку. (За каждый правильный ответ 1 балл) Кейс №2
Задача на моногибридное скрещивание Решить задачу
0 баллов – нет решения
1 балл - частично решил
2 балла – решил полностью Кейс №3
Задача на дигибридное скрещивание Решить
Решить задачу
0 баллов – нет решения
1 балл - частично решил
2 балла – решил полностью Кейс №4
Решение проблемной задачи Решить
Решить задачу
0 баллов – нет решения
1 балл - частично решил
2 балла – решил полностью Задание на закрепление учебного материала
Тест Выполнить тестна10 вопросов
10-9 баллов – 1 ошибка
8 баллов – 2 ошибки
7 баллов – 3 ошибки
6 баллов – 4 ошибки
5 баллов – 5 ошибок
4 балла – 6 и более ошибок Выставляется оценка
«5»- 19-21баллов
«4»- 15-18 баллов
«3»- 11-14 баллов
«2»- ниже 11 баллов
Кейс задания показаны на слайде.
Преподаватель зачитывает задания. Объясняет ход выполнения ( если обучающиеся сами затрудняются выполнить задание), проверяет правильность выполнения.
Обучающиеся выполняют кейс-задания, консультируются с преподавателем, заполняют карточки учета знаний, проверяют свои работы.
Некоторые обучающиеся выполняют задания у доски.
Кейс 1.
Вопросы:
Синквейн – 5 слов
1. Что такое генетика? 5 слов
2. Объясните термины: наследственность, изменчивость, ген, фенотип, гибрид, доминантный, рецессивный.
3. Что обозначают эта запись: АА, Аа, аа, ААВВ, АаВВ, АаВв, аавв, Р, G, F1.
Кейс №2
Задача на моногибридное скрещивание
- Что такое моногибридное скрещивание?
1.В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем обычные - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
Кейс №3
Задача на дигибридное скрещивание
- Что такое дигибридное скрещивание?
Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные несцепленные признаки.
Вопросы:
1. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по двум признакам.
2. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй супруг гетерозиготен по этим признакам?
Кейс №4
Решение проблемной задачи.
Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Возможно ли такое?
Преподаватель предлагает сделать вывод по задаче.
Обучающиеся делают вывод.
3. Закрепление учебного материала.
Цели для преподавателя:
- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения путем анализа тестирования;- формировать у обучающихся самооценку качества своей учебной деятельности
Цели этапа урока достигаются посредством:
-анализа результатов выполнения задач
- оценки индивидуальной работы обучающихся;
Преподаватель раздает пульты для проведения электронного теста. Объясняет ход выполнения теста.
Обучающиеся регистрируются, выполняют тесты.
Вопросы Электронного теста .Задание: Выберите правильные вариант (варианты) ответов
1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:
А) генотипом; б) фенотипом; в) геном
2. Как называется первый закон Менделя
А) закон единообразия первого поколения; Б) закон расщепления;
В) неполное доминирование
3. Гомозиготными особями являются:
А) Аа, Аа; б) АА, аа; в) АА, Аа4. Количество возможных гамет у особи с генотипом Аа равно:
А) 1; б)2; в)4
5. Соотношение генотипов гибридов, полученных при моногибридном скрещивании, составляет:
А) 1:2:1 в) 2:1
Б)3:1 г)1:1
6. Фенотип – это совокупность:
А) генов данной популяции или вида
Б) генов организма
В) внешних и внутренних признаков организма
7. Доминантные гены это:
А) сильные гены; б) слабые гены
8. Какой парой представлены половые хромосомы у женщин:
А) ХУ; б) ХО; в)ХХ
9. Потомство, развивающее в результате объединения генетического материала разных организмов, называется:
А) гибридом; б)гетерозисным; в) гетеротрофным
10. Выберите гетерозиготные организмы:
А) ААВв б)ААВВ в)АаВВ г) ааВв.
По окончании электронного теста преподаватель вместе с учащимися анализирует выполненную работу.
Критерии оценки выполнения электронного теста.
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено свыше 90 % заданий
- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено 75-90 заданий;
- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено 60-75 % заданий;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если выполнено меньше 60 % заданий, неправильно выполнены задания.
Учащиеся после анализа заполняют карточки учета знаний и выставляют себе оценку за урок. Сдают карточки преподавателю.
4. Задание на дом.
Цели для преподавателя:
- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания).
Задачи для преподавателя
- определить готовность обучающихся к успешному выполнению домашнего задания в соответствии с актуальным уровнем развития;
Задачи для обучающихся:
- понять суть домашнего задания через поставленную цель преподавателем (Что они должны сделать? и как?)
- записать домашнее задание; Выставление отметок.
Учащиеся сдают свои карточки учета знаний с оценками, которые преподаватель выставляет в журнал.
Определение задания на дом.
Напоминаю, что домашнее задание было составить одну задачу на генетику пола.