Тема: Понятие мотивации. Теории мотивации
Тема: Сущность менеджмента.
Стратегия и тактика менеджмента
1.Сущность менеджмента.
2.Специфические цели.
3.Стратегия и тактика менеджмента
1.Сущность менеджмента.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.
Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства.
Менеджмент – как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает.
Труд менеджера – это произвольный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
Определение конкретных целей развития фирмы;
Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
Разработка стратегии развития фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;
Выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды: определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
Установление контроля за выполнением задач.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:
1.Стратегическое управление (выработка целей менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как система мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);
2.Оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
3.Контроль (включает анализ достигнутых результатов – обратная связь – и выступает как исходный пункт нового цикла управления).
2. Специфические цели
Разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях:
а) Определение рентабельности по каждому отдельному
подразделению, выступающему центром прибыли. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется по-разному:
1. собственный капитал за вычетом обязательств;
2. собственные средства плюс долгосрочный долг;
3. основные средства за вычетом амортизации.
Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления;
б) другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов);
в) цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке; рост прибыли; «вживание» филиала и его вклад в развитие экономики.
3.Стратегическое планирование
Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной ее существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.
Стратегия планирования делится на:
1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция);
Стратегия планированного роста (назначается прирост %);
Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объемов
производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).
Внутренняя координация – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.
Так выделяют 4 основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
1) Распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды,
управленческие таланты, технологический опыт;
Адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера,
улучшающие отношение компании с ее окружением. Здесь выявляются возможные варианты, и обеспечивается эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом);
Внутренняя координация (координация стратегической деятельности
для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
Осознание организационных стратегий (осуществление
систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).
15