Программа деятельности инновационной площадки Развитие одаренности детей разного возраста
Управление образования Исполнительного комитета
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
деятельности инновационной площадки
Развитие одаренности детей разного возраста
Автор: Михайлова Гузель Робертовна,
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
МБОУ «Малошильнинская СОШ»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан
2015г.
Оглавление
TOC \o "1-1" \h \z \u ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ PAGEREF _Toc430819384 \h 3Актуальность темы PAGEREF _Toc430819385 \h 4Рабочая гипотеза: PAGEREF _Toc430819386 \h 5Основные этапы экспериментальной работы: PAGEREF _Toc430819387 \h 5ПЛАН РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ PAGEREF _Toc430819388 \h 7МБОУ «Малошильнинская СОШ» PAGEREF _Toc430819389 \h 7Обоснование актуальности программы PAGEREF _Toc430819390 \h 13Цель: PAGEREF _Toc430819391 \h 15Целевые индикаторы и показатели PAGEREF _Toc430819392 \h 15Сроки реализации программы «Одаренные дети»: 2015-2020 гг. PAGEREF _Toc430819393 \h 15Этапы работы: PAGEREF _Toc430819394 \h 15Цель программы: PAGEREF _Toc430819395 \h 16Основные задачи: PAGEREF _Toc430819396 \h 16Организация воспитательной работы в рамках программы: PAGEREF _Toc430819397 \h 17Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: PAGEREF _Toc430819398 \h 17Основные мероприятия программы PAGEREF _Toc430819399 \h 18Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети» PAGEREF _Toc430819400 \h 20Контроль и учёт эффективности реализации данной программы PAGEREF _Toc430819401 \h 23Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети» PAGEREF _Toc430819402 \h 24Организационная деятельность школы PAGEREF _Toc430819403 \h 24Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов PAGEREF _Toc430819404 \h 25Наблюдение, контроль за выполнением программы PAGEREF _Toc430819405 \h 25Информационно-исследовательская работа PAGEREF _Toc430819406 \h 25Подготовка кадров для работы с одаренными детьми и обучающимися PAGEREF _Toc430819407 \h 26Работа с родителями PAGEREF _Toc430819408 \h 26Развитие и обучение одаренных школьников PAGEREF _Toc430819409 \h 27Предметные олимпиады школьников PAGEREF _Toc430819410 \h 27Научное общество обучающихся PAGEREF _Toc430819411 \h 27Социально-психологическое обеспечение реализации программы: PAGEREF _Toc430819412 \h 28Материально-техническое обеспечение: PAGEREF _Toc430819413 \h 28Ожидаемые результаты реализации Программы PAGEREF _Toc430819414 \h 29Прогнозируемые социальные эффекты PAGEREF _Toc430819415 \h 30Экономическая эффективность проекта PAGEREF _Toc430819416 \h 31Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта PAGEREF _Toc430819417 \h 31Заключение PAGEREF _Toc430819418 \h 32Библиографический список PAGEREF _Toc430819419 \h 33
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малошильнинская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Разработчик программы:
Михайлова Г.Р. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания I квалификационной категории МБОУ «Малошильнинская СОШ
Основание для разработки программы:
Социальный заказ родительской общественности и обучающихся школы
Объект: процесс формирования одаренной личности, как необходимое условием успешной социализации.
Предмет:
социально-педагогические условия для развития детской одаренности в образовательном учреждении.
Актуальность темыВ Рабочей концепции одаренности детская одаренность понимается «как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал» 2, с.3. А.И.Савенков утверждает, что «психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому детская одаренность «реально предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов» [3, с.8]. В настоящее время в педагогической науке открытым остается вопрос выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у гимназиста ключевых компетенций.
Мы исходим из того, что большинством ученых, таких кА Н.С.Лейтес [1], Н.Б.Шумакова [4], В.С.Юркевич [5] выделяются два структурных компонента одаренности: мотивационный («хочу») и инструментальный («могу»).
Мотивационный компонент содержит такие характеристики, как повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству.Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками: наличие специфических стратегий деятельности; сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции; особый тип организации знаний одаренного ребенка; своеобразный тип обучаемости.
Рабочая гипотеза:
развитие детской одаренности будет осуществляться эффективнее, если
1. обеспечена теоретическая и практическая готовность педагогов к работе по развитию детской одаренности;
выявлены и учтены особенности развития одаренных детей разного возраста в условиях муниципальной системы образования;
разработаны и апробированы методики развития детской одаренности на разных уровнях обучения;
деятельность по развитию детской одаренности носит системный и комплексный характер.
Основные этапы работы:1-й этап – поисково-ориентировочный – сентябрь 2015 года Задачи:
Знакомство с экспериментальной базой
Разработка теоретических основ эксперимента
Определение общих задач экспериментальной работы
Время Теоретическое направление эксперимента Практическое направлениеэксперимента
Сентябрь 2015 года Разработка теоретических основ эксперимента и плана-программы инновационной площадки Решение организационных вопросов, связанных с открытием инновационной площадки
2-й этап - констатирующий эксперимент – октябрь – декабрь 2015 годаЗадачи:
Осмысление педагогами актуальности проблемы развития детской одаренности в современных условиях;
Выявление особенностей развития одаренности детей разного возраста;
Октябрь 2015 года Научно-методический семинар № 1 «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности Психолого-педагогическая диагностика как основа работы с одаренными детьми» Определение готовности педагогов-экспериментаторов к деятельности по развитию детской одаренности
Ноябрь 2015 года Анализ и теоретическое осмысление результатов проведенной психолого-педагогической диагностики, обсуждение полученных результатов Организация психолого-педагогической диагностики с целью выявления особенностей мотивационного и инструментального компонентов детской одаренности
январь 2016 года Научно-методический семинар №2 «Организация работы в образовательном учреждении с одаренными детьми разного возраста» Разработка педагогами-экспериментаторами программ работы с одаренными детьми разного возраста
3-й этап - формирующий эксперимент – январь 2016 года – июнь 2016 года
Задачи:
Разработка и апробация методик обучения и воспитания одаренных детей разного возраста в ОУ;
Время Теоретическое направление эксперимента Практическое направлениеэксперимента
Апрель 2016 года Научно-методический семинар №3 «Развитие детской одаренности средствами учебного занятия» Разработка и апробирование педагогами моделей учебных занятий с одаренными детьми
Октябрь 2016 года Научно-методический семинар №4 «Особенности воспитательной работы с одаренными детьми» Разработка и апробирование приемов воспитания одаренных детей
Январь 2017 года Научно-методический семинар №5 «Индивидуальная образовательная программа школьника как эффективный способ развития детской одаренности» Проектирование педагогами индивидуальных программ учащихся
Апрель 2017 года Научно-методический семинар №6 «Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в свете стандартов нового поколения» Освоение педагогами методик и технологий работы с одаренными детьми
Октябрь 2018 года Научно-методический семинар №7 «Преемственность в работе педагогов ОУ разного типа и вида с одаренными детьми» Координация программ развития детской одаренности в образовательных учреждений
Декабрь 2018 года Научно-методический семинар №8 «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений МСО по проблеме развития детской одаренности» Освоение педагогами ИКТ, обеспечивающих сетевое взаимодействие ОУ по проблеме развития детской одаренности
Апрель 2019 года Научно-методический семинар №9 «Управление деятельностью ОУ по развитию детской одаренности в МСО» Разработка комплексно-целевой программы по проблеме развития детской одаренности в МСО
4-й этап – контрольно-оценочный - сентябрь – декабрь 2019 годаЗадачи:
Обработка данных формирующего эксперимента и анализ его результатов;
Подготовка и проведение научно-практической конференции по теме инновационной площадки;
Подготовка материалов к публикации.
ПЛАН РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ1 этап
2015-2016 учебный год 2 этап
2016-2018 г.г. 3 этап
2019 г.
Направление деятельности Мероприятие Сроки Мероприятие Сроки Мероприятие Сроки
Аналитическаядеятельность Реализация программы мониторинга инновационной деятельности. в течение года Промежуточный отчет о результативности экспериментальной работы Ежегодно Отчет о проведенном исследовании:
- анализ всего периода инновационной деятельности, выявление недостатков;
- анализ анкетирования участников инновационной деятельности 2019 г.
Анализ затруднений педагогов в вопросах формирования банка одаренных обучающихся май Разработка диагностического инструментария оценки качества инновационной деятельности2016 г. Круглый стол «Инновационная деятельность школы: проблемы, перспективы, находки 2019 г.
Мониторинг профессиональной готовности работников школы к работе инновационной площадки июнь
Разработка плана-графика непрерывного повышения квалификации педагогических работниковв течение года
ИнформационнаяПодбор, систематизация, распространение информационных материалов по теме исследования в течение года Размещение информации о работе ИП Ежемесячно Накопление банка данных инновационной деятельности 2019 г.
Создание раздела школьного сайта по тематике инновационной площадки май
КонсультационнаяРазработка и проведение консультаций по теме исследования в течение года Проведение индивидуальных консультаций по теме исследования в течение года
Разработка и проведение консультаций, обучающих семинаров для педагогов, участников инновационной работы в течение года
Организационно - методическая деятельность Организация информационной поддержки и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в течение года Организация методическойподдержки педагогов. в течение года Отчет педагога о завершении исследования по предмету 2019 г.
Организация работы методических объединений учителей в течение года Изучение педагогических технологий по работе с одаренными детьми в образовательном процессе школы Обобщение всеми участниками инновационной деятельности своей индивидуальной работы 2019 г.
Организация участия педагогов ОУ в работе инновационной площадки в течение года Апробация методологического инструментария исследования
Разработка и проведение консультаций по теме инновационной площадки в течение года Теоретический семинар «Особенности воспитательной работы с одаренными детьми» 2016-2017 учебный год
Методический семинар «Теория и практика создания образовательной среды, способствующей развитию способностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС», октябрь Теоретический семинар «Индивидуальная образовательная программа школьника как эффективный способ развития детской одаренности» 2017-2018 учебный год
Педагогический совет «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов» март Педагогический совет «Методика проектирования и оценки метапредметныхрезультатов обучения". 2016-2017 уч.г.
Подготовка практических материалов в форме учебно-методических разработок 2016-2017 уч.г.
Районный научно-практический семинар «Формирование индивидуальных особенностей на основе метапредметного и междисциплинарного подходов» апрель Практический семинар «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений МСО по проблеме развития детской одаренности» 2016-2017 уч.г.
Учебно-тематический семинар «Формирование индивидуальных способностей обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности» 2016-2017 уч.г.
Круглый стол. «Инновационные методы работы в урочной и внеурочной деятельности» апрель Практический семинар «Классные часы, внеклассные мероприятия. Основные направления саморазвития» 2016-2017
уч.г.
Работа групп по корректировке
рабочих программ с одаренными учащимися Апрель-май Корректировка учебных программ с учетом формирования способностей учащихся Ежегодно
Образовательная
Открытые уроки и внеклассные мероприятия. Взаимопосещение уроков, проведение открытых уроков. В течение года Открытые уроки и внеклассные мероприятия. Взаимопосещение уроков, проведение открытых уроков. В течение года Накопление банка данных по инновационной работе 2019 г.
Создание банка данных творческих достижений учащихся для отслеживания динамики интеллектуального и творческого развития. Подготовка сборника научно-методических и учебно-методических разработок 2019 г.
Диссеминация педагогического опыта Подготовка материалов из опыта работы педагогов апрель-май Обобщение опыта работы по научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся. Распространение на региональном уровне, через сайт опыта работы инновационной площадки 2019 г.
Подготовка материалов по темам исследования педагогов к печати, их публикация. 2016 г.
Инновационная деятельность педагога Разработка индивидуальной концепции развития способностей средствами различных учебных предметов 2017 г. Определение перспектив развития дальнейшей инновационной деятельности 2017 г.
Разработка инновационных проектов развития индивидуальных способностей учащихся 2016-2018 г.г.
Анкетирование удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности
Круглый стол по теме «Концепция НИР школы «Развитие одаренности детей разного возраста» как региональной инновационной площадки 2017-2018 уч.г.
В результате многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети».
Обоснование актуальности программыМодернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.
В течение многих лет в школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, заседаниях предметных МО, совещаниях при директоре.
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем наших детей являются гарантом реализации программы.
В нашем образовательном учреждении
ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;
осуществляется предпрофильная и профильная подготовка по химии, математике, биологии, русскому языку, истории, обществознанию;
формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;
обучающиеся имеют определённые успехи в олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях различного уровня;
проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;
осуществляется адресная поддержка обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;
ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме одарённых детей.
Такая деятельность даёт положительный результат.
Цель:
теоретически обосновать и апробировать систему работы по развитию детской одаренности в муниципальной системе образования Тукаевского района; или комплекс методик обучения и воспитания одаренных детей разного возраста;Задачи:
изучить теоретические основы темы инновационной деятельности и разработать план-программу эксперимента;
организовать экспериментальное обучение, направленное на развитие детской одаренности и обеспечить его научно-методическое сопровождение;
обеспечить психолого-педагогический мониторинг процесса развития детской одаренности в образовательном процессе;
обобщить инновационный опыт образовательных учреждений разного типа и вида по развитию детской одаренности.
Целевые индикаторы и показатели:наличие банка данных;
участие обучающихся в олимпиадах различного уровня, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
наличие ученического научного общества;
участие обучающихся в спартакиадах различного уровня и других спортивных мероприятиях;
участие обучающихся в творческих конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;создание портфолио выпускника школы.
Сроки реализации программы «Одаренные дети»: 2015-2020 гг.Этапы работы:1 этап – проектировочный
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в школе.
Задачи:
изучение нормативной базы, подзаконных актов;
разработка программы работы с одаренными детьми;
разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап – реализационный
Цель: реализация системы работы с одаренными обучающимися.
Задачи:
диагностика склонностей обучающихся;
разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения внеклассных мероприятий;
адаптация учебных программ факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.
3 этап – функциональный
Цель: переход системы работы с одаренными обучающимися в режим функционирования.
Задачи:
анализ итогов реализации программы;
достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
обобщение результатов работы школы.
Цель программы:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Основные задачи:
создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах различного уровня, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
выявление одаренных обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, региональных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, региональные, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы.
Организация воспитательной работы в рамках программы:формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
формирование высокой речевой культуры;
утверждение здорового образа жизни школьника;
развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности и интегративности;
принцип гуманизма и демократизма.
Основные мероприятия программыорганизация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности обучающихся в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Основные мероприятия, необходимые для реализации программы:
диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, творческого потенциала одаренных детей.
развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.
поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
Создание банка тестов для диагностирования обучающихся 1-11 классов по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:
Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
Организация помощи ученикам в подборе литературы.
Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
творческие ответы;
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступления в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение предметных недель;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создавать постоянно действующие стенды, посвященные победителям олимпиад, конкурсов, выставок.
2. Выносить на публичное обозрение своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления, объявления на сайте школы).
3. Отправлять благодарственные письма родителям по месту работы.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождать от переводных экзаменов победителей Всероссийских олимпиад регионального и заключительного уровней.
Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»№ Мероприятие Период исполнения Ответственные1 Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета. Октябрь 2015 Председатель МС, классные руководители, учителя-предметники2 Диагностика обучающихся по следующим направлениям:
Творческое мышление
Толерантность
Предпочтительные виды деятельности
Доминирование левого и правого полушария
Вы лидер?
Диагностика задатков и склонностей
Поведенческая характеристика одарённых детей ежегодно Председатель МС,
классные руководители, педагог-психолог
3 Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.
Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых обучающихся. ежегодно
октябрь Председатель МС, педагог-психолог
4 Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников и психолога ежегодно Педагог-психолог, учителя-предметники
5 Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми первая четверть
2015 год Педагог-психолог
6 Осуществление контроля за выполнением учебных программ и исследовательской деятельности одарённых детей 2015 – 2020 Председатель МС, руководители МО
7 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми постоянно Библиотекарь, учителя-предметники8 Расширение сети курсов по выбору, элективных курсов с учётом способностей и запросов обучающихся в течение года Администрация, учителя-предметники9 Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей ежегодно Учителя-предметники10 Привлечение одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. 2015 – 2020 Учителя-предметники11 Вовлечение одарённых обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня, в конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. ежегодно Председатель МС, учителя-предметники
12 Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей Сентябрь- октябрь 2015 Администрация, учителя-предметники13 Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. ежегодно Учителя- предметники
14 Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, консультаций с психологом школы. 2015 – 2020 Учителя – предметники, Педагог-психолог, администрация
15 Организация работы научного общества «Интеллектуалл» Октябрь, 2015 Председатель МС, руководитель НОУ
16 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей В течение года Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники
17 Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми. 2015 – 2017 учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.
18 Подготовка и проведение предметных недель и декад Раз в четверть Учителя-предметники, руководители МО
19 Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции Март - апрель Председатель МС, руководитель НОУ, учителя-предметники20 Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах В течение года Учителя-предметники21 Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми ежегодно Председатель МС, руководители МО, учителя-предметники22 Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся. ежегодно Администрация, руководители МО
23 Участие в международных предметных играх: «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Английский бульдог», В течение года Руководители МО, учителя-предметники24 Участие во всероссийских играх В течение года Руководитель МО, учителя-предметники 25 Участие в районных экологических мероприятиях март Учитель биологии
26 Участие во всероссийских конкурсах по разным предметам В течение года Учителя-предметники, руководители МО
27 Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь» Январь- февраль Зам. директора по воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители
28 Участие обучающихся в творческих конкурсах и спортивных мероприятиях различного уровня постоянно Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования
29 Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований В течение года Классные руководители, учителя физкультуры
30 Участие в межрегиональной практической конференции «Старт в науку» январь Учителя-предметники31 Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов В течение года Классные руководители, педагоги дополнительного образования
32 Ведение курсов по выбору, элективных и факультативных курсов 2015 – 2020 Администрация
33 Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми постоянно Председатель МС
34 Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми В течение года Председатель МС, учителя- предметники
35 Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа» В конце года Председатель МС
36 Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми В течение года руководители МО
37 Проведение торжественной церемонии вручения золотых медалей выпускникам школы июнь Администрация
38 Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме «Создание банка творческих работ обучающихся по итогам конкурсов, выставок» 2 раза в год Учителя- предметники, руководители МО
39 Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям различного уровня В течение года Учителя-предметники40 Участие в районной игре «Зарница» май Учитель ОБЖ
41 Участие в муниципальных и региональных конкурсах «ЮИД» апрель ЗДВР
42 Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках постоянно Учителя-предметники43 Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» 2015-2020 Председатель МС, руководители МО, учителя-предметники
44 Анализ результативности с одарёнными обучающимися:
на совещании при директоре
методических объединениях
педсовете 2015-2020 Администрация
Контроль и учёт эффективности реализации данной программыОрганизация контроля за реализацией программы «Одарённые дети» осуществляется в виде:
предметного контроля;
процессуального контроля;
контроля по результатам реализации программы.
Результативность работы в течение года анализируется на:
совещании при директоре;
методических объединениях;
педсовете.
Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»Исполнение государственных принципов ФЗ-273 «Об образовании в РФ».
Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных обучающихся.
Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и педагога- психолога.
Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Организационная деятельность школыСовещания по результатам диагностирования.
Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, консультации по предметам, индивидуальные занятия) и внешкольного образования.
Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций в рамках школы.
Организация и проведение школьных олимпиад, участие в олимпиадах различного уровня.
Выявление одаренных детей и направление их в учреждения, занимающиеся дополнительным образованием детей.
Организация участия детей:
в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях;
в городских, областных конференциях.
Наблюдение, контроль за выполнением программыВключение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с одаренными обучающимися.
Проведение тестов, анкетирования обучающихся творческого уровня.
Проведение школьных олимпиад, конференций, конкурсов, творческих отчетов.
Аналитико-корректирующая деятельность ответственного за организацию работы с одаренными обучающимися.
Информационно-исследовательская работаРабота с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу.Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):
Банк данных по одаренным детям (сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе).
Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми (информация об учителях, формах работы с детьми).
Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности, а также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.
Подготовка кадров для работыс одаренными детьми и обучающимисяПодготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием претворения в жизнь всей программы. Необходима организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.
Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.
Исследование психолого-педагогической компетентности учителей в области работы с одаренными детьми.
Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.
Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников. Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информирование о новинках литературы.
Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.
Работа с родителямиШкольное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.
Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработка системы рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:
Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
Чтение лекций для родителей.
Подбор научной и практической литературы для родителей.
Оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующей тематики:
«Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол»
«Интроверсия. Психологические аспекты одаренности»
«Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка»
Развитие и обучение одаренных школьников Школа 1 уровня обучения – при обучении и развитии одаренных детей в школе 1 уровня важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Школа 2 уровня обучения (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным программам.
Школа 3 уровня обучения (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, элективные курсы. Основную роль внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют НОУ, кружки и т.д.
Предметные олимпиады школьниковЭта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
Во-вторых, они активно привлекают в науку одаренных детей.В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.
Научное общество обучающихсяНОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученых, педагогов и других специалистов.
Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Помимо этого в задачи входит:
диагностика одаренности детей и подростков;
раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.
Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят обучающиеся – члены научного общества. Возглавляет НОУ ответственный за деятельность НОУ, назначенный из числа преподавателей школы. Кураторами являются руководители предметных МО.
План работы научного общества обучающихся может включать следующие разделы:
Заседания Совета НОУ;
Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
Научно-исследовательская деятельность;
Творческая деятельность.
Социально-психологическое обеспечение реализации программы:создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;
создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы;
обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);
организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Материально-техническое обеспечение:пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;
компьютеризация образовательного процесса;
обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций;
привлечение спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.
Ожидаемые результаты реализации ПрограммыРезультат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. [6]Разработана и внедрена в инновационном режиме Программа работы с одаренными детьми.
Апробирована и внедрена в инновационном режиме технология информационно-аналитического обеспечения, принятия и реализации управленческих решений по проблеме подготовки одаренных обучающихся в ОО в условиях введения и реализации ФГОС.
Скорректированы программа развития и образовательная программа школы на основе результатов работы с одаренными детьми.
Разработано, апробировано и внедрено в инновационном режиме единое дидактическое обеспечение по качественной работе с одаренными детьми в ОО в условиях введения и реализации ФГОС.
Разработаны, апробированы и внедрены в инновационном режиме технология информационного обеспечения запросов к системе образования в школе и методика сбора информации.
Обобщен и распространяется опыт ОО по разработке и инновационном внедрении системы работы с одаренными детьми как средства управления качеством образования в условиях введения и реализации ФГОС.
Создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.
Расширено сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся.
Сформирован банк данных, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработана стратегия и тактика функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
Расширена системы дополнительного образования; удовлетворен спрос на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.
Увеличено количество обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышены показатели успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.
Изменены показатели социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
Расширен диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся.
увеличены издания исследовательских работ обучающихся;
Пополнены нормативные и методические обеспечения деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.
Конечный результат: качественно новый уровень образования выпускников школы, проявляющийся в высоком уровне их социальной компетентности и успешной социализации.
Прогнозируемые социальные эффектыСтейкхолдерыСоциальные эффекты
Учредитель Системная организация управления качеством образования.
Определение важнейших психолого-педагогических условий, обеспечивающих его успешность.
Развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания
ОбучающиесяСформированность УУД.
Сохранение физического и психического здоровья.
Успешность в социуме.
Родители Знакомство родителей с системой работы с одаренным детьми.
Ознакомление родителей с итогами микроисследований и оказание им помощи в организации домашней работы с одаренными учащимися.
Развитие педагогического сотрудничества со школой.
Педагогический коллектив Повышение педагогического мастерства учителя в вопросах выявления одаренных детей, работы с ними, использования информационных технологий.
Использование рекомендации при оценивании достижений планируемых результатов в интеллектуальной, творческой работе с обучающимися.
Экономическая эффективность проектаВозможность привлечения дополнительных ресурсов и направления высвободившихся средств на материально-техническую модернизацию региональной системы образования;
Расширение возможностей экономического и морального стимулирования участников образовательного процесса, повышения степени участия социальных партнеров в экономической деятельности ОО
Основные критерии и показатели эффективности реализации проектаКритерий эффективности Условие (%)Измеритель
Качество
100 КИМыЗдоровьесбережение100 Паспорт здоровья, патронажный журнал, анкетирование
Образовательные результаты
-предметные -метапредметные -личностные100 Портфолио ученика, КИМыЗаключениеМодернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
•имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
•имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
•испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Библиографический список
Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтис, Т.М. Марютина и другие: Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003.
Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" – режим доступа: <http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/>.