ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
3 класс
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации, целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. И в связи с актуальностью выбранной мной темы объектом исследования является – процесс воспитания школьников, а предметом исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.
Гипотеза моего исследования состоит в том, что если подойти к работе по воспитанию школьников по современной технологии то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития школьников;
-обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса.
В своей работе использую такие методы, как изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью школьников, опрос «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников / под ред. Е.Н. Степановой/
Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. Школьная воспитательная система включает поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их осуществления, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий.
Моя задача, как педагога на этапе целеполагания учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле.
Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей возможности педагога и школьников определение цели и конкретных задач.
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников я взяла за основу свой классный коллектив. Мне надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Я попросила младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 30 человек. Опрос проводился индивидуально. Объяснили все понятия 30 человек.
Им проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга». В толковании «зла» можно выделить три группы ответов: первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда человек делает что-нибудь плохое». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». «Добро» в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью, для вторых – с отсутствием внешних конфликтов. Некоторые первоклассники говорили, что «добро – это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного. В связи с данными исследования я пришла к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.
Программа разработана в виде классных часов, цель которых – развитие у младших школьников духовно-нравственных качеств.
Приступая к анализу категориальной структуры этического сознания младших школьников, я, конечно, же, учитывала данные исследований педагогической психологии о закономерностях формирования понятий у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.
Первый – в процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания.
Второй – в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.
Третий – существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
15