Вариативный курс Препараты бытовой химии в нашем доме
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием Управление образованием
городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №7»
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ ОШ 7
МБОУ ОШ 7 _________Третьяков Ю.Е.
Протокол № 1 от 30.08.2016 Приказ № 134/1-ОД от 31.08.2016
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Вариативный курс: Препараты бытовой химии в нашем доме
Класс (годы) 7 классы, 2016-2017 учебный год
Составитель: Одинцова И.Н.,
учитель химии,
первая квалификационная категория
ГО Красноуфимск
2016
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основании программы элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.
Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г
Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г
Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г
Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г
Программа пролонгирована на 20__-20__ г.
Протокол заседания научно-методического
совета №___от _______________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ №7
____________________Ю.Е.Третьяков
«_________»__________июня______20__г
Пояснительная записка.
Рабочая программа вариативного курса по химии составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (федеральный компонент) приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями
3. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). Программа элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993)
6. Устава образовательного учреждения
7. Программы развития школы
8. Образовательной программы МБОУ ОШ 7, утвержденной приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
9. Учебного плана МБОУ ОШ7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016г №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253». Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие - М.: Дрофа, 2006.
11. Календарный учебный график МБОУ ОШ 7на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ химического мировоззрения детям предлагается вариативный курс «Препараты бытовой химии в нашем доме».
Содержание материала соответствует государственной программе для общеобразовательных учреждений. Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание учащихся, которым интересна химия. Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.
Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным. Темы практических работ, предложенных в данной программе, позволяет учащимся интегрировать химические знания с историей, географией, биологией и темами других вариативных курсов. Данный вариативный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышению уровня химической подготовки, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-способствовать применению полученных знаний и умений для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- помочь учащимся в подготовке к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями;
-привить учащимся основы экологической грамотности;
-сформировать умения обращаться с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.
Планируемый результат:
После изучения данного курса учащиеся должны:
- знать состав, свойства и области применения в быту кислот, солей, оснований, растворителей, минералов и полимеров;
- уметь применять эти вещества по назначению и соблюдать правила безопасного обращения с ними.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Технологии, формы и методы работы, которые используются для реализации данной программы.
Использую в своей работе технологию развивающего личностно-ориентированного образования, здоровьесберегающих и информационных технологий и элементы технологии дифференцированного обучения. Выбор педагогических технологий основан на особенностях психофизического и социально развития ребенка в подростковом возрасте.
На ступени основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.
Используя современные педагогические технологии, получаю возможность обучать учащихся в зоне их ближайшего развития.
Формы работы – индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Провожу различные виды занятий: лекции, практикумы, экскурсии, уроки деловой игры.
Провожу различные типы занятий: изучения нового материала; применения знаний и умений; комбинированные занятия; обобщения и систематизации знаний.
В своей педагогической деятельности я использую информационные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы обучения.
Виды и формы контроля.
Используется безотметочная система, но дети готовят сообщения, проекты, презентации.
Программа вариативного курса «Препараты бытовой химии в нашем доме» рассчитана на изучение химии с недельной нагрузкой 1 час, всего 19 учебных занятий.
Содержание курса
1. Препараты бытовой химии и наше здоровье.
Средства бытовой химии в доме и правила безопасного обращения с ними. Первая помощь при несчастных случаях. Домашняя аптечка.
2. Растворы.
Состав и практическое использование растворов солей и щелочей. Кислоты в нашей жизни.
3. Моющие и чистящие средства.
Универсальные моющие и чистящие средства, их использование. Чистка посуды. Выведение пятен.
4. Склеить можно всё.
Клеи и способы склеивания материалов. Приготовление клеевых составов.
5. Средства ухода за комнатными растениями.
Минеральные и органические удобрения. Микроэлементы. Приготовление питательного раствора для подкормки комнатных растений. Средства защиты растений.
6. Итоговое занятие.
Защита проектных работ.
Учебно-тематический план
Наименование разделов
Общее количество часов
Всего
Практических занятий
Теоретические занятия
1. Препараты бытовой химии и наше здоровье
4
4
2. Растворы
3
1
2
3. Моющие и чистящие средства
4
1
3
4. Склеить можно всё
2
1
1
5. Средства ухода за комнатными растениями
3
2
1
6. Итоговое занятие
3
3
Итого
19
5
14
Препараты бытовой химии в нашем доме
№
Тема
Количество часов
Дата
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды деятельности
план
факт
Знать, понимать
уметь, применять
1-2
3.
4.
1. Препараты бытовой химии и
наше здоровье.
Средства бытовой химии в доме и правила безопасного обращения с ними.
Первая помощь при несчастных случаях.
Домашняя аптечка.
4
Знать правила ТБ при хранении и использовании химических веществ в быту.
Уметь оказывать первую помощь при несчастном случае.
Лекция.
Беседа.
Экскурсия в аптеку
5.
6-7.
2. Растворы.
Состав и практическое использование
растворов солей и щелочей.
Кислоты в нашей жизни.
3
Знать состав и практическое использование
растворов солей, щелочей и кислот
Уметь определять щёлочи и кислоты при помощи индикаторов
Лекция.
Сообщения учащихся.
Лабораторная работа. Свойства кислот.
8.
9.
10-11.
3. Моющие и чистящие средства.
Универсальные моющие и чистящие
средства, их использование.
Чистка посуды.
Выведение пятен.
4
Знать основные моющие и чистящие средства.
Уметь применять моющие и чистящие средства для чистки посуды и выведения пятен.
Лекция.
Сообщения учащихся.
Практическая работа. Работа с CD.
12.
13.
4. Склеить можно всё.
Клеи и способы склеивания материалов.
Приготовление клеевых составов.
2
Знать виды клеев и правила склеивания.
Уметь подбирать и готовить клеевые составы.
Лекция.
Практическая работа.
14.
15.
16.
5. Средства ухода за комнатными растениями.
Минеральные и органические удобрения. Микроэлементы.
Приготовление питательного раствора для подкормки комнатных растений. Средства защиты растений.
3
Знать основные виды удобрений и способы их использования.
Уметь готовить питательные растворы для растений.
Лекция. Сообщения учащихся.
Практическая работа Приготовление питательного раствора
17-19.
6. Итоговое занятие.
Защита проектных работ.
Итого: 19 часов в год
3
Знать требования к оформлению проектной работы.
Уметь готовить сообщения, слайд – презентации, работать с CD.
Защита проектных работ.
Итого за год: 16 + 19= 35 часов
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Инструменты:
1. Химическая посуда: пробирки, колбы, стаканы, стеклянные трубочки и палочки, пробки, зажимы, лопаточки, планшетки с ячейками
2. Спиртовки,
3. Ареометры
4. Термометры
5. Магниты
6. Химические трафареты
7. Аптечка
ТСО:
1. Ноутбук, проектор, колонки
2. Телевизор, видеомагнитофон, DVD – проигрыватель
3. Компьютер, сканер, принтер
Раздаточные материалы:
1. Химические реактивы и оборудование для проведения эксперимента.
2. Коллекции полезных ископаемых
3. Инструкции по проведению практических работ
Наглядные материалы:
1. Таблицы:
Серия учебных таблиц по химии
Строение вещества
Охрана природы
Лабораторное оборудование
Правила техники безопасности в кабинете химии
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
2. Электронные издания:
Химия 8 класс – 3 диска
Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория.
Химия для всех. Самоучитель по решению задач.
Химия в школе. Атом и молекула.
Химия для гуманитариев. Элективный курс.
Химия. Базовый курс
Органическая химия
Мониторинг и качество образования
Химия и электрический ток
Галогены. Сера
Азот и фосфор
Углерод и кремний. Ч.1
Углерод и кремний. Ч.2
3. Видеофильмы:
1. Химия вокруг нас
2. Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Части 1, 2, 3.
3. Школьный химический эксперимент. Общие свойства металлов.
4. Химия элементов – неметаллов
5. Ломоносов. Менделеев.
Список литературы
Методическая литература
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
2. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. М.: Просвещение, 1989.
3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1999.
4. Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
8. Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г.А.Фадеева - Волгоград: Учитель, 2007
9. Оржековский П.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической
химии. М.: АРКТИ, 1999.
10. Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
11. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О. С. Габриелян М.: Дрофа, 2006.
12. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград:
Учитель, 2007
13. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное
обучение. – М.: Дрофа, 2006
14. Ширшина Н.В. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов.- Волгоград: Учитель, 2006
15. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005
16. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии - М.: Дрофа, 2007
17. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
18. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение,
1996.
19. Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Литература для учащихся
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
Арабаджи В.И. Загадки простой воды. М.: Знание, 1973.
Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
Егоров А.С. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. М.: Знание, 1990.
Курячая М.А. Химия в картинках. М.: Детская литература, 1992.
Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Смирнов Ю.И. СПб: ИКФ МиМ Экспресс, 1995.
Михеев А.В. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2007
Никулин Ф. Чудеса подлинные и мнимые. М.: Молодая гвардия, 1978.
Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007
Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. М.: Дрофа, 2007.
Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996.
Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Приложение
Темы проектных работ и сообщений учащихся
1. Растворители в химической промышленности и в быту.
2. Отравления препаратами бытовой химии.
3. В нашем доме ремонт (краски, лаки, растворители).
4. Адсорбция и абсорбция в химической чистке одежды.
5.Как придать одежде обновлённый вид.
6.Слайд – презентация «Современные пятновыводящие средства». Инструкция
пользователю.
7. Вчера, сегодня, завтра бытовой химии.
8. Клеи и способы склеивания материалов. (Полезные советы).
9. Химия защищает и лечит растения.
15