Литературный монтаж на тему Театр — вся жизнь (11 класс) 
Театр - вся жизнь
для конкурса чтецов "Вся жизнь - театр"
литературный монтаж, 
посвящённый международному дню Театра (27 марта)
Участвуют:
- 2 Актрисы
- 7 чтецов
- 3 Актёра в чёрном
1. Первая Актриса:   
- Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом?.. Не сосредоточиваются ли в нём все чары, все обаяния... изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время... возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно?..[1]
2. Шестеро чтецов (каждый читает по реплике):
- Театр!..
"Волшебный край! Там в стары годы,Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
- И переимчивый Княжнин;
- Там Озеров невольны дани 
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил;
- Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
- Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
- Там и Дидло венчался славой..." [2]
3. Вторая Актриса:
- Театр!.. За такое счастье, как быть...артисткой, я перенесла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собою, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы...настоящей, шумной - СЛАВЫ!.. (Закрывает лицо руками) [3]
4. Седьмой чтец:
- Но ведь
"Весь мир - театр. За ваш билет заплатят
(Заочно). Всем доступен вход.
Оркестр гремит и щедро силы тратит,
Но в музыке господствует разброд.
Программ не продают. Нельзя понять сюжета.
Актёров масса..." [4] 
5. Первая Актриса:
- Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене ЖИТЬ нужно! [5]
 
6.  Три Актёра в чёрном (каждый читает по четверостишию):
    - Актёр в последний раз ногою бьёт об пол,       Актёр один. Напряжены все нервы.
       Родятся в нём слова, и шлем на них Минервы,
       Когда они должны покинуть горла ствол.
    - Актёр скользит с небес. Из люка возникает.
       Весь выпачкан актёр: он кровь свою теряет,
       Затем что каждый день он умирает вновь,
       Теряя белую и золотую кровь...
    - Актёр кричит, в движенье приведён
      Прикованным к нему тысячеглазым залом:
      Когда актёр пронзён лучом или кинжалом,       Богам бросает вызов он!.. [6] 
7. Вторая Актриса:
- О чём я?.. Я говорю о сцене... Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной... Я теперь знаю, понимаю, что в нашем деле...главное НЕ СЛАВА, не блеск... а умение ТЕРПЕТЬ. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни!.. [3]
8. Три Актёра в чёрном (каждый читает по четверостишию):
     - Гул затих. Я вышел на подмостки.
       Прислонясь к дверному косяку, 
       Я ловлю в далёком отголоске,
       Что случится на моём веку.
     - На меня наставлен сумрак ночи
       Тысячью биноклей на оси.
       Если только можно, Авва Отче,
       Чашу эту мимо пронеси.
     - Я люблю твой замысел упрямый
       И играть согласен эту роль...
       Я один, всё тонет в фарисействе... [7]
9. Четверо чтецов (каждый читает по реплике):
    - Театр - сильнейшее оружие, но как всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом. [8]
    - Задача художника - это воплотить содержание сценария и музыки - это и есть понимание европейской русской традиции. Когда же Лоэнгрина [Рыцаря белого Лебедя] выходит петь... в чёрной рубашке американского полицейского... тут у него пистолеты... Когда Борис Годунов - начальник концлагеря - чешется в голой [груди]... Когда бояре все чекисты!!. 
Не надо калечить, измываться над великим созиданием духовным великих русских и европейских авторов!.. Надо быть хоть чем-то на них похожим! А не превращаться в унылую жвачку шоу-бизнеса! [9]
     - Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг... [10]
     - Театр - великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок. [11]
     Двое чтецов читают стихотворение Ники Турбиной:
     - (первый) ЧТО останется после меня,
       Вечная мгла или отблеск огня?
       Леса ли ропот, шёпот волны
       Или жестокая поступь войны?..
     - (второй) Оглянусь на прошедший день,
       Правда там или злобы тень?
       Хочет каждый оставить светлый след,
       Отчего же тогда столько чёрных бед?
     - (оба чтеца вместе)
       ЧТО останется после тебя и меня,
       Человечество,
       С этого дня?.. [12]
      Пятый чтец:
     - Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру ДОБРА. [11]
       Три  Актёра в чёрном:
       - (первый) Сбежал бы прочь актёр! 
       - (второй) Не смеет. Акт за актом
       Идёт за драмой он, ИНОГО НЕТ ПУТИ:
       - (первый) Подмостки не дают спасенья обрести,
       Чудовищным он связан с ними пактом...[6] 
       - (третий)Актёр выходит кланяться. Ну что ж...
         Партер потрескивает хворостом ладоней,
         Покуда занавес, как гильотины нож,
         Не срубит голову, склонённую в поклоне...
       - (второй) И публика спешит уйти. В нет любви,
         Одно желание - спастись от катастрофы...
         А завтра снова день. 
       - (все чтецы, Актрисы и Актёры ХОРОМ)
         Вставай, актёр, живи!
       - (один Актёр в чёрном) 
         И сердце подготовь для завтрашней голгофы! [6]
     
[1] - Белинский В. Г. Литературные мечтания.
[2] - Пушкин А. С. Евгений Онегин.
[3] - Чехов А. П. Чайка.
[4] - Хилэр Бэллок. Весь мир - театр...
[5] - Раневская Ф, Г.
[6] - Жан Кокто. Актёр (пер. М. Кудинова)
[7] - Пастернак Б. Л. Гул затих. Я вышел на подмостки...
[8] - Станиславский К. С.
[9] - Глазунов И. С. Линия жизни. К 85-летию художника.- ТК "Культура" 09.06.15.
[10] - Ромен Роллан.
[11] - Гоголь Н. В.
[12] - Ника Турбина. Что останется после меня?..