Литературный монтаж на тему Театр — вся жизнь (11 класс)


Театр - вся жизнь
для конкурса чтецов "Вся жизнь - театр"
литературный монтаж,
посвящённый международному дню Театра (27 марта)
Участвуют:
- 2 Актрисы
- 7 чтецов
- 3 Актёра в чёрном
1. Первая Актриса:
- Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом?.. Не сосредоточиваются ли в нём все чары, все обаяния... изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время... возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно?..[1]
2. Шестеро чтецов (каждый читает по реплике):
- Театр!..
"Волшебный край! Там в стары годы,Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
- И переимчивый Княжнин;
- Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил;
- Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
- Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
- Там и Дидло венчался славой..." [2]
3. Вторая Актриса:
- Театр!.. За такое счастье, как быть...артисткой, я перенесла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собою, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы...настоящей, шумной - СЛАВЫ!.. (Закрывает лицо руками) [3]
4. Седьмой чтец:
- Но ведь
"Весь мир - театр. За ваш билет заплатят
(Заочно). Всем доступен вход.
Оркестр гремит и щедро силы тратит,
Но в музыке господствует разброд.
Программ не продают. Нельзя понять сюжета.
Актёров масса..." [4]
5. Первая Актриса:
- Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене ЖИТЬ нужно! [5]

6. Три Актёра в чёрном (каждый читает по четверостишию):
- Актёр в последний раз ногою бьёт об пол, Актёр один. Напряжены все нервы.
Родятся в нём слова, и шлем на них Минервы,
Когда они должны покинуть горла ствол.
- Актёр скользит с небес. Из люка возникает.
Весь выпачкан актёр: он кровь свою теряет,
Затем что каждый день он умирает вновь,
Теряя белую и золотую кровь...
- Актёр кричит, в движенье приведён
Прикованным к нему тысячеглазым залом:
Когда актёр пронзён лучом или кинжалом, Богам бросает вызов он!.. [6]
7. Вторая Актриса:
- О чём я?.. Я говорю о сцене... Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной... Я теперь знаю, понимаю, что в нашем деле...главное НЕ СЛАВА, не блеск... а умение ТЕРПЕТЬ. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни!.. [3]
8. Три Актёра в чёрном (каждый читает по четверостишию):
- Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
- На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
- Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль...
Я один, всё тонет в фарисействе... [7]
9. Четверо чтецов (каждый читает по реплике):
- Театр - сильнейшее оружие, но как всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом. [8]
- Задача художника - это воплотить содержание сценария и музыки - это и есть понимание европейской русской традиции. Когда же Лоэнгрина [Рыцаря белого Лебедя] выходит петь... в чёрной рубашке американского полицейского... тут у него пистолеты... Когда Борис Годунов - начальник концлагеря - чешется в голой [груди]... Когда бояре все чекисты!!.
Не надо калечить, измываться над великим созиданием духовным великих русских и европейских авторов!.. Надо быть хоть чем-то на них похожим! А не превращаться в унылую жвачку шоу-бизнеса! [9]
- Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг... [10]
- Театр - великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок. [11]
Двое чтецов читают стихотворение Ники Турбиной:
- (первый) ЧТО останется после меня,
Вечная мгла или отблеск огня?
Леса ли ропот, шёпот волны
Или жестокая поступь войны?..
- (второй) Оглянусь на прошедший день,
Правда там или злобы тень?
Хочет каждый оставить светлый след,
Отчего же тогда столько чёрных бед?
- (оба чтеца вместе)
ЧТО останется после тебя и меня,
Человечество,
С этого дня?.. [12]
Пятый чтец:
- Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру ДОБРА. [11]
Три Актёра в чёрном:
- (первый) Сбежал бы прочь актёр!
- (второй) Не смеет. Акт за актом
Идёт за драмой он, ИНОГО НЕТ ПУТИ:
- (первый) Подмостки не дают спасенья обрести,
Чудовищным он связан с ними пактом...[6]
- (третий)Актёр выходит кланяться. Ну что ж...
Партер потрескивает хворостом ладоней,
Покуда занавес, как гильотины нож,
Не срубит голову, склонённую в поклоне...
- (второй) И публика спешит уйти. В нет любви,
Одно желание - спастись от катастрофы...
А завтра снова день.
- (все чтецы, Актрисы и Актёры ХОРОМ)
Вставай, актёр, живи!
- (один Актёр в чёрном)
И сердце подготовь для завтрашней голгофы! [6]

[1] - Белинский В. Г. Литературные мечтания.
[2] - Пушкин А. С. Евгений Онегин.
[3] - Чехов А. П. Чайка.
[4] - Хилэр Бэллок. Весь мир - театр...
[5] - Раневская Ф, Г.
[6] - Жан Кокто. Актёр (пер. М. Кудинова)
[7] - Пастернак Б. Л. Гул затих. Я вышел на подмостки...
[8] - Станиславский К. С.
[9] - Глазунов И. С. Линия жизни. К 85-летию художника.- ТК "Культура" 09.06.15.
[10] - Ромен Роллан.
[11] - Гоголь Н. В.
[12] - Ника Турбина. Что останется после меня?..