Развитие творческих способностей студентов на уроках математики и во внеурочное время.
Развитие творческих способностей студентов на уроках математики и во внеурочное время
ГБ ПОУ «ВПТ»
преподаватель математики
Курлович Е.П.
Обновление государственных стандартов в профессиональном образовании предопределено системными изменениями, которые происходят в методологии профессионального образования. В настоящее время эти изменения ориентированы на реализацию потребности государства и общества в специалистах, имеющих не только качественную профессиональную подготовку, но и способных самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Для этого выпускнику, как минимум, нужно уметь самостоятельно принимать решения, владеть способами решения проблем, способами достижения цели, уметь согласовывать свои действия с партнёрами, самостоятельно развиваться, быть креативным и конкурентно способным. Умение решать проблемные задачи является результатом активного учения, достижение цели обеспечивается деятельностью, а согласование действий обеспечивается диалогическим взаимодействием.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподава-теля активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения (см. приложение). Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, что позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления студентом суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В результате обучающиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Активные методы обучения, которые я использую.
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов: дидактической задачей урока, численности учащихся.
Тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Тренинги можно проводить как дистанционно, на различных учебных сайтах: якласс, узтест, так и в классе.
Метод проектов. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания. Выполнение проекта требует развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей для решения поставленной задачи.
В цели проектных работ входит развитие у студентов системы интеллектуальных знаний, умений и навыков, воплощенных в конечный продукт - презентацию, развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
Важнейшим видом учебной деятельности, позволяющей студентам усваивать математическую теорию, развивать творческие способности и самостоятельность мышления, является решение задач. Например, практическое применение производной, применение определённого интеграла к решению физических задач.
Применять различные средства и методы обучения для развития творческих способностей, можно как на уроке, так и во внеурочное время.
Участие в олимпиадах, очных, дистанционных, в математических конкурсах, играх, например «Математическая игра Брейн-ринг». Решение занимательных задач, ребусов, головоломок, задач на смекалку так же способствует развитию творческих способностей. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути.
Развитию креативности способствует использование геометрического материала. Например, сделать поделки из бросового материала, имеющие в основе геометрические фигуры. Такое задание было дано на эколого-математическом конкурсе поделок из материалов, которые мы выбрасываем в мусор «Вторая жизнь». Для защиты своей работы, студентами были представлены стихи и рассказы.
Нельзя не использовать на уроках исторические сведения о развитии математики, о появлении математических понятий, исторические задачи. Сведения из истории науки расширяют кругозор студентов, показывают диалектику предмета. Пожалуй, ни в одной другой науке нет столь парадоксального сочетания взаимоисключающих характеристик процесса познания, как в математике, где уживаются рядом интуитивная очевидность и логические доказательства, наглядность и крайняя отвлеченность, независимость от опыта и многообразные практические приложения.
Чтобы у студента развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, обучающийся может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.
Использованные ресурсы:
Шалашная В. М. К вопросу о введении ФГОС СПО четвертого поколения.
Хрипченко Л. Ф. ,Активные методы обучения на уроке иностранного языка как главный фактор формирования и совершенствования коммуникативной компетенции.
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Новик М. Активные формы и методы обучения.
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с. - ISBN 5-06-002079- 7.
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2959-2013-05-17-18-29-01.html
Приложение 1
Классификация активных методов обучения по М. Новик.