Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи


Учитель МАОУ СОШ №4 г. Губкинский
Дашкина З.М.
Тема урока «Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи»Цель урока:
1) сформировать умение определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного;
2) отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, портрет Суворова А.В., тексты.
Ход урока
1 этап
Проблемная ситуация
Портрет А.В.Суворова.
(1729 - 1800) - величайший российский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, военный мыслитель. Один из образованнейших людей своего времени, обладавший обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях знаний.
- Кто это? Кто узнал и готов назвать его?
Анализ текста.
- Прочитайте текст.
(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода.(2)0тец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке сына и мало обращал внимания на воспитание мальчика. (З)Только природные дарования и неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (6)Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. (8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего ума. (9)Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.
(10)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, и он пытался отвлечь его от чтения военных книг. (16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу. (17)Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.
(18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику.
(20)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию — разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений.(21)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (22)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (23)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы.(24)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.(25)3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (26)Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им самим, и притом вполне правильно.
(27)Александру было дано согласие на военную карьеру. (28)В следующем году отец записал его в гвардию. (29)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.
(По К. Осипову)*
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Александр Суворов решил выбрать военную карьеру?»
1) Отец уделял много внимания воспитанию мальчика и прочил ему военную карьеру.
2) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов.
3) На военной карьере настаивал генерал Ганнибал, старый приятель Василия Ивановича Суворова.
4) Александр был физически крепким ребёнком и умел скакать верхом.
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
2 этап
4. Актуализация знаний по орфографии
Лингвистическая разминка
- замените книжное слово "скудный" (3 предложение) стилистически нейтральным словом.
- орфографическая подготовка – вое...ых книг, легко подверже...ый, решё... им, свойстве...о сверстникам-дворянам, особе...ый интерес, оживлё...ая беседа. - определите способ словообразования – военной, приоткрыл, жизнеописания, свойственно, какой-то, по-моему, справа.
- определение вида словосочетаний (смотри выше), замена вида словосочетания
5. Актуализация знаний по пунктуации
а) теоретическая разминка
- Что называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого? Приведите примеры из текста.
(10)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов.(27)Александру было дано согласие на военную карьеру.
- В чем разница между ССП и СПП? Приведите примеры из текста.
(19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику. (18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».
- Какие существуют виды связи нескольких придаточных предложений с главным?
Приведите примеры из текста.
- сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью
(22)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра.
- сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью
(7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря.
- сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью
(15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, и он пытался отвлечь его от чтения военных книг.
- Объясните постановку знаков препинания
(25)3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. - Вечером завязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка.
Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
3 этап
Творческая работа. Используя прочитанный текст из части 2, выполните заданий (15.3)
Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Используя сложные синтаксические конструкции, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Что такое самовоспитание? Я думаю, что это работа над собой, важная способность человека самосовершенствоваться.
Анализируя текст, мы можем найти примеры, которые подтверждают данное определение. Например, из предложений 12, 13, 14 мы узнаём, как Суворов усердно закалялся, чтобы осуществить свою мечту.
Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль о важности самовоспитания. Когда я готовилась к экзаменам, я понял(а), как важно работать над собой, преодолевать лень, отказываться от развлечений. Чтобы освоить сложный материал, мне приходилось подолгу сидеть за учебниками, усердно заниматься на уроках. Уверен(а), что ничего без труда не даётся.
Таким образом, я доказал(а), что самовоспитание – это важная способность человека самосовершенствоваться, работать над собой.
4 этап.
1. Рефлексия
Я узнал (а)…..
Я научился (ась)…