Сообщение по обобщению опыта использования такого вида работы с детьми, как сюжетно-ролевая игра Интервью
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА«ДЕТСКИЙ САД «МАШЕНЬКА»
Интервью как форма коррекционно-развивающей образовательной деятельности в условиях ДОУ
Составила воспитатель:
Хренкова О.А.
Абакан - 2016
Мы хотим представить вашему вниманию одну из многих современных форм коррекционно-развивающей образовательной деятельности, которой мы активно пользуемся – это сюжетно–ролевая игра «Интервью».
Нашим воспитанникам от 5 до 6 лет, они как раз в том возрасте, когда в общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но ещё далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого мы и используем сюжетно-ролевую игру «Интервью», в которой дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.
В ходе игры у ребенка есть возможность «примерить» разные социальные роли, желание на столько велико, что ребенок, стесняющийся говорить в обычных режимных моментах, охотно начинает играть, а значит выполнять правила игры: вести диалог по определенной схеме, придерживаться заданной темы в ходе беседы, соблюдать этику диалогической устной речи.
Разнообразие оформленных в профессиональной культуре учителей-логопедов средств и способов работы обеспечивает успешное освоение норм родного языка. Вместе с тем закрепление освоенных норм в большей степени закрепляется воспитателями в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду. Обсуждая с учителем логопедом нашей группы, формы организации детской деятельности, мы приняли решение использовать такую форму работы, как сюжетно-ролевая игра «Интервью». Потому что, основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка, и кроме того дети нашей группы охотно играют в журналистов, актрис и актеров.
В средней группе велась активная работа с мнемокартами. Для развития монологической речи в ходе составления рассказа по картине, описания события или животного, для запоминания стихотворений. В старшей группе для создания условий развития диалогической речи мы воспользовались опытом работы учителя-логопеда Самохваловой Елены Андреевны детского сада г. Москвы, разработанными ею опорными картами-схемами, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. А так же разработали свои карты-схемы по другим темам диалога.
На данном этапе освоения этой формы работы мы организуем совместную деятельность детей в свободное время как игру, в дальнейшем есть желание организовать работу кружка “Юные журналисты”.
Цель использования игры «Интервью» – создание условий для развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:
развитие связной диалогической речи;
развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
расширение и активизация словарного запаса;
закрепление навыков ведения диалога;
способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Основополагающим направлением нашей деятельности является желание помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему общения.
Основными принципами этой работы являются: систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога. ( Приложение 1)Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводим беседы с детьми на эту тему. Предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия” и т. д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. (Приложение 2)В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Нами были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками -символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.(Приложение 3)
Эта форма работы помогает нам ненавязчиво вводить детей в общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. В результате такой игры в «интервью», дети не только приобретают знание норм речевого общения, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т.д.