Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Цель: знакомство с основными этапами становления науки, с задачами олигофренопсихологии. Уточнение теоретических и методологических основ науки. Установление связей с другими науками.
Задание 1.
Ведущая деятельность- деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.
Зона актуального развития- совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи.
Зона ближайшего развития- уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
Возрастные новообразования- тот новый тип строения личности и ее деятельности, те физические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени впервые и которые определяют в самом главном и основном сознание ребенка в его отношении к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход его развития в данный период.
Социальная ситуация развития- сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским.
Сензитивный период- период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения
Кризисный период развития- Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.
Задание 2. Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости.
Характеристика
1 период
2 период
3 период
4 период
Хронологические рамки
Первые клинические описания врожденного слабоумия относятся к концу XVIII века.
Во второй половине XIX и начале XX века в наиболее развитых странах было введено всеобщее обучение.
Начало этого периода изучения врожденного слабоумия можно связать с выходом труда Э. Крепелина (1915).
Этот период изучения умственной отсталости, продолжающийся и в настоящее время, особенно плодотворен.
Основные взгляды на природу умственной отсталости
В 1770 году Dufour указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. Все же до первой половины XIX века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался один термин идиотия.
В связи с тем, что не все дети могли освоить школьную программу, а клинический метод оценки готовности к школе был слишком громоздким, Бине и Симон (Binet А. и Simon Th.) в 1905 году на основе обследования нескольких тысяч учащихся разработали психологическую методику, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям.
Для обозначения сборной, различной по этиологии, клинической картины и анатомических изменений группы аномалий он предложил термин «олигофрения». В ней он объединил состояния, имеющие тотальную задержку психического развития
В связи с установлением этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной отсталости,
вызванной токсоплазмозом, и др.
Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая
диагностика состояний
умственной отсталости.
Открытия периода (с указанием ученых)
В начале XIX века Пинель (Pinel Ph., 1806) дал определение этому понятию: «более или менее абсолютное нарушение функций разум Эскироль (Esquirol J., 1838), основательно изучив слабоумие, первым понял, что идиотия не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что умственные способности при нем в течение жизни никогда не развивались. а и/или чувства». В противоположность многим современникам Й. Г. Песталоцци (1746-1827) пытался убедить в необходимости воспитания и обучения «тупоумных», однако долгое время это ни к чему не приводило. Для реализации гуманных устремлений швейцарского педагога тогда еще не созрели ни экономические, ни социальные условия. В.Morel(1857)был о сновоположником теории вырождения, являющейся, в частности, причиной идиотии и кретинизма, полагая, что слабоумие последний этап деградации рода. Он также выделил обусловленную физическим и психическим недоразвитием «психическую дефективность», которая представляла промежуточную ступень между психозами и идиотией.
V.Magnan (1893) придерживался той же точки зрения, считая слабоумие проявлением дегенерации . Всех «дегенератов» он делил на идиотов, имбецилов, тупоумных (дебилов) и высших дегенератов (психопатических личностей).
Начало этого периода можно связать с трудами Корсакова (1813), Д. Н. Зернова (1879), W. Griesinger (1871) и др., в которых они доказывали, что наиболее частыми причинами «идиотизма» являются ранние поражения мозга. И. П. Мержеевский (1871), патологоанато-мически изучив случаи микроцефалии, настаивал на том, что идиотия своим происхождением обязана последствиям перенесенных заболеваний. Он выступал против теории К. Vogt, который считал врожденное слабоумие атавизмом, неизбежным, а потому и фатальным для человеческого общества. Штерн (Stern W., 1915) сделал предположение, что, разделив умственный возраст ребенка на хронологический возраст, можно получить коэффициент интеллекта (IQ), который, по его мнению, оставаясь постоянным, будет характеризовать интеллект в течение всей жизни. В США L. M. Terman создал свой вариант методики, назвав его «тест СтэнфордБине». Шкала БинеСимона и ее разновидности в основном были построены на заданиях, требующих словесных ответов.
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. «Понять своеобразие слабоумия означает в первую очередь, что надо не просто передвинуть центр тяжести интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере, это означает в первую очередь, что надо подняться вообще над изолированным метафизическим рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющих сущностей, признать их внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от чувства» Ученики и последователи Л. С. Выготского (Божович Л. Гальперин П.Я., Запорожец А.В.,Леонтьев А. Н., ЛурияА. Р., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и др.), развивая его идеи, продолжили психологические исследования, изучающие личность ребенка в целом
Увеличилось число социальных, психологических и дефектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (Забрам-ная С. Д., 1995; Лебединский В. В., 1985; Лубовский В. И., 1989; Мал-лер А. Р., 2000; Шипицына Л. М., 2002 и др.)
Итоги периода
Итогом первого периода изучения врожденного слабоумия стало то, что к началу XX века сложилось преобладающее беждение об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как о его причине. Были описаны несколько форм степеней врожденного слабоумия, различающиеся по степени выраженности интеллектуального дефекта.
ПомнениюГ. Е. Сухаревой (1965),итогом второго периода явилось внедрение тестовых методик, которое оказалось неплодотворным для изучения олигофрении. Стремясь получить оценку врожденного слабоумия только подсчитыванием «интеллектуального коэффициента интеллекта», исследователи расширяли понятие умственной недостаточности, в то время как во многих случаях невыполнение заданий по предлагавшимся тестам может быть связано с задержкой развития из-за соматической слабленности или неблагоприятных условий жизни. В этот период выяснилась возможность возникновения умственной отсталости под влиянием внешних причин.
Это позволило получать характеристики, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка, используя их в процессе воспитания и обучения.
Выявлены и описаны несколько сотен наследственных синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью
В связи с установлением
этиологии различных форм умственной отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной отсталости, вызванной токсоплазмозом, и др. Наряду с успехами генетического консультирования внедряется дородовая диагностика состояний умственной отсталости.
Задание 3:Краткое сообщение на тему «Распространенность умственной отсталости».
Эпидемиологический анализ умственной отсталости важен для выявления случаев умственной отсталости в популяции с целью создания необходимых служб и учреждений. Кроме того, он нужен для выявления причин и условий возникновения случаев умственной отсталости, что необходимо для профилактики и лечения. Точная оценка истинной распространенности может зависеть от учета различных диагностических подходов, неравномерного развития психиатрических и других служб, которые должны выявлять умственную отсталость, а также культурных и этнических особенностей общества, влияющих на этот процесс. Различная распространенность в разных регионах во многом определяется медико-географическими условиями (например, недостатком йода в питьевой воде). Распространенность умственной отсталости в разных странах в середине XX века, судя по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970), составляет около 1% популяции. По материалам ВОЗ того же времени, число лиц, отстающих в развитии, больше 1–3%. Примерно эти же цифры (0,39–2,7%) приводят в разных странах и в настоящее время. Фактическое число выявляемых умственно отсталых индивидов в Дании составляет 0,43%; в Швеции 0,32% (Grunewald K., 1969). В СССР эпидемиологическое исследование в нескольких городах обнаружило от 4,89 до 2,38 «олигофренов» на 1000 населения (Гольдовская Т. И., Тимофеева А. И., 1970). В 1997 году А. А. Чуркин приводит цифры распространенности в России 608,1 на 100 000 (0,6%) и заболеваемости 0,39%. Количество лиц с умственной отсталостью постоянно растет. Так, с 1991 по 1995 год произошло их увеличение в абсолютных цифрах на 17,2% и в интенсивных на 14,7%. В основном этот рост происходил за счет наименее легких форм (на 23,7% и на 23,8% соответственно). В населении наибольшее число составляют легко умственно отсталые субъекты 0,7-1,2%, согласно К. Gustavson (1977), и 2,1% по результатам М. Rutter (1970). По данным А. А. Чуркина (1997), в нашей стране их не более 0,47%. Среди всего контингента умственно отсталых лиц число легко умственно отсталых, по разным данным, колеблется от 68,9% до 88,9%. Процент умеренно, тяжело и глубоко отсталых индивидов в населении 0,39%–0,28% (Rutter M., 1970; Gustavson К., 1977). В СССР в 60-70-х годах было от 11,1% до 31,1% (Гольдовская Т. И., 1970), а в 90-х годах 0,13% (Чуркин А. А., 1997). За период с 1991 до 2000 года число впервые выявленных умственно отсталых детей и подростков возросло с 77,6 до 139,8 на 100 тыс. населения, т. е. увеличилось на 80,2%. Амбулаторный контингент умственно отсталых детей и подростков за это же время увеличился на 18,1% (Гурович И. Я., Волошин В. М., Голланд В. Б., 2002). В структуре психической патологии у детей, получающих помощь в психиатрических учреждениях, умственная отсталость встречается в 28,65%, а у подростков в 50,71%. Такой рост объясняется выявлением этой патологии в основном в детском возрасте. Значение умственной отсталости в социальной дезадаптации, к которой она приводит детей и подростков. Около 60% всех молодых инвалидов по психическому заболеванию составляют лица с умственной отсталостью. Она оказывается тесно связанной с молодежной преступностью, ранним алкоголизмом и наркоманией. Доля легкой умственной отсталости в общей массе данной патологии 80% (Миронов Н. Б., 2000). Инвалиды составляют 24,9% среди всех психических больных. На третьем месте (13,3%) среди причин инвалидности олигофрения (Анашкина Л. М. с сотр., 1995). По мнению А. А. Чуркина (2001), их число больше 31,3%. За 10 лет (1985-1995) число инвалидов вследствие умственной отсталости возросло на 39%. Умственно отсталых инвалидов 1-й группы почти в 3 раза больше, чем больных шизофренией. По данным Л. А. Прокопенко (1995) среди инвалидов детства группа умственно отсталых на первом месте (53,7%). Число детей- инвалидов увеличилось в 4,8 раза за 15 лет, причем среди них 99,4% дети олигофрены. Из них легко умственно отсталые 32,9%, тяжело и глубоко отсталые 67,1% (Свинцов А. А., Мотора И. В., 1995). В сравнении с инвалидами вследствие психических заболеваний умственно отсталые инвалиды отличаются наиболее низкими уровнями социальной адаптации. Причины явного роста распространенности умственной отсталости разнообразны: улучшение условий родовспоможения, работы служб охраны здоровья матери и ребенка, что обеспечивает лучшую выживаемость даже детей с тяжелыми пороками развития. Большое значение имеют также алкоголизация, наркотизация и курение будущих матерей, ухудшение экологической ситуации в стране, приводящее к возрастанию мутагенных факторов и вместе с тем к увеличению числа наследственных форм умственной отсталости. 3. Н. Нургалиев (1995), сравнив один из благоприятных по экологическим показателям район с неблагоприятным районом, показал, что во втором выявляется большее число пороков развития, психически больных детей, а с ним и умственно отсталых (32 ребенка на 30 000 населения, в сравнении с 22 в первом). Это особенно хорошо видно в регионах, пострадавших от техногенных катастроф (например, от последствий Чернобыля). Г. С. Маринчева (1999) указывает на генетические факторы, приводящие к увеличению популяции умственно отсталых детей в связи с тем, что, например, 36,1% из них рождается от матерей с психическим недоразвитием. Распространенность умственной отсталости зависит и от частоты пороков развития. Так, увеличение числа пороков у новорожденных с 1,23% в 1986–1990 годах до 1,50% в 1997 году в Санкт-Петербурге сказалось в появлении большего случаев умственной отсталости (Бутомо И. В., Ковалева Н. В., 2000).
Несмотря на указанную распространенность и большой процент тяжелых форм, выявляется только часть от всего контингента, что ухудшает возможности по организации своевременных коррекционных и лечебных мер. Так, в одной из областей выявляется 19 умственно отсталых на 1000 подростков (Брызгин М. Б., 1995). В другой области среди детей с психическими расстройствами 20,9% детей с умственной отсталостью. При этом за три года произошло увеличение выявляемых больных в полтора раза, что связывают с интеграцией психиатрической службы с педиатрической (Шалиткина Л. А. с сотр., 1995). Число умственно отсталых детей и подростков в популяции увеличивается с возрастом, достигая максимума к 12 годам, а затем уменьшается к 22–34 годам. В результате на учете в диспансерах среди взрослых умственно отсталых свыше 60% молодых людей (18–25 лет), 12,5% взрослых и 0,75% отсталых старше 55 лет. Эти цифры не отражают истинного количества умственно отсталых, так как одна значительная часть, будучи компенсированными, снимается с учета, а другая кодифицируется под иными диагнозами: органическое поражение ЦНС 6,8%, шизофрения 7,6% (Сухотина Н. К., 1982). Среди умственно отсталых преобладают лица мужского пола. Это соотношение различно в разных возрастных группах. Минимальная разница в младенчестве, но уже в дошкольном возрасте она составляет 1,5:1 и выше. В коррекционной школе обучаются 80,6% учеников и 75,8% учениц. Максимальное различие по половому признаку в 18–24 года. Соотношение числа умственно отсталых мужского и женского полов зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта, при самых тяжелых степенях оно наименьшее, при легких наибольшее. Около половины олигофренов обоего пола в степени дебильности, достигшие 18 лет, вступают в брак, что значительно выше приводимых данных за рубежом. У 39% мужчин и 24,7% женщин, вступивших в брак, нет потомства. Часть детей из числа родившихся у умственно отсталых родителей умирает в раннем возрасте. Среди детей, оставшихся в живых, в 8,5% у мужчин и в 18,5% у женщин дети были олигофренами, а в 1% психически больными. Высокий процент умственно отсталых среди потомства олигофренов объясняют не только наследственностью, но и заболеваниями родителей: сифилисом, токсоплазмозом и т. д. (Гольдовская Т. И., Тимофеева Т. И., 1970). В завершение следует признать, что все эти данные представляют большую ценность как для организации превентивных мер, так и для понимания степени тяжести проблемы.
Задание 4:Заполните таблицу «Этиология умственной отсталости»:
Период действия
Эндогенные причины
Экзогенные причины
Пренатальный
- хронические заболевания матери;
- инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;
- интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;
- курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.
- хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;
- недостаток питания матери во время беременности;
- резус-конфликт родителей (у родителей разные резус- факторы крови);
- травмы;
Натальный
-родовые травмы;
- инфицирование плода;
- асфиксия (удушье) плода.
- родовые травмы;
- инфицирование плода;
- удушье плода;
Постнатальный
- остаточные явления после инфекционных и других заболеваний;
- различные травмы головы;
- интоксикации, перенесенные ребенком.
- различные инфекционные болезни;
- черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;
- отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
Задание 5:
Сравнительная характеристика олигофрении и деменции.
Олигофрения (малоумие)
Деменция (слабоумие)
определение
– это форма умственной отсталости, которая возникает до развития речи у ребенка.
- это стойкий ущерб или прогрессирующий распад уже развитого до определенной степени интеллекта, памяти, критики, эмоционально-волевой сферы в результате органического поражения головного мозга. Возникает после 3- х лет.
симптомы
Клиническая картина при олигофрении зависит от психических расстройств. Отмечаются следующие симптомы олигофрении: Нарушения со стороны познавательной деятельности, которые, прежде всего, проявляются в расстройстве мышления. В результате чего дети не способны устанавливать причинно- следственные связи, поэтому даже самые простые процессы им не понятны; Нарушения анализа и синтеза. У детей с олигофренией основные действия, связанные с мышлением частично присутствуют или и вовсе отсутствуют; Нарушения речи. По причине недостаточности развития контроля над волевыми и синтетическими функциями и саморазвитием у детей-олигофренов отмечаются трудности с фонетикой и лексикой; Нарушения эмоциональной сферы. Из-за более позднего формирования дифференцированных эмоций, дети с олигофренией не способны сопоставлять эмоции и значимость события.
Очень легко заметить признаки деменции, которые сначала довольно просты, а далее все более и более усиливаются, затрудняя социальную жизнь человека. Самым распространенным симптомом является забывчивость, причем это вместе с тем и один из первых признаков деменции. Остальные симптомы выделяют среди следующих явлений: 1. Забывчивость нарастающая: человек сначала забывает что-то, что было давно, а затем то, что произошло только что. Прошлое постепенно тоже стирается. 2. Проблемы с ориентацией: люди, которые страдают деменцией, плохо ориентируются и легко могут заблудиться в привычной местности. 3. Трудности с планированием: человеку очень сложно придумать себе график дня или заранее договориться о встрече. 4. Расстройства мышления: постепенно ослабевает функция речи и памяти. 5. Трудности в быту: человек постепенно оказывается неспособным одеваться или есть вилкой, из-за чего связывают деменцию и неопрятность, неряшливость. 6. Изменение поведения и даже черт характера. Обычно появляется бессонница, подозрительность, агрессия, излишняя возбудимость. Именно с первыми симптомами нужно начинать активную профилактику, чтобы не усугублять болезнь.
признаки
Физические нарушения относятся к признакам олигофрении и обычно видны невооруженным глазом. У детей, больных олигофренией, помимо психологической недоразвитости также наблюдается неполноценность развития определенных органов и систем. Признаки олигофрении выражаются в нетвердой ходьбе, покачивании головы, непроизвольных движениях руками и мимическими мышцами. В некоторых случаях, у детей может отмечаться несоответствие размеров конечностей.
Следует отметить, что дегенеративные процессы при болезни Альцгеймера начинаются за годы, и даже десятилетия до первых клинических проявлений. Первые признаки деменции альцгеймеровского типа очень характерны: пациенты начинают отмечать резкое снижение памяти на недавние события. При этом критичное восприятие своего состояния долгое время сохраняется, так что больные нередко ощущают вполне объяснимую тревогу и растерянность, и обращаются к врачу. Для нарушений памяти при деменции альцгеймеровского типа характерен так называемый закон Рибо: сначала нарушается кратковременная память, затем постепенно стираются из памяти недавние события. Наиболее долго сохраняются воспоминания об отдаленном времени (детство, юность).
степени
В зависимости от тяжести необходимо различать следующие степени олигофрении: Дебильность считается самой легкой степенью слабоумия. Больным свойствен конкретно- описательный тип мышления, однако способность к абстрагированию практически отсутствует; Имбецильность – средняя степень тяжести. Больные с имбицильностью способны понимать речь окружающих людей, и производить короткие элементарные фразы; Идиотия является наиболее глубокой степенью олигофрении, при которой у больного полностью отсутствует речь и мышление.
Принято различать три степени тяжести деменции. Деменция – большая группа заболеваний и состояний, симптоматика которых может варьировать. Рассмотрим общие признаки с указанием в каждой степени особенностей для некоторых заболеваний. Первая степень (деменция легкой степени выраженности) Отмечается легкая забывчивость («ключ забыла», «не помню, пила лекарство или нет») или, так называемая фиксационная амнезия – забывает детали только что состоявшегося разговора или произошедшего события. Так, например, начинается деменция альцгеймеровского типа. Гипертрофируются и утрируются некоторые черты характера: настойчивый становится твердолобым упрямцем, бережливый – скупым и жадным, пунктуальный и скрупулезный «застревает» на ничего не значащих деталях, мелочах – превращается в зануду. Больной становится ворчливым, категоричным, брюзжащим («раньше-то все было хорошо, а сейчас – никуда не годится»). Такие изменения наиболее характерны для сенильной деменции. Нарушается способность к концентрации и переключению внимания, снижается темп мышления. Появляются затруднения в профессиональной деятельности, особенно требующей навыков планирования и конструирования. Может испытывать затруднения в подборе нужных слов, иногда повторяет одни и те же слова. Критика сохранена, поэтому некот°орая несостоятельность смущает больного. Из-за этих промахов сужается круг общения, а постепенно и круг интересов. Зато могут появиться новые увлечения типа собирательства ненужного хлама. Появляется тревожность, эмоциональная лабильность, быстрая истощаемость. Способен выполнять привычную домашнюю работу и жить самостоятельно. В уходе не нуждается. Нуждается во внимании. Умеренная деменция (деменция 2 степени) Провалы в памяти расширяются и углубляются: не помнит многие события разной давности, даты, имена (иногда и имена родственников). При некоторых видах деменции (старческая, алкогольная) заменяет забытые факты вымыслом (конфабуляции), перемещает события во времени: кажется, что происходящее 30 – 40 лет назад, было вчера (псевдореминисценции). Теряется ориентация во времени и месте. Дома еще ориентируется неплохо, а выйдя на улицу, может заблудиться. Путается в родственных связях, иногда отождествляет живущих родственников с давно умершими. Разучивается пользоваться бытовыми приборами, дверным ключом. Становится неряшлив, способен следить за собой, выполнять гигиенические процедуры, но часто этого не делает. В зеркало не смотрится, а когда случайно видит свое отражение, не узнает себя. Критика отсутствует. Становится суетлив, перекладывает предметы с места на место, частенько начинает собирать вещи «в дорогу», собирается в институт (который закончил 40 лет назад). Нуждается в помощи, контроле и уходе. Деменция тяжелой степени (деменция 3 степени) При тяжелой степени деменции расстройства всех психических функций достигают максимума. Больной не в состоянии выполнять простейшие действия, не соблюдает гигиену, не контролирует мочеиспускание и стул. Речь представлена отдельными словами и нечленораздельными звуками. Человек не узнает близких, не осознает себя, не ест самостоятельно (тем более, что часто нарушается глотание), истощен. Больной не встает. Наступает полный распад личности. В таком состоянии присоединяются расстройства кровообращения, обмена веществ, появляются пролежни, легко развиваются пневмонии, обостряются существующие болезни. Больной нуждается в круглосуточном надзоре и уходе. Существуют специальные интернаты, где организуется специализированный уход. Человек умирает от присоединившихся болезней и осложнений. лечение
лечение
В основном олигофрения не поддается лечению, за исключением олигофрении, которая связана с нарушением обмена веществ. В таком случае, чтобы нормализовать процесс обмена веществ назначают ноотропные лекарственные средства, глютаминовую кислоту, а также витамины. Понизить давление головного мозга можно с помощью инъекций магнезии. При тяжелой степени лечение олигофрении заключается в приеме стимуляторов растительного происхождения. Главное в лечении данного заболевания – правильное обучение и отношение к больному.
Терапия деменции – сложная проблема. Прежде всего, потому, что это не одно заболевание, а несколько разных болезней с различными причинами и механизмами развития. Но у разныхвидов деменции есть одно общее: этоприобретенное прогрессирующее слабоумие, приводящее к полной утрате памяти, мышления, практических навыков, речи и воли. Поэтому при назначении лечения деменции учитывают причину (если известна), исходное заболевание (если есть), симптоматику, течение и стадию болезни. Есть и общие принципы: назначение антиоксидантов, средств улучшающих память, состояние нервной ткани, мозговое кровообращение. Помощь при деменции заключается не только в лечении лекарствами. В ранних стадиях очень важна психотерапия, тренировка памяти с помощью упражнений и специальных компьютерных программ. В поздних стадиях большое значение приобретает уход и создание оптимальных и безопасных условий для больного.
Задание 6:Изложение классификаций (систематик) умственной отсталости, принадлежащих отечественным (М.С.Певзнер, С.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и другие) и зарубежным ученым (К. Инграм и Дж. Гондро, Л. Каннер, А. Хорус, Э. Льюис, Бенда и другие).Отечественные ученые
М.С. Певзнер выделяет пять клинических форм олигофрений:
1. При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
2. При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.
4. При олигофрении с психопатоподобньш поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
5. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
С. С. Мнухин в зависимости от состояния физиологического тонуса выделяет астеническую, стеническую и атоническую формы олигофрений. Д. Н. Исаев к этим основным формам добавляет еще дисфорическую форму психического недоразвития.
Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.
I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей): а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).
II. Эмбрио- и фетопатии: а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.
III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.
Классификация состояний общего психического недоразвития по С. С. Мнухину и Д. Н. Исаеву
Этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой не могла вместить олигофрении, названные недифференцированными, так как определенную причину их возникновения выявить не удавалось. Это, а также большое клиническое разнообразие проявлений олигофрении побудили С. С. Мнухина к разработке систематики, основанной на клинико-физиологическом принципе. Его работу продолжил и завершил Д. Н. Исаев. Использование этой классификации позволяет врачам выделять клинические формы, ориентирующие их, а также дефектологов, специальных психологов, логопедов, работающих с этим контингентом больных, на практическую работу, прицельную, с учетом имеющихся клинических приоритетов, составление индивидуальных абилитационных программ. Таким образом, обеспечивается дифференцированный подход к больным олигофренией. Диагностика форм и вариантов общего психического недоразвития производится в основном клиническим методом выявления характерной симптоматики. При постановке диагноза также важно определять степень умственной отсталости. В Международной классификации 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяют: легкую умственную отсталость (F70), включающую легкую умственную субнормальность, дебильность; при определении коэффициента умственного развития по WISC стандартизированной методике Д. Векслера (D. Wechsler), у лиц с легкой умственной отсталостью показатели колеблются в диапазоне 50-69;
умеренную умственную отсталость (F71), включающую имбецильность легкой и средней степени; коэффициент умственного развития у больных с умеренной умственной отсталость находится в диапазоне от 35 до 49;
тяжелую умственную отсталость (F72), включающую тяжелые варианты имбецильности; коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах от 20 до 34;
глубокую умственную отсталость (F73), включающую идиотию; коэффициент умственного развития у больных с глубокой умственной отсталостью ниже 20 баллов.
Клинические признаки, позволяющие клинически диагностировать степень умственной отсталости у больных, представлены в главе, посвященной вопросам снижения интеллекта в разделе общей психопатологии.
С. С. Мнухин и Д. Н. Исаев выделили следующие 4 основные клинические формы общего психического недоразвития.
1. Стеническая форма.
2. Астеническая форма.
3. Дисфорическая форма.
4. Атоническая форма.
Зарубежные ученые
Э. Льюис (Е. Lewis, 1933) делил больных олигофренией на 2 группы:
1) субъекты, развивающиеся в неблагоприятных условиях, достигающие низкой интеллектуальной одаренности;
2) субъекты, отличающиеся интеллектуальным недоразвитием вследствие заболеваний или повреждений головного мозга.
Эта классификация имела большое значение для дальнейшего развития исследований умственной отсталости. Но она не учитывает всего многообразия клинических проявлений и в настоящий момент не имеет большого практического значения.
К. Бенда (С. Benda, 1952) выделил 3 группы умственной отсталости: 1) возникает как крайний вариант низкого «физиологического» уровня интеллекта у биологически нормальных личностей;
2) появляется при наследственном предрасположении к психическому недоразвитию под воздействием генетических и частично средовых факторов;
3) возникает вследствие органических поражений ЦНС, родовых травм, инфекций, метаболических нарушений и травматических повреждений мозга в раннем детстве.
В 1967 г . А. Хорус (A. Chorus) предложил классификацию, которая значительно отличалась от всех остальных. Он выделяет 4 группы больных в зависимости от сроков созревания их психики:
1) психика формируется к 20 годам;
2) психика никогда не достигает зрелости;
3) психика частично дефективна вследствие низкого вербального интеллекта;
4) психика развивалась в условиях бедной стимуляции в раннем детстве.
Данная классификация не предполагает диагностику умственной отсталости во всем многообразии форм и вариантов. При определении временных границ для определения групп упускаются вопросы диагностики, и поэтому систематика становится несостоятельной в плане профилактики, лечения и составления коррекционно-развиваюших программ для детей и подростков с различными формами и вариантами умственной отсталости. Для цели социального и педагогического прогноза создавались систематики, в основу которых были положены культуральные факторы или способности детей с умственной отсталостью к социальной адаптации или обучению. Классификации, основывающиеся на уровне приспособляемости к условиям жизни, учитывают и коэффициент интеллектуальной одаренности (L. Rosensweig, J. Long, 1960 и др.).
Л. Каннер (L. Kanner, 1955) предложил деление олигофрении на 3 типа:
1) «абсолютное слабоумие», к которому он относит больных с «действительными» нарушениями познавательных, эмоциональных и конструктивно-волевых способностей. Они не способны к независимому существованию;
2) «относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни;
3) «кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).
Данная классификация учитывает культурные условия, в которых находится человек, и подчеркивает их влияние на его интеллектуальные особенности. Но она практически не позволяет отграничить легкую степень психического недоразвития от нормы. Дети с легкой степенью умственной отсталости являются одной из наиболее распространенных групп ОПН, которая должна быть отдифференцирована как от нормы, так и от более тяжелых форм умственной отсталости. Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, «тяжелая», «глубокая». С помощью поведенческой шкалы оценивается степень адаптивного поведения (R. Heber, 1959). Вышеописанные классификации подвергаются постоянной критике, так как с их помощью невозможно точно оценить ни уровень интеллектуального развития, ни качественную характеристику психического недоразвития.
К. Инграм (С. Ingram, 1953) и Дж. Гондро (J. Gandreau, 1966) создали классификацию для педагогов. Они выделяют 3 группы учеников:
1) способные к обучению в массовых или вспомогательных школах;
2) способные к приобретению навыков самообслуживания;
3) вовсе неподдающиеся воспитанию.
Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность.
М. Клее (М. Cleugh, 1957) предлагает более подробную классификацию, выделяя 2 группы детей с умственной отсталостью:
1) «субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые);
2) необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).
Классификации Инграма, Гондро и Кле имеют узко направленное практическое значение. Отсутствие анализа структуры интеллектуального дефекта делает данные классификации недостаточными даже для работы педагогов. Они не выделяют наиболее сохранные или наиболее пострадавшие стороны психики, и поэтому на их основе выбор наиболее адекватных методов обучения разных типов детей с умственной отсталостью невозможен. Существуют также морфологические классификации (R. Masland, 1958; N. Malamut, 1964; L. Crome, J. Stern, 1967 и др.). Наибольший след в анатомо-морфологическом и этиологическом направлениях учения о слабоумии во второй половине XIX начале XX в. оставили психиатры В. Гризингер, В. Айр-ленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, В. Вейганд, Э. Крепелин.
Английский психиатр В. Айрленд (18381909) сделал одну из первых попыток классифицировать слабоумие по анатомо- морфологическим и этиологическим признакам. Он различал 10 групп идиотии в зависимости от расстройств, которые лежат в их основе: генетический, микроцефалический, эпилептический, гидроцефалический, травматический, воспалительный и др. В. Айрленд сделал попытку указать социальные факторы, которые в разной степени влияют на возникновение слабоумия. Эта классификация до конца XIX в. была исходной для других классификаций в данном направлении. В настоящее время она не может быть использована для диагностики форм умственной отсталости, поскольку не учитывает более легкие степени психического недоразвития.
Французский психиатр В. Магнан (V. Magnan, 1897) предлагал классификацию слабоумия, учитывая и этиологические, и анатомо- физиологические факторы. Он выделял три группы больных:
1) неуравновешенные в отношении интеллекта;
2) неуравновешенные в отношении чувств;
3) импульсивные, у которых главным образом нарушена воля.
Данная классификация слабоумия дезорганизует представление о слабоумии, так как не учитывает основные признаки слабоумия. Отдельные компоненты психической жизни человека в них представлены изолированно друг от друга. Приведенные выше классификации не могут применяться для диагностики и коррекции умственной отсталости, поскольку не отражают всех многочисленных градаций, которые можно наблюдать среди детей и подростков с психическим недоразвитием.
Умственная отсталость обширная группа разнообразных по этиологии и патогенезу заболеваний, которые имеют различные клинические проявления, хотя можно назвать и ряд общих (Г. Е. Сухарева, 1965; В. В. Ковалев, 1995):
· результат дизонтогенеза головного мозга;
· ведущие нарушения интеллектуальная недостаточность и недоразвитие эмоциональной сферы;
· отсутствие прогредиентности .
Задание 7: Сравнительная таблица по основным формам умственной отсталости.
Форма
Характеристика
Легкая умственная отсталость
легкая умственная отсталость (IQ 50 – 70) отмечается у около 4/5 от общего числа численности умственно отсталых лиц. Ниже описана легкая степень олигофрении – дебильность (от лат. debilitus – слабый, немощный) Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия. В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти детки часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.
Умеренная умственная отсталость
Умеренная умственная отсталость – IQ 30 – 50. Соответствует клинической картине, описанной под названием имбецильность (от лат. imbecillitas – слабый, незначительный). Под имбецильностью понимается умеренная умственная отсталость у детей, при которой коэффициент интеллекта колеблется от 25 до 49 единиц. Для этой формы умственного отклонения характерны: отсутствие способности к абстрактному мышлению; неумение обобщать происходящие события; ярко выраженное конкретность мышления; большие затруднения при образовании понятий. Речь этих детей очень слабо развита и состоит из небольших, однотипных фраз, также для них типично косноязычие. В общении с окружающими они понимают только простые предложения. При скудном словарном запасе и неправильном чередовании слов, их можно понять, поскольку речь связная. Их запас сведений ограничен, память, внимание и воля недоразвиты, мысли примитивны При всем этом, детей можно обучить чтению, письму и счету, они способны выполнять несложные счетные операции. При определённой настойчивости и терпении, им можно привить навыки самообслуживания. Такие ребятишки очень привязаны к близким людям. Они чутко реагируют на похвалу или порицание.
Тяжелая умственная отсталость
Дети с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Ребятишки способны реагировать только на ярко окрашенные предметы, но и здесь внимание очень кратковременно. Явления и предметы, которые не знакомы детям, не вызывают никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются только те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами. Диагноз тяжёлая умственная отсталость у детей определяет наличие довольно больших отклонений в памяти, мышлении, восприятии окружающего мира, разговорной речи, моторики делают этих ребятишек трудно, а порой, практически необучаемыми. Только в очень редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды. Руки и пальцы детей особенно неразвиты, что мешает брать в руки мелкие предметы и манипулировать ими.
Моторная недостаточность при тяжёлой умственной отсталости отмечается у 9 из 10 больных. У детей наблюдаются неправильное развитие костей скелета, формы черепной коробки, ног и рук, кожного покрова и внутренних органов. Эти дети признаны инвалидами. Являясь недееспособными, над ними обязательна опека родителей или других лиц. До достижения совершеннолетия они часто пребывают в специализированных учреждениях, а затем их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля.
Глубокая умственная отсталость
У детей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается, она полностью нарушена. Они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Они не понимают того, о чем говорят вокруг, не могут отличить членов своей семьи от посторонних. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. Начав ходить, они передвигаются неуклюже, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. При тяжелой форме идиотии, дети малоподвижны, часто страдают «недержанием». Они не могут обходиться без помощи, их нельзя оставлять без присмотра. Их лицо не выражает никаких эмоций, его форма круглая, вид лица одутловатый, язык непропорционально толстый. Взгляд таких детей бессмысленный, часто несфокусированный. Эти дети живут без эмоций – они не плачут и не смеются. Реакция возможна только на болевые раздражители, хотя, их болевой порог сильно занижен.
Задание 8:Схема «Общие и специфические закономерности развития лиц с интеллектуальной недостаточностью».
Общие закономерности
Специфические закономерности
Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития.
Проявление общих закономерностей психического развития при умственной отсталости у дошкольников. Л.С. Выготский сформулировал важнейшие теоретические положения, которые легли в основу всего специального образования:
1. Положение о системности строения психики человека. Нарушение одного из звеньев психики нарушает функционирование всей системы.
2. Положение об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка. Широта ближайшей зоны развития определяет обучаемость ребенка.
3. Положение об идентичности факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей. Как биологический, так и социальный фактор оказывают влияние на ход психического развития ребенка.
4. Положение о первичных и вторичных отклонениях в развитии "особых'' детей. При различных нарушениях первичным дефектом обычно является органическое поражение нервной системы, а вторичным - нарушение той или иной психической функции.
5. Положение об основных направлениях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Необходимо подчинить специальные методики обучения социальным, т.е. общеобразовательным.
6. Положение о коллективе как факторе развития высших психических функций детей. Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности.
7. Положение о важности ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В раннем возрасте нервная система ребенка отличается пластичностью, что позволяет более успешно компенсировать нарушения развития.
Обозначенные общие закономерности проявляются в процессе психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Например, формирование высших психических функций у детей с умственной отсталостью происходит специфично, но в тех же условиях, что и при нормальном развитии, т.е. в процессе взаимодействия со взрослыми.
Наряду с общими тенденциями в развитии нормальных и "особых'' детей выделяют специфические закономерностипсихического развития. Описываются три уровня этих закономерностей.
1. Первый уровень - закономерности, характерные для всех категорий детей с нарушениями в развитии.
2. Второй уровень - закономерности, свойственные развитию детей того или иного типа дизонтогенеза. 3. Третий уровень - закономерности, характерные для определенного вида нарушения.
В.И. Лубовский описал специфические закономерности психического развития первого уровня:
1. Нарушение процесса приёма, переработки, сохранения и использования информации детьми с проблемами в развитии.
2. Нарушение речевого опосредствования.
3. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
4. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Положение о важности ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В раннем возрасте нервная система ребенка отличается пластичностью, что позволяет более успешно компенсировать нарушения развития.
Положение о коллективе как факторе развития высших психических функций детей. Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности.
Положение о первичных и вторичных отклонениях в развитии "особых'' детей. При различных нарушениях первичным дефектом обычно является органическое поражение нервной системы, а вторичным - нарушение той или иной психической функции.
Положение о системности строения психики человека. Нарушение одного из звеньев психики нарушает вание всей системы.
Положение об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка. Широта ближайшей зоны развития определяет обучаемость ребенка.
Положение об идентичности факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей. Как биологический, так и социальный фактор оказывают влияние на ход психического развития ребенка.
Нарушение речевого опосредствования.
Риск возникновения состояний
социально-психологической дезадаптированности.
Нарушение процесса приёма, переработки, охранения и использования информации детьми с проблемами в развитии.
Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
Заголовок 215