Презентация по психологии психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интелекта


это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. Олигофрения (от греч. oligos — малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойко ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой, 1956). Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения ЦНС. Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталоcти: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость). При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются: слабая любознательность (ориентировка), замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет):Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность младших школьников с проблемами интеллектуального развития имеет особенности, которые определяются уровнем психофизического развития. более низкий по сравнению с нормой рост, вес, объем грудной клетки; нарушена осанка, отсутствует пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированны; сила, быстрота и выносливость у детей с нарушением интеллекта развиты хуже, чем у детей в норме. (А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой) трудность его привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость, рассеянность, низкий объем внимания (И.Л. Баскакова, С.В. Лиепинь, М.П.Феофанов и др.). снижена скорость восприятия (К.И. Вересотская); снижен объем восприятия; восприятие характеризуется недифференцированностью (М.М. Нудельман); нарушено пространственное восприятие и ориентировка в пространстве. страдают произвольное и непроизвольное запоминание (М.Н. Перова, И.М. Яковлева); самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания; сохраняемые в памяти представления менее отчетливы и расчленены; забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме; испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий (Л.В. Занков, М.И. Кузьмицкая, Ж.И. Шиф). Страдают все компоненты речи: ЛЕКСИКА (скудный словарный запас, пассивный словарь превышает активный); ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (фрагментарность речи, структурная неоформленность предложений, пропуски главных членов предложения, замедленный тем становления связной речи); ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ( большое количество дефектных звуков, искажение звуков и замены, дефекты звукопроизношения сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: пропуски согласных при их стечении («такан» — стакан), замена первого согласного звука («светы» — цветы), переставляют звуки соседних слогов («моносафт» — космонавт), пропускают слоги («сатар» — санитар) (Р.И. Лалаева). недифференцированность обобщений (затрудняет учеников изменение выделенного принципа обобщения – по цвету, трудно переключиться на другую классификацию — по форме); неполноценность мыслительных процессов (анализа – затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации ; синтеза – не развито умение собрать отдельные части структуры в «рабочую модель» ; абстрагирования – неумение отделить существенные признаки от несущественных; сравнения – отождествляют сходные объекты ); недостаточно критично относятся к результатам своего труда. отмечается нарушение соотношения цели и действия (процесс выполнения действий формальный); учащиеся подменяют или упрощают цель; поставленную задачу школьники с нарушением интеллекта выполняют без предварительной ориентировки в ней; затруднен перенос полученных знаний; затрудняются составить план собственной деятельности; часто затрудняются пере­ключиться с одного действия на другое;некритичны к результату собственной деятельности. характеризуется незрелостью и недоразвитием (К. Левин, С.Я. Рубинштейн, О.К.Агавелян, С. Д. Забрамная); эмоции недостаточно дифференцированны (переживания примитивны, часто неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике, наблюдаются чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам, стереотипность и инертность эмоциональных переживаний или легкость, поверхностность переживаний серьезных жизненных событий; быстрые переходы от одного настроения к другому; эмоциональные проявления учащиеся не контролируют, затрудняются в понимании эмоций людей; сложные эмоции социально-нравственного характера остаются им недоступны (Н.Б. Шевченко и др.). наблюдается неадекватная самооценка, имеет место как завышенная, так и заниженная самооценка. многие учащиеся безынициативны, характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека,повышенная внушаемость, затруднено усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. Степень УО дебильность Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной УО все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Степень УО имебецильность могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта. По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью УОпрекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом Степень УО идиотия У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им не­доступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире. коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка. коррекция высших психических функций (психологический подход), значимость коррекционного влияния на ведущую и типичные виды деятельности ребенка (педагогический подход). Специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым: эмоциональный контакт взрослого с ребенком (с подключением зрительной, слуховой и тактильной модальностей); правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможностей; подбор способов передачи ребенку общественного опыта, соответствующих уровню его развития. Усвоение способов общественного опыта: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка). Работа по социальному развитию направлена на: формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, подготовку детей к обучению в школе, адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит: во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, на специальных занятиях по развитию речи. Развитие речи связано с общим психическим развитием ребенка, базовыми предпосылками для развития которого являются компоненты: коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. По характеру течения гидроцефалию делят на: прогрессирующую – текущий патологический процесс, при котором происходит чрезмерное накопление жидкости и как следствие постоянного давления ее на мозг – атрофия тканей мозга. компенсирующую – форма, при которой сохраняется интеллект.Причины гидроцефалии: токсоплазмоз (в перинатальный и постнатальный периоды); эндокринные заболевания матери (диабет, хронический гепатит); внешние неблагоприятные факторы; внутричерепные родовые травмы; наследственная предрасположенность; спинно-мозговая грыжа; вмешательство во время родов. учить удерживать в памяти словесную инструкцию, преодолевать трудности,доводить начатое дело до конца, по возможности адекватно оценивать собственные действия и их конечный результат. Деменция (слабоумие) - стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы.В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы). Глубоко умственно отсталые дети (имбецилы и идиоты) В ряде зарубежных стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) с целью их дальнейшей социальной адаптации. Обучение и воспитание глубоко умственно отсталых детей осуществляются в специальных учреждениях различного типа (специальные школы, классы, центры и т. п.). КРЕТИНИЗМ– задержка умственного и физического роста, возникающая в случае, когда организм ребенка не вырабаотывает достаточно тиреоидного гормона (его вырабатывает щитовидная железа) – вещества, регулирующего физическое и психическое развитие ребенка. Умственная отсталость при кретинизме неизлечима, но детям можно помогать развиваться быстрее.Лечение: раннее и длительное лечение с постоянным употреблением йодированной соли.