ОДИН ВНЕ ОБЩЕГО ЗАКОНА (родительское собрание-консультация, посвященное проблемам гиперактивных детей в школе)

ОДИН ВНЕ ОБЩЕГО ЗАКОНА
(родительское собрание-консультация, посвященное проблемам
гиперактивных детей в школе)
Мандрыкина Елена Александровна
МКОУ садовской СОШ № 2,

ЦЕЛЬ: познакомит родителей с психологическими особенностями и трудностями детей, относящихся к группе гиперактивных; с психологическими и педагогическими рекомендациями, позволяющими решить проблемы обучения геперактивных детей.

ХОД СОБРАНИЯ.
Учитель: Добрый день, мои верные спутники по нелёгкой дороге воспитания. Часто этот путь оказывается непредсказуемым, порой, такие дорогие дети вносят свои изменения в наш маршрут. Сегодня мы поговорим о подобных случаях.
Тема нашего разговора «Один вне общего закона». Кто же этот особенный ребёнок, не подчиняющийся общим законам воспитания? Это тот, про кого говорят: «подвижный», «импульсивный». Психологи называют это более наукообразно: гиперактивный ребёнок.
Реакция людей на поведение гиперактивного ребенка разная. Но ведь для того, чтобы правильно реагировать на какое-то явление, его надо как минимум знать. На собрание я пригласила врача-педиатра. Он даст нам исчерпывающую информацию.
Выступление врача. Примерные тезисы.
В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. По данным психологов, гиперактивность среди детей 7-11 лет в среднем составляет 16,5 %. Среди мальчиков – 22 %, среди девочек около – 10 %.
Как правило моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Они раньше других начинают держать голову, переворачиваются на живот, сидеть и т.д. В манеже такого ребенка не удержать.
При наличии возможности, ползать эти дети начинают иногда фантастически рано. Активность такого младенца неостановима и сокрушительна. Нет такого шкафа, который гиперактивный ребенок не смог бы открыть, нет такого стула, на который он не смогбы взобраться, а затем упасть с него. Именно эти дети чаще всего теряются.В сутолоке что-то привлекло его внимание, и он тут же забыл про мать, про то, что ему велено стоять и не сходить с места, и пошел, пошел, влекомый своим кратковременным, но всепоглащающим интересом.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей младшего школьного возраста. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности, а в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое до конца, добиваться определенного результата. Именно в этих условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и , обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
Активный ребенок.
Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле корчится, извивается.
Не может сидеть на месте, когда этого от него требуют.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
при выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с недостаточностью понимания).
С трудом сохраняет внимание на занятиях или во время игр.
часто переходит от одного незавершенного действия к следующему.
Не может играть тихо, спокойно.
Болтливый.
Часто мешает других, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто теряет вещи.
Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, любитель приключений или острых ощущений.
Учитель. Как отличить очень подвижного избалованного ребенка от гиперактивного?
Врач. Существуют различные методики.
Игра – наблюдение за поведением ребенка «Найди пять отличий».
- Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструктор0, но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения – скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдавать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок.
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, т.е. даже если он устал, он продолжает двигаться, а окончательно выбившись из сил, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто случаются кишечные расстройства, не редкость и аллергия.
- Ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни
Главное отличие гиперактивности от простого активного темперамента в том, чтоэто не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.
В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то и поздно привести в норму после.
Учитель. Настоящие проблемы гипердинамического ребенка (и его семьи) начинаются вместе со школьным обучением. Иногда чуть раньше – при подготовке к школе. Что это проблемы?
Проблемы обучения.
- Ребенок не может сосредоточится: усаженный за уроки, он уже через пять минут рисует в тетради, катает по столу машинку или просто смотрит в окно, за которым играют в футбол старшие ребята, или чистит перья ворона. Еще десять минут спустя ему очень захотелось пить, потом есть, потом, естественно в туалет Гипердинамический ребенок для учителя «соринка в глазу». Он бесконечно вертится, отвлекается и болтает с соседом по парте. Сажать его одного бесполезно, в противном случае он дергает тех, кто сидит впереди, или оборачивается к тем, кто сидит сзади, и тогда учитель вообще видит только затылок. Может также общаться через проход с соседями, сидящими в другом ряду, или передавать записочки, или пускать под партой самолетик, или В общем, проделки и продумки гипердинамического ребенка неистощимы и почти всегда неумнестны.
- Неаккуратность и небрежность: тетрадки гипердинамического ребенка (особенно в начальных классах) представляют собой жалкое, душераздирающее зрелище. Количество ошибок в них соперничает с количеством грязи и исправлений. Сами тетради почти всегда мятые, с загнутыми и замусоленными уголками, с надорванными обложками. Строчки в тетрадях неровные, буквы уползают то вверх, то вниз, в словах пропущены или заменены буквы, в предложениях – слова. Знаки препинания стоят как будто бы в совершенно произвольном порядке. На научном языке это называется – дисграфия.
- Проблемы с чтением: как правило, они отмечаются у тех детей, которым на предудущем этапе ставили «задержку развития речи». Если «дисграфия» - это достаточнооднородное явление, то «дислексия» (нарушение чтения) может выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Некоторые гиперактивные дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания и «проглатывают» слова и даже целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимают прочитанного и не может ничего запомнить и пересказать.
- Проблемы с математикой встречаются реже и связаны, как правило, с тотальной невнимательностью ребенка. Он может правильно решать сложную задачу, а потом записать неправильный ответ. Легко путает метры с килограммами и яблоки с ящиками.
Проблемы организации.
- Гипердинамический ребенок постоянно все теряет. Он забывает шапку и варежки в раздевалке, портфель в парке возле школы. В его ранце спокойно уживаются книги, тетради, яблочные огрызки, недоеденные конфеты и ботинки.
- Отсутствие в его характере хитрости, изворотливости и умения предвидеть последствия. Все шалости спонтанны, не подлежат планированию и обдумыванию. Еще одной особенностью этих детей является то, что именно они всегда попадаются. Сколько угодно детей может хулиганить, но попадется всегда – гипердинамичный. Большинство детей и родителей знают об этом и с грустью говорят о «судьбе» или просто о том, что «моему всегда не везет». Отбросив мистику, можно предположить, что здесь одновременно действуют два фактора – «дурная репутация» и отсутствие в его характере хитрости и умения предвидеть последствия.
Проблемы общения.
- Отношения со сверстниками у гиперактивных детей могут складываться по-разному, в зависимости от проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. У маленького гиперактивного ребенка почти всегда много приятелей (сам он часто называет их друзьями).
Однако, несмотря на общительность ему редко удается построить длительные и глубокие дружеские отношения. Настоящая дружба требует постоянного «учения» чувств, мнений и настроений другого человека. А вот это нашему ребенку удается с трудом. И когда ребенок подрастает, начинаются жалобы: «А почему со мной не играют?!».
Учитель. Какие последствия для жизни самого ребенка могут быть?
Врач. Некоторое время каждый гиперактивный ребенок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Нервная система ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребенок живет в состоянии непрерывного стресса. Ситуация может развиваться несколькими путями.
а) Ребенок может «опустить руки». Довольно быстро такой ребенок находит место, где все его особенности принимаются и даже одобряются. Это – улица, где ждет не только понимание и приятие, но и разнообразный досуг.
б) Ребенок с более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть.
в) Ребенок самый сильный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально «все против него».
Учитель. Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
- Избегайте категорических слов и выражений, жестких оценок, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша.
- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами и не унижайте его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату для игр, занятий, уединения, т.е. его собственную территорию.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным контролем и наблюдением, но не слишком жестко.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близкими взрослыми, на развитие способности почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
Учитель. Остается поблагодарить всех участников сегодняшнего собрания. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть все школьные трудности.

15