Статья Гражданско-патриотическое воспитание школьников посредством школьного музея
В.И. Лазюк, директор школьного музея, учитель краеведения,
О.С.Кузнецова, учитель математики
негосударственного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего
образования ОАО «Российские железные дороги»
Преемственность гражданско-патриотического воспитания учащихся старшей и средней школы в работе школьного музея.
Аннотация: В статье говорится об опыте создания историко-краеведческого маршрута учащимися школы-интерната №9 ОАО «РЖД»
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, воспитание, преемственность.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Ведь важно не опоздать!
В последние годы историко-патриотическое направление в воспитательной деятельности учебных заведений обрело свои ориентиры, масштабы, и, главное, целеустремленность. Общественный, социальный заказ такого движения обусловлен прежде всего становлением и укруплением государственной значимости России в современном мире. Формирование и осмысление национальной идеи в непростое время нового тысячелетия как раз и предполагает использование всего историко-позитивного, в чем-то спорного материала из жизни страны, нации, отдельных регионов и городов. Очевидно, что эти важные задачи воспитания патриота и гражданина в любви к малой и великой Родине будут продолжены в таких программах, как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», в новых акциях и движениях.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Доступность современных информационно-познавательных ресурсов распахнули двери в огромный познавательный мир, который без опытных проводников превращается для части молодежи в лабиринт со множеством тупиков и ловушек. У них теряется и падает интерес к ближайшему окружению: к друзьям, семье, к истории своей улицы, своего города, родного края. Такая утрата ценностно-значимых основ их настоящей и будущей жизни оказывает непредсказуемые последствия на их выбор профессии, места жительства и социальную активность.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе, как и в других образовательных учреждениях, можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. В нашей школе-интернате работа по воспитанию гражданина и патриота осуществляется в числе прочих мероприятий через школьный музей.
Школьный музей - одно из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, города, школы независимо от того, какую тему они изучают. За годы своего существования наш школьный музей «Магистраль» уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно некоторый опыт краеведческой работы. Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении, разработка и проведение музейных уроков. Данный проект рассчитан на активное проведение музейных уроков и применения ИКТ в работе школьного музея.
Цели и задачи школьного музея:
знакомство с историей родного края, города, школы;
организация научно-познавательной деятельности школьников;
организация экскурсионной работы;
формирование навыков литературного и электронного оформления краеведческого материала
воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности через эффективное использование потенциала школьного музея.
включение ресурсов музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность;
разработка системы музейных уроков
создание банка данных разработанных музейных уроков, их публикация на сайте школы и других образовательных порталах.
создание электронной книги учета и хранения экспонатов музея
Наш город Кинель как городское поселение 1837 года прошел долгий путь своего формирования прежде всего благодаря развитию железнодорожного ведомства России. Именно железнодорожная станция давала работу сотням семей, строила и содержала детские сады, школы, больницы, дома культуры, развивала и благоустраивала городское пространство. Станция Кинель объединяла в единое целое Кинельский район (волость, округ) и в нелегкие военные годы, и в годы послевоенного развития. К сожалению, огромная масса вещественных и письменных материалов, доказательств данного процесса потеряны, люди, здания и целые районы уходят в небытие. Полноценных музеев в городе нет. Отдельные библиотеки, школы и предприятия располагают небольшими историко-краеведческими материалами, поисковые проекты и маршруты весьма редко входят в их планы и задачи.
Педагогический коллектив школы-интерната №9 ОАО «РЖД», последовательно осуществляя задачи образования и воспитания подрастающего поколения, одним из своих приоритетных направлений считает формирование личности как гражданина и патриота России, развитие ученика как начинающего исследователя духовного и материального наследия своего города, семьи и малой родины. С этой целью была создана большая инициативная группа преподавателей и учащихся, которые в течении последних лет собирали фактический материал для создания и последующего открытия музея истории школы и железнодорожного транспорта «Магистраль». Важная особенность музейных выставок - участие в их создании детей. Ученики вносят свой посильный вклад в работу музейных выставок и осознают свою личную причастность к сохранению истории. Актив музея, работая над пополнением фондов, ведёт обширную работу. Материалы нашли свое отражение в красочно оформленных стендах, планшетах, витринах музея. На втором этапе деятельности музея наряду с продолжением сбора экспонатов, фото и видео-материалов железнодорожной тематики, активно проводится учебно-экскурсионная, информационная работа для младших и средних классов нашей школы и близлежащих учебных заведений. Устанавливаются творческие связи с предприятиями железнодорожного узла, локомотивным, вагонным депо, ст. Кинель.
Характерной особенностью формирования актива школьного музея является участие учащихся всех трех ступеней, а также сочетание поисковой, информационной и экскурсионно-познавательной работы. Определенным логическим продолжением этого процесса является создание научно-исследовательской программы, реализовать которую удобнее всего с помощью различных проектов и участия в конкурсах различного уровня. Школьный музей «Магистраль» следует этим принципам с самого начала своей деятельности.
Известно, что в ходе посещения выставочных экспозиций формируется эстетическая культура каждого ребенка. Посещая выставки, школьники открывают в себе способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, что способствует выработке системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является, действительно, эстетически ценным, а это для ребят является очень весомым аргументом. В стенах музея в школе проводятся классные часы, презентации.
Ребята старших классов проводят экскурсии по музею для младших школьников и гостей.
Стали уже традиционными встречи – «Уроки мужества» с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и боевых действий в Чечне. Ведь не секрет, что огромную силу воздействия на молодое поколение имеет пример взрослых и живой разговор с участниками того или иного события. В ходе бесед ребята знакомятся с трудовыми и фронтовыми подвигами героев, проживающих в нашем городе. Дети знакомятся с такими понятиями, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. С учениками регулярно проводятся беседы, направленные на формирование гражданской позиции, ответственности, сострадания и человеколюбия. Мы стараемся воспитать подрастающее поколение на примерах мужества и героизма, проявленные советским народом в годы Великой Отечественной войны, на примерах жизни людей, живущих рядом с нами.
Силами педагогов и учеников нашей школы была подготовлена и проведена в стенах музея литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам», посвященная 70-летию со дня Победы над фашистской Германией. На праздничную программу были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Из беседы с ветеранами ребята узнали много интересного о жизни детей в суровые военные годы, об их «взрослых» подвигах. В благодарность за мирное небо над головой ребята пели для ветеранов песни военных лет и проникновенно читали стихи, а после праздника познакомили гостей с выставкой рисунков ко Дню Победы и сфотографировались на память о великом празднике.
Накопление и классификация вещественных, письменных и оригинальных документов, экспонатов музея идет по четырем основным направлениям6история школы, история железнодорожного строительства, военная история, краеведение. В рамках военной истории прямо и косвенно рассматривается участие учащихся в реконструкциях, которые в последние годы активно осуществляются в Самарской области и в городском округе Кинель, где создана киностудия «Кара-фильм». В ее активе 10 короткометражных фильмов, которые используются в учебно-воспитательном процессе школы. Экспозиция становления железнодорожного транспорта и города как крупного железнодорожного узла осуществляет и профориентационную работу не только среди учеников нашей школы, но и среди учащихся других учебных заведений города. Которые охотно посещают наш музей. До 2003 года в нашем городе было еще три ведомственные железнодорожные школы № 45, 46, 48, которые многие годы имели крепкие многолетние с различными предприятиями железной дороги и гордились своей родословной.
Краеведческая работа музея имеет своей целью дальнейшее объединение всех творческих сил учеников. Их родителей, жителей города, другие музеи города для совместной разноплановой и постоянной работы. В планах музея создание обширной фотокарты города с перечнем всех достопримечательностей и особенностей развития нашего города. А также разработка основных туристических и экскурсионных маршрутов различной степени сложности. Первым шагом в такой программе будет видеофильм «Кинель железнодорожный», сценарий которого уже написан и актив музея приступил к съемкам. Первоисточником данного сценария стал первый исторический опыт создания книги о городе Кинеле железнодорожником, работником локомотивного депо Кинель Габайдуллиным Ф. К., имя которого оказалось незаслуженно забыто. В этой поисково-краеведческой работе принимают участие ученики 10 класса школы-интерната. Надо отметить, что огромную работу при организации музея провела большая группа учителей и учеников 9-11 классов во главе с Алпатовой Т.Н., завучем по профориентационной работе. Эта поисковая работа бережно передается выпускниками школы следующему поколению старшеклассников. Важно не терять эту преемственность, поддерживать высокий уровень заявленных программ и направлений. О деятельности музея «Магистраль» регулярно рассказывает и школьная агитбригада, и выпуски школьных и городских газет, школьная видеостудия «Взгляд», готовится полнометражный фильм к 55-летию школы-интерната №9 ОАО «РЖД». Более 20-ти творческих встреч состоялось по инициативе Совета музея в юбилейный 2015 год, год Великой победы нашего народа во второй мировой войне.
Предполагается включение ресурсов музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Урочная деятельность должна включать в себя такие направления, как:
реализация регионального компонента по различным предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала;
использование информационных технологий, универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий с целью формирования информационной компетентности обучающихся.
отбор и подготовка документов музея для организации самостоятельной работы с ними обучающихся;
проведение музейных уроков.
Внеурочная деятельность – это:
организация экскурсий в школьный музей.
Проведение школьных лекций, семинаров, НПК.
Организация поисковой и исследовательской деятельности.
Участие школьников в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней.
Проведение тематических классных часов
Участие в подготовке традиционных творческих дел, связанных с профилем музея
Мастер-классы для экскурсоводов
Создание и пополнение методической базы данных музея: (фотографии, видеофильмы, познавательная литература)
Участие в месячнике военно- патриотического воспитания.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Создание буклета о школьном музее
Объединяя усилия многих энтузиастов музейного дела, в рамках школьного музея в тематических декадах осуществляются сегодня такие мини-экспозиции, как: «Национальные костюмы народов Поволжья», «Мир коллекций», «Военная игрушка», «Уличная история» и другие. В результате реализации проекта школьный музей становится современным, привлекательным, востребованным всеми участниками образовательного процесса. Музей органично вписывается в образовательное пространство школы, что позволит реализовать системно-деятельностный подход в рамках перехода на ФГОС нового поколения. В образовательную деятельность планируется включать музейные уроки по истории, литературе, географии, изо и другим предметам, в воспитательную деятельность школы музейные уроки: «Фронтовой быт солдата», «Массовый героизм как источник победы в Великой Отечественной войне», «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я — гражданин России», «История посёлка Добрятино», «Листая истории славной страницы», «Оружие Победы», «Боевые награды», и др. В результате работы учащиеся: осваивают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; приобретают устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры, учатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры. Ребята получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия, апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретают социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов. В ближайших планах – создание странички школьного музея на сайте школы, что расширит информационное пространство в Сети, а также электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции.
Деятельность музея становится неотъемлимой частью работы детских общественных организаций в школе, подготовки ее лидеров, развитию площадки для презентаций, выставок, школьных кружков и объединений образовательного пространства. Такая программа позволит интегрировать проекты школьного музея в учебно-воспитательный процесс, воспитать по-настоящему неравнодушных к своему краю, своей истории, своей отрасли членов общества, готовых достойно оценить и ответить на любые сложные вызовы нового времени.