Консультация для педагогов: Особенности развития леворуких детей
«Особенности развития леворуких детей»
Подготовила: педагог-психолог Кудрицкая О.Б.,
Д/с №6 «Ұяша», г.ТемитрауСреди множества туманных вопросов в детской психологии самым туманным нам кажется вопрос выбора руки. Существует немало специалистов и литературы, но мнения, на наш взгляд, очень противоречивы. Изложим здесь теоретические положения, которыми мы пользуемся сами. Суть их сводиться к тому, что современный мир ориентирован на правшей. Часть левшей насильно переучена (детей заставляли пользоваться правой рукой), и это широко известный печальный факт. Но проблема, на самом деле, шире и касается, в основном, как раз правшей, а не левшей.
Дело в том, что у человека существует – и это давно установлено функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, и «заведует» ориентацией в пространстве, различием музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словестно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, соей жизни резко доминирует одно полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности – не полностью выполнять свои функции, потому что, оно ЗАБИТО более сильными. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так, что от распространенного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения – правши.
Давайте на секундочку отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что- нибудь или нарисуйте человека. Получается не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она «под шумок» незаметно выучилась сама, пока м обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.
Во многих культурах прошлого сочеталось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость». Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим сторонам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают обьект и его отражение друг в друге).
Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно. И еще одно «но». Большинство авторов все-таки считают что, в шесть с половиной – семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее (двуправоруких) если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка – около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений…
Подыщем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в момент наивысшего напряжения – НА СОРЕВНОВАНИЯХ- доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи. Которые, просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот. Что только диву даешься: очень часто визитная карточка нашей проблемы.
Возраст выбора доминирующей руки у «домановских детей», о которых мы пишем, снижается до трех с половиной – четырех лет. В этот период мы усиленно тренируем руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры, но при этом мы очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать).