Образовательная программа по изонити «Паутинка»


УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«УТВЕРЖДЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на научно – методическом совете ДДТ Директор МОУ ДОД «ДДТ»
Протокол № ________ ------------------ -Кондик Т.В.
От «___» ____________2012 г «____» ____________2012 г
Образовательная программа
«Паутинка»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей, на которых
рассчитана программа 7 -17 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Исламова Анфиса Нафисовна
НОРИЛЬСК
2012
Содержание
Введение в предмет
Пояснительная записка
Методическое обеспечение.
Оценка результатов освоения программы.
Учебно-методическое и техническое сопровождение программы.
Учебно- тематический план 1 год обучения.
Учебно- тематический план 2 год обучения.
Учебно- тематический план 3 год обучения.
Содержание программы 1 год обучения.
Содержание программы 2 год обучения.
Содержание программы 3 год обучения
Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Введение в предмет.
Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существования до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека.
15240276860А.Б. Салтыков
-17621252896870Ниткография, или изонить, - это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т. п.). Её также называют вышивкой по картону. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. К тому же для того,чтобы заниматься ниткографией, не требуется больших затрат. Основные материалы – это твердая основа и цветные нитки. Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров, упаковочные коробочки, обложки и закладки для книг, декоративные панно. Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступными материалами. Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира: Англия, США, Дания, Австралия и др. В Англии и США во многих школах знакомят учащихся с техникой ниткографии. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа «сделай сам». В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях. Вторая версия гласит, что создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых – «Подготовка ребёнка к восприятию науки» (1904) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятие ниткографией доступно и интересно людям практически любого возраста. Ниткография хорошо развивает фантазию и художественный вкус. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и заполнение окружности. Мы знаем, что очень давно крестьянки сами пряли нити, а потом из них на домашнем деревянном станке ткали холст. Из этого холста шили рубахи, полотенца, передники, головные уборы и другие вещи, а затем украшали их вышивкой. Вышивальщицы, составляя узор, включали различные геометрические фигуры, фигуры птиц, зверей, людей. Со временем вышивка становилась всё более разнообразной и интересной. Конечно, сразу освоить даже очень простую вышивку сложно и поэтому вначале делали рисунок, выполненный нитью. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. Сейчас в технике изонить вышивают картины, шкатулки, вазы. В качестве основы используют дерево, картон, бархатную бумагу и даже…CD-диски!
Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус.


Пояснительная записка.
Программа «Паутинка» имеет художественно-эстетическую направленность и способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса у детей. Программа ориентирована на попытку воспитания у детей стремления к творческому восприятию своего труда, развития чувства красоты, гармонии, развитие мелкой моторики рук.
С раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности. Изонить доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер. Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких, цветных ниток.
Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности. Учащиеся знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием. Один из приятных «секретов» изонити – то, что очень красивые работы требуют минимальных усилий и самых простых инструментов и материалов. Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью работы, различными способами переплетения нитей. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием. Занятия изонитью позволяют обеспечить занятость детей в свободное время, делая досуг более содержательным. Через занятия по программе дети приобщаются к традициям народного декоративно-прикладного творчества.
Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага.
Цель программы - развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве.
Задачи программы:
Обучающие:
расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе;
научить владеть иголкой, ниткой, шилом, трафаретом;
научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций;
формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации);
способствовать введению в активный словарь детей математических термин;
развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Воспитательные:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
В задачу учителя входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребёнка на занятии, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащённая самостоятельная деятельность ребёнка по преобразованию материала в изделие, причём на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическая работа под руководством учителя носит более обобщённый характер, т.к. занятия посещает разновозрастная группа учащихся, разный уровень способностей и умений (дети, посещающие занятия не один год, и новички) диктует учителю больше времени отводить индивидуальной работе с каждым отдельно взятым ребёнком. Самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование умений на должном уровне.
Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.
Возраст детей: 7-17 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года.
Первый год обучения нацелен на поддержание интереса к избранному виду деятельности, побуждению к творчеству, развитие трудовых и художественных навыков. Внимание уделяется точности и аккуратности в работе, умение экономно использовать материалы, правильно работать инструментами, активно применять полученные знания, приобретать новые. Знакомиться с историей изонити, с инструментами и материалами, используемые в работе. Осваивают основные элементы изонити (заполнения угла, окружности, дуга), правила чтения условных обозначений, понятие о композиции и цвете. Изучают технологию изготовления узоров.
На втором году обучения большая часть времени отводиться изготовлению сюжетных композиций «Летняя поляна», или «Полет на луну», или «В море». Изучают основные элементы изонити (работа с углами и окружностями, разделёнными на несколько секторов). Учащиеся знакомятся с новыми способами заполнения углов, дуги и окружностей. Изготавливают композиции «Геометрический орнамент». Технология изготовления сюжетных композиций. «Прекрасные сюжеты». Изготовление сюжетной композиции «Рыбка в море», снежинки, цветы в вазе, праздничный салют. Изготовление панно «Лебедь».
На третьем году обучения учащиеся выполняют более трудоемкие изделия. Теоретический материал дается в небольшом объеме – это рассказ- информация или беседа, сопровождающаяся вопросами к детям. Учащиеся с большим интересом и увлечением занимаются практической работой, поэтому основная часть времени на занятиях отводится выполнению практических заданий. Составляют сюжетные рисунки из основных элементов, изучают технологию изготовления сюжетных композиций.
Достоинство «изонити» в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных картинок. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки закладки для книг, декоративные панно, можно украсить отдельные детали одежды, новогоднего костюма.
«Изонить» расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника «изонити» требует ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребёнок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия. Работа в технике «изонити» формирует такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребёнка. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы с данной группой детей.
Занятия по программе «Изонить» направлены на воспитание у учащихся любви и добросовестного отношения к труду, понимании его роли в жизни человека, на воспитании точности и аккуратности в работе, умение экономно использовать материалы, правильно работать инструментами, активно применять полученные знания, приобретать новые. Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т.д. раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду.
Главной задачей педагога должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребёнок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером своего дела.
Методическое обеспечение.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету, (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.), разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. В процессе обучения используются инструкционные карточки, приложения и образцы, которые содержат требуемые технические сведения о предстоящей работе. При объяснении плетения, вышивки элемента используется изображение элемента или целого объекта в графическом изображении или фотографии. Все наглядные пособия, дидактический материал, раздаточный формируется в процессе изучения тем.
Практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно). Изонить можно выполнять нитками любой толщины, но лучше она смотреться, если использовать тонкие. Вышивать лучше тонкой и с затуплённым концом иглой. Нитки выбирайте контрастными к основе. Вышивать лучше на бархатной бумаге, поскольку ворс хорошо держит нить. Узелки можно по окончанию работы обрезать и приклеивать клеем ПВА на изнаночной стороне.
При проведении первичного инструктажа делать нужно акцент на правильное применение и приёмам работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов. Обязательное проведение индивидуального инструктажа, необходимого для предупреждения ошибок у отдельных учащихся и, чтобы не происходило формирования ошибочных навыков.
Формы работы творческого объединения:
1. коллективная.
Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшие панно.
2. индивидуальная.
Используется для работы с детьми, которые в достаточной мере не овладели навыком шитья (затрудняются в завязывании узелка, в применении на практике шва и т.д.), которые пропустили
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей. Программа сочетается с преподаванием по «ИЗО», не дублируя при этом урочный материал, а дополняя его работой в новой технике с использованием других инструментов (шило, игла).
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).
У учащихся начальной школы могут возникать трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь учитель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне. Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение: ее должно хватить на заполнение одного угла. В качестве вспомогательного материала детям лучше предлагать бусины или бисер, но отверстия в нем должны быть достаточно большими.
Каждую работу школьник старается читать как схему выполнения работы в определённой последовательности: определение геометрической формы, анализ работы: найти направление работы, переходы от одного объекта к другому и последовательность их выполнения, суметь увидеть будущий рисунок в схеме, подобрать индивидуальную схему вышивки, плетения, подобрать индивидуальную цветовую гамму. Для формирования трудовых навыков и умений подобраны соответствующие упражнения с постепенным переходом от лёгких к более сложным упражнениям. Предыдущие упражнения являются подготовкой к выполнению последующих упражнений и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
В занятия включены здоровье оберегающие технологии, т. е. упражнения для расслабления глаз, спины и рук.
Учитель в процессе работы оказывает каждому достаточную помощь и осуществляет качественный контроль за соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Для учащихся требующих повышенного внимания возможны только индивидуальные занятия. Сам педагог должен очень хорошо владеть данной техникой
Учитель сам решает, какие приёмы и методы применить на занятии, какую выбрать форму обучения для успешного развития творческой активности и самостоятельности учащихся. При этом следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» педагога по принципу «делай, как я», выполняя роль исполнителя. Использование инструкционных и технологических карт, готовых изделий увеличивает время на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. На занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Курс «Изонить» имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль практической деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой деятельности школьников. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции сразу же сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с образцом, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию, выполнению действия «про себя», во внутреннем плане, что, как подчёркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более чёткому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Посещение занятий курса «Изонить» оказывает влияние на повышение качества учебной работы школьника: повышает самостоятельную деятельность учащихся, развивает внимание, наблюдательность, память, пространственные представления, творческое мышление ребёнка, положительно сказывается на развитии мелкой моторики и формировании каллиграфических навыков, улучшает глазомер учащегося, его эстетический вкус и т.д.
.
Оценка результатов освоения программы.
Знание основных геометрических понятий и базовых форм.
Заполнение угла, овала, круга, спирали.- Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.
- Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,- Низкий уровень – не может сделать.
III. Когнитивное развитие.
- Высокий уровень – почти полное совпадение контура с протянутыми нитями;- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Творческое развитие:
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;- Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
Формы подведения итогов:
составления альбома лучших работ;
оформление выставочного стенда в ДДТ;
выступление на родительских собраниях.
участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
Учебно-методическое и техническое сопровождение программы.
В процессе работы по программе используются:
инструкционные карты и схемы базовых форм;
иллюстрации;
образцы работ;
схемы (техника заполнения фигур);
стихи, загадки;
таблица рекомендуемых цветовых сочетаний;
альбом лучших работ детей.
Материалы:
картон или бархатная бумага различного цвета, искусственная замша, велюр, сукно, кожа;
нитки, шнуры: швейные нитки, мулине, ирис;
клей ПВА или скотч.
Инструменты, необходимые для работы:
игла с широким ушком;
шило короткое;
ножницы;
циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;
копировальная бумага или калька;
трафареты, транспортир.
Собрание книг, альбомов, журналов, помогающих проиллюстрировать учебную тему.

Учебно- тематический план
1 год обучения
№ Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие.
Правила поведение в ДДТ и ППБ. 2 2 -
2 Введение. История изонити. Применение в жизни. Материалы и инструменты. Знакомство с ТБ при работе с основными инструментами. Уход за готовыми изделиями. 2 2 -
3 Основные элементы изонити.
Чтение схем. Правила чтения условных обозначений. 2 2 -
4 Способ расчерчивания фигуры «Угол», «Окружность», «Дуга». Прошивание фигуры «Угол», «Окружность», «Дуга» 8 2 6
5 Геометрические композиции
Понятие о композиции и цвете. 2 1 1
6 Технология изготовления узоров. 4 1 3
7 Четырехконечная звезда. 5 1 4
8 Восьмиконечная звезда. 5 1
4
9 Сюжетные рисунки из основных элементов.
Технология изготовления сюжетных композиций. 3 1 2
10 Изготовление сюжетной композиции «Солнышко». 4 - 4
11 Изготовление сюжетной композиции «Снеговик». 4 - 4
12 Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море». 6 - 6
13 Изготовление сюжетной композиции «Рыбка». 6
-
6
14 Изонить и быт. Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить 3 1 2
15 Изготовление закладки. 6 - 6
16 Изготовление открытки. 8 - 8
17 Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества». 2 2 -
Итого: 72 16 56
Требования к знаниям и умениям учащихся на конец 1 года обучения
Учащиеся должны:
знать:
историю развития изонити,
основные понятия и термины изонити,
название и назначение материалов (картон, нити «ирис», «мулине»);
название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, игла, напёрсток, шило, циркуль, канцелярские скрепки, линейка, карандаш);
правила безопасности труда при работе с ручными инструментами;
правила и приёмы разметки по шаблонам, линейкой, циркулем.
последовательность выполнения изделий,
уметь:
правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и правила личной гигиены;
правильно пользоваться ручными инструментами;
бережно относиться к инструментам и материалам;
овладевать основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;
Учебно- тематический план
2 год обучения
№ Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2 -
2 Повторение основных элементов техники изонить. 2 1 1
3 Изготовление сюжетной композиции «Летняя поляна», или «Полет на луну», или «В море». 10 - 10
4 Основные элементы изонити. Работа с углами и окружностями, разделёнными на несколько секторов. Чтение схем. 2 2 -
5 Правила чтения условных обозначений. Способы расчерчивания фигур. 2 1 1
6 Способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами. «Декоративный уголок» - заполнение угла, ёлочка, рамочка для фотографий, волна; 10 - 10
7 Геометрические композиции. Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. 2 1 1
8 Узоры из окружностей и углов, разделёнными на несколько секторов. 2 - 2
9 Изготовление композиции «Геометрический орнамент». 8 1 7
10 Сюжетные рисунки из основных элементов. Технология изготовления сюжетных композиций. «Прекрасные сюжеты» - снежинки, цветы в вазе, праздничный салют. 2 2 -
11 Изготовление сюжетной композиции «Рыбка в море». 4 - 4
12 Изготовление сюжетной композиции «Неваляшка». 4 - 4
13 Изготовление сюжетной композиции «Цветок». 4 - 4
14 Изготовление сюжетной композиции «Сердечко». 4 - 4
15 Изготовление сюжетной композиции «Котёнок». 4 - 4
16 Изонить и быт. Изготовление валентинки. 4 - 4
17 Изготовление декоративного панно «Лебедь». 4 - 4
18 Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества». 2 2 -
Итого: 72 12 60
Требования к знаниям и умениям учащихся на конец 2 года обучения
Учащиеся должны:
знать:
виды работ из бумаги (закладки, открытки, панно);
свойства и возможности бумаги и нитей как материала для художественного творчества;
основные понятия о композиции, формообразовании, цветоведении;
способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами.
уметь:
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
работать нужными инструментами и приспособлениями;
сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Учебно- тематический план
3 год обучения
№ Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2 -
2 .Изготовление более сложных композиций «Стилизованные птицы» 12 1 11
3 Абстрактные и космические композиции «Ажур», «Морозный узор», «Калейдоскоп». 18 - 18
4 Изображения людей 20 1 19
5 .Украшение одежды, пояса, сумки, чехла для телефона. 18 1 17
6 Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества». 2 2 -
7 Итого: 72 7 65
Требования к знаниям и умениям учащихся на конец 3 года обучения
Учащиеся должны:
знать:
последовательность выполнения изделий;
технику чтения схем сложных узоров;
приемы плетения сложных узоров.
уметь:
в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций;
самостоятельно разработать форму, структуру и технологию изготовления изделий;
подбирать оптимальный вариант материала, цвета;
вносить какие-либо изменения в предлагаемый рисунок узора;
предлагать свои решения при изготовлении изделий.
Содержание программы:
1-ый год обучения
Вводное занятие – 2ч
Ознакомление с планом работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Правила поведения в ДДТ. Правила техники безопасности и ППБ. Выставка работ педагога.
2. Основные элементы изонити – 68ч
Теория – 12ч
Знакомство с историей предмета. Техника безопасности. Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни. Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.
Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Углы, имеющие общую сторону. Четырехконечные и восьмиконечные звезды. Композиции из геометрических фигур (круг, угол). Технология изготовления сюжетных композиций. Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить.
Практическая работа – 56ч
Составление в технике изонить основных элементов: угол, дуга, окружность. Способы расчерчивания фигур. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Способы заполнения углов, дуги и окружностей. Способы вышивания без наложения и с наложением углов друг на друга. Изготовление сюжетных рисунков: «Солнышко», «Снеговик», «Кораблик в море», «Рыбка». Технология изготовления закладок, открыток, валентинок. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг. Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.
Творческая работа – 2ч
Подготовка и оформление работ к участию в тематических выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня ( в рамках творческого объединения, учреждения, для городских, региональных мероприятиях и т.д.).
Содержание программы:
2-ой год обучения
Вводное занятие – 2ч
Ознакомление с планом работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Правила поведения в ДДТ. Правила техники безопасности и ППБ. Выставка работ изделий педагога и учащихся прошлых лет.
Основные элементы изонити - 68
Теория – 10
Работа с углами и окружностями, разделенными на несколько секторов. Чтение схем. Правила чтения условных обозначений. Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами. Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Узоры из окружностей и углов, разделёнными на несколько секторов. Технология изготовления сюжетных композиций. Демонстрация приемов и операций. Технология производства валентинки, панно. Техника изготовления изделий – валентинки и панно в технике изонити.
Практика- 58
Повторение основных элементов изонити. Заполнение угла, окружности, дуги. «Декоративный уголок» - , ёлочка, рамочка для фотографий, волна.
Изготовление композиции «Геометрический орнамент». «Прекрасные сюжеты» - снежинки, цветы в вазе, праздничный салют. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону «Лебедь», «Неваляшка», «Цветок», «Сердечко», «Котёнок».
Творческая работа – 2ч
Подготовка и оформление работ к участию в тематических выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня ( в рамках творческого объединения, учреждения, для городских, региональных мероприятиях и т.д.).
Содержание программы:
3-ий год обучения
Вводное занятие – 2ч
Ознакомление с планом работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Правила поведения в ДДТ. Правила техники безопасности и ППБ. Выставка работ изделий педагога и учащихся прошлых лет.
Основные элементы изонити – 68ч
Теория – 3ч
Технология изготовления сюжетных композиций. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия. Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы. Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить.
Практика – 65ч
Изготовление изделия. Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения изделий. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг.
Творческая работа – 2ч
Подготовка и оформление работ к участию в тематических выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня ( в рамках творческого объединения, учреждения, для городских, региональных мероприятиях и т.д.).
Список литературы.
Список литературы для учителя:
Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4
Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.
Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6
Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5
Список литературы для ученика:
Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.
Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – (Ручная работа)
Приложение № 1
Зарядка для глаз
Вы страдаете от боли в глазах и в области переносицы, от покраснения век или усталости глаз?
Чтобы не запускать здоровье столь важного органа и не потерять остроту зрения, необходимо вовремя заняться проблемой здоровья глаз. Чтобы очи не уставали и взгляд всегда был завораживающий, важно соблюдать нормы гигиены зрения, что подразумевает правильное чередование работы и отдыха глаз.
В первую очередь, позаботьтесь о правильной организации рабочего места: нужно чтобы оно было удобным и хорошо освещённым (конечно, яркий свет, бьющий прямо в глаза, тоже до добра не доведёт). А во время работы за компьютером необходимо делать регулярные перерывы и использовать это время для несложных упражнений, позволяющих снять напряжённость глаз.
Существует целый ряд упражнений, которые позволяют тренировать глазную мышцу, но мы остановимся на двух вариантах такой зарядки для глаз.
Набор упражнений №1
Быстро поморгайте в течении 10-ти секунд. Повторите 3-4 раза. Оказывается, работая за компьютером, мы моргаем гораздо реже, чем обычно, что приводит к сухости глаз, и, как следствие, к их воспалённости.
В более медленном ритме закрывайте и широко открывайте глаза.
Закройте глаза ладонями, не надавливая (пальцы должны быть сомкнуты, чтобы не пропускать свет). Открыв глаза, наслаждайтесь темнотой, при этом сделайте глубокий вдох. Через минуту опустите руки и выдохните.
Выберите какой-либо предмет, находящийся от вас на расстоянии 2-3 метра. Сосредоточьтесь и постарайтесь разглядеть мельчайшие его детали. Затем переведите взгляд на кончик носа. Повторите упражнение три раза.
Набор упражнений №2
Держа палец на расстоянии примерно 25-30см от глаз, медленно приближайте его к кончику носа и обратно, следите взглядом за движением пальца. Повторите упражнение три раза.
Держа палец на расстоянии 25-30см от лица, попеременно закрывайте глаза. Вы должны смотреть на палец 5 секунд двумя глазами, затем 5 секунд левым глазом, затем снова обоими глазами, и, наконец, 5 секунд правым глазом. Немного передохните, и повторите упражнение 5 раз.
Открытыми глазами медленно рисуйте в пространстве взглядом восьмёрку (знак бесконечности), и так 5 раз.
Возьмите карандаш в правую руку и вытяните её, чтобы карандаш был на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша и медленно отводите руку то вправо, то влево, провожая предмет глазами, но не двигая головой.
Слегка надавите ладонями на глазные яблоки и опустите голову на 5 секунд.
Эти несложные упражнения помогут избавиться от глазного напряжения. Постарайтесь выполнять их каждый день, и когда такая зарядка войдёт для вас в привычку, вы убедитесь, насколько она эффективна!
И, наконец, самый главный совет: не мучайте свои глаза, давайте им отдохнуть!
Хорошего Вам зрения!
Приложение № 2
В начале года на первой воспитательной беседе мы вспоминаем известные нам пословицы и поговорки о труде, о рукоделии, о мастерстве; знакомимся с новыми. И есть такие пословицы, без которых уже трудно обойтись и которые помогают нам в работе.
Пословицы и поговорки
1.Без терпенья — нет уменья.
2.Торопливый дважды одно дело делает.
3.Была бы охота — будет ладиться работа.
4.Каков мастер, такова и работа.
5.Делано наспех — и сделано насмех.
6.Душу вложишь — все сможешь.
7.Не учись безделью, а учись рукоделью.
8.Маленькое дело лучше большого безделья.
9.У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
10.Без труда не выловишь рыбку из пруда.
11. Не диво дело начать — диво закончить.
12.Глазам страшно, а руки сделают.
13. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
14. Мастерство везде в почете.
15.Ремесло - не коромысло, плеч не оттянет.
16. Без топора не плотник, без иглы не портной.
Приложение № 3
Стихи о рукоделии
Вязала крючком образец,
То столбик с накидом, то без,
Ошиблась, петлю пропустила,
Вздохнула- и все распустила.
Рисунка не видно пока,
Неровной выходит строка,
Не в рифму ложатся слова...
Ах, где вы, мои кружева?
***
Два цветочка, три листочка –
Вот и композиция.
Я в рисунке самоучка,
Вышиваю лучше я.
Переход от тона к тону
Разукрасит вышивку.
Незаметен будет промах
В проработке листика.
Получается нарядно,
Просто глаз не оторвать.
Вот теперь уже все складно,
Можно нитку закреплять.
Положу работу в ящик,
А потом, достав опять,
Удивлюсь: как все удачно,
Можно в рамочку вставлять!
***
Быстро вяжется узор
Ловкой кружевницей.
Нитка тянется легко,
В кружева ложится.
Просто глаз не оторвать
От такого дива.
Будто жизнь свою плетет
Ладно и красиво.
Ну, а я своей судьбы
Толком не связала.
Хоть старалась как могла,
Да вязать устала.
Вот бы взять и распустить,
Да смотать в клубочки,
И по новому связать
Все свои годочки.
Где бы мимо бы пройти,
Где остановиться,
Все несчастья обойти,
Счастьем поделиться.
Только Богом не дано
Нам такой свободы -
Ни смотать, ни размотать
Прожитые годы.
А. Соколова.

***
Не губи ты жизнь бездельем –
Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай,
Или гладью вышивай.
Вот иголки, нитки, пяльца
Для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма –
Закружилась голова!
Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)...
То, что любим - вышиваем,
Всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям.
А закончена работа ,
Тут уж новая забота
Вновь сюжеты выбирать.
Вышивать их, вышивать...