Конспект занятия «Путешествие в мир изонити»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей» п. Тюльган







Авторская разработка
Конспект открытого занятия
«Путешествие в мир изонити»


Автор: Барсукова Надежда Валентиновна
педагог дополнительного образования
отдела декоративно-прикладного творчества
МБУДОД «ЦДОД» п. Тюльган,
ул.Октябрьская, д.13, 2-13-85






Цель занятия: Познакомить детей с техникой изонити. Развитие интереса детей к занятиям в творческом объединении «Изонити». Создание условий для проявления творческих задатков обучающихся.
Задачи:
1. познакомить с историей техники изонити, терминами на иностранных языках (английском, французском, немецком);
2. обучить последовательности заполнения дуги в технике изонити;
3. развивать творческие способности обучающихся в процессе оформления валентинки и коллективного панно;
4. развивать коммуникативные способности в процессе игры и полилога;
5. развивать самоорганизацию, самоконтроль и самоанализ в процессе практической работы;
6. воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Тип занятия: комбинированное.
Возраст обучающихся: младший школьный возраст.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в паре.
Оборудование занятия:
клубок ниток,
демонстрационный материал (панно «Золотая рыбка», готовые работы),
шаблоны сердца для практической работы,
стенд «Сердце»,
нитки цветные «ирис», иглы ручные, ножницы,
элементы декора (бантики, паетки),
таблички со словами-терминами «изонити», «form-a-lines», «рickpoints», «broderie sur papier»
слайды «История изонити», «Работы в технике изонити»,
ТСО: экран, диапроектор, ноутбук.








Структура занятия:
Этапы занятия и задачи
Деятельность педагога
Деятельность детей

I Этап Мотивационный: знакомство с группой, эмоционально-психологический настрой детей
Проведение игры
Создание проблемной ситуации («Что можно сделать из ниток?»), решаемой совместно с детьми

Ответ на вопрос педагога
Актуализация знаний
Выполнение фигур из ниток
Называют цель занятия



II Этап
Информационный
Сообщение новых знаний
Историческая справка о возникновении техники изонити с демонстрацией фильма и готовой работы
Знакомство с терминами
Просмотр фильма
Просмотр картины на планшете
Повторение терминов

III Этап Операциональный
Практическая деятельность
Постановка проблемной ситуации («На чем можно изображать картину из нитей в данной технике?»)
Повторение техники безопасности
Объяснение последовательности, руководство показом приемов работы на планшете обучающимися
Организация оформления коллективной композиции
Повторение последовательности действий за обучающимися, работающими на планшете
Самостоятельный выбор элементов и способов декорирования валентинки
Оформление коллективной композиции
Ответы на вопросы

V Этап
Рефлексия
Предложение рассмотреть композицию
Выявление эмоционального состояния детей, через вопросы
Повторение термина «изонить» и страны возникновения техники
Демонстрация разнообразных выставочных работ на слайдах и стенде
Выявление степени удовлетворенности детей занятием
Ответы на вопросы педагога
Самоанализ
Просмотр работ на слайдах и стенда





Ход занятия
I Этап
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Барсукова Надежда Валентиновна, и я рада приветствовать вас на нашем занятии!
- Я думаю, все вы любите играть, поэтому я предлагаю вам выйти из-за столов и встать в круг. (Дети встают в круг)
- Мне очень хочется с вами познакомиться и этот простой клубок ниток нам в этом поможет. Сейчас мы будем передавать клубок по кругу, каждый из вас назовет свое имя и скажет, чем он любит заниматься в свое свободное время. Затем вы должны передать клубок соседу слева, не выпуская нити из рук. Итак, я начинаю.
(Игра-знакомство)
- Итак, мы с вами познакомились. Обратите внимание, какой рисунок у нас получился из нити? (Круг) Хорошо. А можно сказать, что мы стоим в кругу друзей? (Да!). Посмотрите на эту ниточку, мы с вами объединились с ее помощью. А можно сказать, что она стала нитью дружбы и хорошего настроения.
Скажите, а важна ли нить в нашей жизни? Нужна ли она вообще? А что можно сделать нитью? (Ответы детей, буквально 3-4 предложения: шить, вязать, писать, рисовать – или изображать)
Молодцы! Ребята, а теперь давайте попробуем сделать еще один рисунок, еще одно изображение с нашей нитью. Сейчас расслабьте нить так, чтобы она слегка провисла между нами. Хорошо. А теперь, через одного, протяните вперед руку, в которой держите нить. Посмотрите, какой рисунок у нас получился? (Звезда) Можно сказать, что мы ее нарисовали, или изобразили? Правильно! При помощи чего мы сделали это изображение? (При помощи нити) Молодцы! Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на нашем занятии? Подумайте, кто первый догадается? (Мы будем рисовать нитью) Мы будем рисовать или изображать нитью.
А сейчас, я предлагаю вам занять свои места.
(Дети занимают свои места за столами)
II Этап Информационный. Сообщение новых знаний
1. Сказка с мультипликацией и музыкой
- Ребята, я хочу познакомить вас с интересным способом рисования нитью, который родился в Англии в XVII веке. Вы, наверное, знаете, что Англия – это государство, которое находится на острове, омываемом со всех сторон водой.
Кто-нибудь знает, что это были за времена? (Времена рыцарей)
Это были времена рыцарства. А где жили рыцари и их прекрасные дамы? (В замках)
Давайте перенесемся во времени и представим, что мы с вами живем в Англии, в далеком XVII веке
Стены нашего дома сделаны из серого камня и их ничего не украшает. Вместо электричества - на стенах еле светят факелы, а вместо отопительных батарей у нас небольшой камин.
Так вот, когда-то давно в небольшом английском городке, в таком доме, в семье ткачей рос мальчик. Ребята, скажите, кто такие ткачи? (Люди, которые делают ткань. Мастера, которые ткут ткань) Ткачи это люди, которые ткут на станках ткань. Днем, мальчик помогал родителям, а по вечерам любил ходить на берег моря. Он садился на камень и смотрел на закат солнца. Однажды, он увидел, как в воде играют рыбки, и лучи заходящего солнца отражаются на их чешуе. Он любовался этой красотой, и ему очень захотелось передать эту картину своим родителям.
Мальчик вернулся домой, но эта картина была у него перед глазами. В те времена в Англии не было ни карандашей, ни фломастеров, ни альбомов для рисования и поэтому он не мог это нарисовать.
И тогда у него возникла идея, как изобразить эту удивительную картину. Когда он закончил свою работу, то его родителям она очень понравилась, и они украсили ею стену комнаты. А через некоторое время, картинами, выполненными в этой технике, были украшены дома многих богатых вельмож и даже короля Англии.
Как вы думаете, ребята, при помощи чего он изобразил свою картину? Вспомните, кем были его родители? А вам хотелось бы увидеть картину мальчика? Вот эта картина (Демонстрация картины). Посмотрите (Пронести, показать всем).
2. Сообщение термина
- Ребята, вам понравилась картина? (Да! Очень!)
А как вы думаете, почему эта картина понравилась родителям мальчика?
С помощью чего он сделал эту картину?
Ниточки, каких цветов использовал мальчик?
Теплые цвета. Какие они?
Какие чувства или какое настроение передает эта картина?
Как вы думаете, сложно было мальчику ее сделать? (Сложно. Не просто)
Молодцы!
Ребята, в Англии этот вид рукоделия получил название Form-a-lines – формы из линий. Повторите за мной: «Form-a-lines».
Как я уже говорила, в нашей стране этот вид рукоделия получил название – изонить. А еще его называют нитяной графикой, изографикой, ниточным дизайном.
Во Франции эта техника получила название «Вroderie sur papier» (бродери сюр папье). Повторите за мной: «Вroderie sur papier» В немецкоязычных странах - термин «Рickpoints». Повторите: «Рickpoints»
Сейчас вы узнали различные названия этого вида рукоделия. Из этого следует, что каким свойством еще обладает наша ниточка и этот вид рукоделия?
Она объединяет поколения, людей и страны! Она связала нас, живущих в 21 веке с поколением 17 века
III Этап Операциональный. Практическая деятельность.
1. Постановка проблемы
- Ребята, а вам хотелось бы, чтобы подобная картина была у вас дома и радовала ваших родных?
Тогда, что вам для этого нужно? (Гвозди, нитки, доска, молоток, желание, время)
Мы с вами люди современные и помимо гвоздей у нас существует множество других материалов и инструментов, при помощи которых можно делать различные изображения. Как вы думаете, ребята, на чем еще можно изобразить картину нитью в технике изонити?
(«На ткани»»)
- Можно изобразить на ткани, но она слишком мягкая и не держит форму! (Демонстрация образца)
(«На бумаге»)
- На бумаге? Но она тоже мягкая (демонстрация образца), необходимо что-то пожеще!
(«Картон!»)
- Картон, хорошо, он твердый, а что у нас будет вместо гвоздей?
(Ответы детей - отверстия, булавки)
- На самом деле, чаще всего в настоящее время для работы в данной технике используют картон. Поэтому рисование нитью по картону – это тоже «изонить». Скажите, а хотелось бы вам стать такими же героями сказки как английский мальчик и порисовать в технике «изонити»? (Да!)
- Вспомните, пожалуйста, почему мальчик решил изобразить эту рыбку? (Он хотел передать родителям увиденную картину. Мальчик хотел их порадовать. Хотел украсить дом) Я думаю ребята, что у вас тоже есть люди, которых вы хотите порадовать. А кто помнит, какой у нас с вами праздник приближается? (День Святого Валентина) Правильно!
- А что обычно дарят в День Святого Валентина? (Валентинки, открытки, цветы)
- Почему дарят валентинки в этот день? (Оказать знак внимания; показать свои чувства; сказать, что любят)
- Тогда давайте сегодня мы с вами сделаем Валентинки в технике изонити, чтобы подарить их тем людям, которых мы любим.
У каждого из вас будет такая заготовка (показать).
Выполнять работу мы будем в следующей последовательности, посмотрите на экран:
- Что мы будем делать в начале, ? (Вышивать дугу в технике изонити) Ребята, а что такое дуга? (Это половинка круга; плавная линия в форме месяца, линия сердечка) Молодцы! Дуга у нас располагается на сердечке, повторяя его контур.
- , что мы будем делать потом? (Выбирать элементы для украшения сердечка)
- И последнее (Украшать Валентинку)
Понятно?
2. Техника безопасности
- Поскольку нам предстоит работать с иглой, а значит с ножницами, я предлагаю вам вспомнить правила техники безопасности.
(Повторение правил)
Вопросы:
Какие правила при работе с иглой вы знаете?
(1) В иглу всегда должна быть вдета нитка.
2) По окончании работы иглу нужно втыкать в игольницу.
3) Иглу нельзя втыкать в одежду.
4) Сломанную иглу необходимо отдать педагог.)
- А я хочу еще добавить, что при работе всегда вытягиваем иглу с ниткой вверх (Демонстрация), чтобы не уколоть соседа.
- А какие правила при работе с ножницами вы знаете?
(Положить одни ножницы на столе открытыми)
- Посмотрите, ребята, соблюдены ли здесь правила? (Нет) А в чем нарушение?
(1) Ножницы нужно держать на столе справа закрытыми.
2) Передавать ножницы кольцами вперед)
- Молодцы! Теперь мы смело можем приступать к работе!
- Я хотела бы пригласить двух ребят, которые мне будут помогать
(Выходят два человека, раздают заготовки)
- Итак, что мы сейчас будем делать? (Вышивать дугу в технике изонити) Правильно, выполнять дугу – это один из элементов техники изонити. Сейчас я буду называть действия, Настя и Ваня будут выполнять работу на большом панно, а вы, ребята, на своих заготовках-сердечках, но только по моей команде. Хорошо?

3. Практическая работа
- Посмотрите внимательно на свою заготовку. У нее есть лицевая сторона – цветная с отверстиями по одной стороне заготовки, и изнаночная, на которой изображена дуга, проставлены точки-отверстия и что еще? (Стоят цифры.)
- Как вы думаете, ребята, для чего здесь стоят цифры? (Чтобы выполнять правильно работу. Это шаги) Правильно, это последовательность наших действий. Сейчас, все возьмите в руку иголку с ниткой. Ваня, тоже возьмет иголку и будет работать с изнаночной стороны нашего планшета, а Настя будет работать с лицевой стороны. Начнем. Посмотрите на экран, какая у нас первая цифра: (1)
Воткните иголку с изнаночной стороны заготовки в отверстие под цифрой 1 и вытяните иглу на лицевую сторону. Не забывайте, что иглу тянем вверх!
(Выполнение действия обучающимися одновременно)
Затем, найдите на изнаночной стороне цифру 2, отметьте ее расположение и воткните иглу в это отверстие с лицевой стороны, как делает Настя, а Ваня вытянет ее на изнаночную сторону. У вас получилась длинная линия. Молодцы!
Теперь, найдите на изнаночной стороне цифру 3, воткните в нее иголку и вытяните ее на лицевую сторону, как делает Ваня. Посмотрите на изнаночную сторону сердечка. Вы видите, у вас получился короткий стежок по контуру дуги? В технике изонити, на изнаночной стороне картона всегда по контуру изображения располагаются короткие стежки.
Поверните заготовку на лицевую сторону. Нам необходимо сделать следующий стежок. Для этого, нужно воткнуть иглу в отверстие под цифрой 4 и вывести иглу на изнаночную сторону. Сделали? (Да!) Молодцы! А теперь, ребята, поверните заготовку на лицевую сторону. Посмотрите, наши линии перекрестились. В технике изонити, при выполнении различных фигур, на лицевой стороне картона всегда располагаются длинные линии, которые последовательно перекрещиваются. В данном случае второй стежок перекрестился с первым стежком. Продолжим
Переверните заготовку на изнаночную сторону. Ваня, как ты думаешь, в отверстие под какой цифрой нам нужно воткнуть иглу? (5) Правильно! Нам необходимо воткнуть иглу в отверстие под цифрой 5 и вывести иглу на лицевую сторону. Выполняем.

Хорошо! Настя, теперь отверстие под какой цифрой нам нужно найти?
(Цифра 6)
Правильно! Но мы можем сделать и по-другому. Нам нужно просто направить нить так, чтобы она перекрещивала предыдущий стежок. Посмотрите. (Демонстрация) Сделайте этот стежок.
Ваня, скажи, пожалуйста, в какое отверстие нам нужно сейчас воткнуть иглу?(7) Правильно! И какой стежок у нас получается длинный или короткий?
(Короткий) Совершенно верно.
Продолжим. Настя, делаем длинный стежок. Как он будет располагаться?
(Поверх предыдущего) А на изнанке это будет отверстие под цифрой 8.
Ваня, делаем следующий стежок. Какая у нас следующая цифра? (9) Правильно!
Настя, объясни ребятам, как сделать следующий стежок.
(Делаем стежок поверх предыдущего)
Теперь, нам необходимо сделать стежок на изнаночной стороне. Ваня, в какое отверстие втыкаем иглу? (11) Хорошо.
А теперь, нам нужно сделать последний стежок. Настя, покажи, как он будет располагаться.
(Демонстрация)
Ребята, теперь нам необходимо обрезать нить, оставив небольшой отрезок и заклеить его скотчем, который прикреплен к краю стола.

4. Декорирование работы
- Итак, все закончили работу. Не забываем про наши инструменты, кладем их на свои места. Что мы сейчас с вами делали? (Вышивали сердечко) Как называется эта техника? (Изонити) Посмотрите, вам нравится ваша Валентинка? (Да! Очень нравиться!) Можно ее так и оставить? (Да! Нет!) Хорошо, а что дальше мы будем делать? (Мы можем украсить валентинку).
- Правильно, для этого, сейчас вы можете подойти к столу и выбрать для своей Валентинки украшения таких цветов, которые вам нравятся, и по цвету подходят для вашего сердечка. Ваня и Настя, могут выбрать украшения для своего сердечка. Выбирайте!
(Дети подходят к столу, выбирают украшения, возвращаются на место)
- Ребята, все выбрали украшения, а теперь, что нам нужно сделать? (Украсить Валентинку) Хорошо! Для начала подумайте, как будут располагаться эти украшения, а затем отделите самоклейку и приклейте украшения к сердечку.
(Дети украшают Валентинки)
- Вот наш подарок готов. Вам нравится ваша Валентинка? (Да!) какие шаги мы с вами предприняли, что бы сделать такую красоту? Скажите, а для чего еще можно использовать такую Валентинку? (Сделать медальон; украсить праздничный стол; сделать ее пригласительным билетом)
- Правильно! Молодцы!

5. Оформление коллективного панно.
- Ребята, у вас получились замечательные валентинки? А сейчас, для того чтобы мы могли все вместе полюбоваться своей работой, я предлагаю вам сделать следующее. Давайте приклеим свои Валентинки рядом с большим сердцем на панно так, чтобы получилась красивая композиция. Это можно сделать при помощи скотча на обратной стороне. (Демонстрация)
(Дети приклеивают валентинки на панно, садятся на свои места)

IV Этап
Рефлексия
- Посмотрите на нашу удивительную композицию. Какие у вас получились красивые валентинки! Как чудесно ваши сердечки дополняют друг друга, и как техника изонити объединила всех нас! Вам нравится наша композиция? (Да!)
- Что вы чувствуете, когда смотрите на нее? (Радость, воздушность, легкость)
- Сложно было выполнять работу? (Да!)
- А что в практической работе для вас было сложнее всего?
- Сегодня мы с вами познакомились с интересной техникой изображения картин нитью, которая называется (Изонити)
- Правильно! А где она возникла? (В Англии)
- Кто ее придумал? (Английские ткачи)
- При помощи чего английские ткачи изображали свои картины? (Ниток, гвоздей и досок)
- А в наше время можно использовать технику изонити? (Да!)
- Конечно можно. Мы сегодня с вами сделали, такую чудесную валентинку. Какой элемент мы с вами попробовали изобразить нитью? (Дугу)
- А еще, что можно сделать при помощи этой техники? (Картины, медальоны, обложки для книг)
- Нитью можно изобразить много различных фигур. Вот посмотрите, эта композиция также выполнена в технике изонити ребятами, занимающимися в нашем объединении.
- А кто сможет произнести термин изонити на иностранном языке? (Form-a-lines, Вroderie sur papier, Рickpoints)
- В начале занятия вы назвали, чем вы любите заниматься в свободное время. Теперь помимо обычных занятий вы сможете заниматься техникой изонити и радовать своих родных и друзей чудесными подарками.
- Ребята, в настоящее время, этот вид рукоделия очень популярен и знаете почему? Посмотрите.
Сейчас, рисунки в технике изонити используют в компьютерной графике, в лазерном шоу, для изготовления декораций.
(Демонстрация слайдов)
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- На память о сегодняшней встрече я хочу после занятия подарить вам эти валентинки, и Насте и Ване тоже.
А вам хотелось больше научиться изображению нитью или изонити? (Да!)
Тогда до встречи на следующем занятии!

Спасибо вам за работу! До свидания!


Информационные источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.genon.ru









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15