ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ


Т.Н. Соколова
учитель истории, руководитель школьного музея,
МБОУ Выездновская СШ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Аннотация. В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста, в частности воспитание патриотизма. Автор делает попытку рассмотреть преподавание истории посредством материала сосредоточенного в школьном музее.
Ключевые слова: музей – это часть образовательно-воспитательной системы, которая осуществляет духовно-нравственное воспитание школьников посредство историко-краеведческого материала.
T.N. Sokolovateacher of history, head of the school museum,
MBOU Vyezdnovsky SSh
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT HISTORY LESSONS BY MEANS OF THE SCHOOL MUSEUM
Abstract. In the article questions of spiritual and moral education of children of school age, in particular patriotism education are studied. The author does attempt to consider teaching history by means of the material concentrated in the school museum.
Keywords: the museum is a part of educational and educational system which carries out spiritual and moral education of school students means of local history material.
30 октября 2013 года после широкого профессионального и общественного обсуждения, проходившего в течение 5 месяцев, была утверждена на расширенном заседании президиума Российского исторического общества Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (историко-культурный стандарт). ИКС отвечает целям ФГОС, поскольку он также ориентирован на «формирование гражданина страны, любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества».В этнокультурном компоненте ИКС говорится о том, что преподавание истории страны должно осуществляться через преподавание истории регионов, так как преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.
В связи с этим важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания школьников сегодня является возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма. Общество, в котором есть общая система нравственных ориентиров (уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории) способно ставить и решать масштабные национальные задачи.
Единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России, является школа, где наиболее системно, последовательно и глубоко проходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Исходя из выше сказанного, главную задачу в своей работе как учителя истории и руководителя школьного музея я вижу в активизации познавательной деятельности учащихся, формировании патриотического сознания и гражданской позиции личности.
Решение данной задачи я осуществляю путем интеграции обучения истории с изучением Малой Родины через систему работы школьного музея, которая находится в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. 
Краеведческий материал доступен школьнику для освоения и его развивающий потенциал огромен. Учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе. Элементы исследовательской деятельности прописываются в планах уроков истории, которые обеспечивают не запоминания больших объемов сведений, а добывание новых знаний при решении новых задач, возникших в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений.
При изучении в 8 классе темы «Социально – экономическое развитие России в XIX веке» вместе с экскурсоводами я провожу экскурсию в краеведческом музее школы. Ученики соприкасаются с той эпохой, видят предметы и орудия труда крестьян, ремесленников, предметы быта.
В ходе интегрированного обучения истории с изучением Малой Родины происходит перекличка эпох, переоценивания ценностей. Изучая аграрный вопрос в начале ХХ в. подвожу учащихся к проблемам р.п. Выездного в настоящее время. Эти проблемы мы пытаемся исследовать и найти пути их решения в ходе работы над социальным мини - проектами “Выездное вчера, сегодня, завтра”, «Пути возрождения сельского хозяйства родного поселка» и т.д.
Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений – увлекательный процесс познания, способствующий формированию учебной мотивации школьников.
Большую пользу приносят экспозиции музея в 9-11-х классах при изучении темы: “Великая Отечественная война”, «Чеченский конфликт», «война в Афганистане», а также во внеурочной деятельности при проведении внеклассных мероприятий и классных часов «Быт и нравы наших земляков», «Комсомольцы р.п. Выездное», «Трудовой подвиг выездновцев» и т.д.
Письма, документы, фотографии, экспонаты, письма, воспоминания участников Великой Отечественной войны создают образ эпохи.
Изучая тему “ Великая Отечественная война», я зачитываю отрывки из писем земляков, воспоминания ветеранов, показывая причастность наших земляков к тем далеким героическим событиям. Такие приемы повышают познавательную активность учащихся, делают процесс обучения более увлекательным.
В своей работе отдаю предпочтение формам и методам, которые стимулируют познавательную и творческую активность, развивают аналитические и исследовательские умения самостоятельность и инициативность: метод проектов, дискуссии, семинары, исследовательскую деятельности, ролевые игры.
Успешность моей деятельности обеспечивается также интеграцией учебной и внеурочной деятельности, которую я осуществляю через руководство работой школьного музея боевой славы выездновцев имени А.А. Куликова.
Основную работу школьного музея осуществляет его актив, основной состав которого состоит из членов кружка «Юный экскурсовод».
Основные направления работы:
историко-исследовательское: поисковая работа;
экскурсионное: подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий для школы, детских садов, школ Арзамасского района школы, гостей;
творческое: участие ребят в научно-практических конференциях, конкурсах, чтениях;
военно-патриотическое (в том числе взаимодействие со школьным военно-патриотическим клубом «Следопыт»).
Задачи:
формирование у учащихся патриотического сознания;
чувства верности своему Отечеству, готовности и выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
формирование гражданской позиции личности
Для реализации поставленных задач систематически проводится комплекс мероприятий военно-патриотического характера, и применяются разнообразные формы работы:
экскурсии;
уроки мужества;
встречи с ветеранами;
сбор документов и материалов;
художественное оформление экспозиций;
классификация ценных исторических документов, экспонатов;
конкурсы на лучший тематический рисунок, плакат, боевой листок ко Дню защитников Отечества и Дню Победы;
комплектование музейных фондов, их учет и хранение;
встречи ребят с выпускниками школы, принимавшими участие в боевых операциях в Афганистане и на Северном Кавказе, с солдатами и офицерами РФ;
оказание помощи, моральной поддержки ветеранам, внимания и сочувствия к инвалидам войны, престарелым, нуждающимся в помощи школы;
шефство над памятником Скорбящая Мать;
участие в областных конкурсах.
Совет школьного музея поддерживает связь с Советом ветеранов. За последние десять лет года шесть выпускников Выездновской школы стали курсантами академии МЧС в г. Санкт–Петербурге, многие учащиеся связали свою судьбу с профессиональной армией. В истории нашей школы есть целые семейные династии военнослужащих.
Музей осуществляет связь с социумом, в ходе которой учащиеся приобретают навыки социального взаимодействии.
2665562239623Совет ветеранов
0Совет ветеранов

164415922900
266509528563Районный музей боевой славы
0Районный музей боевой славы

16476459449600
325120252095МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ ВЫЕЗДНОВЦЕВ ИМЕНИ А.А. КУЛИКОВА
0МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ ВЫЕЗДНОВЦЕВ ИМЕНИ А.А. КУЛИКОВА
2707640253365Дом детского творчества
00Дом детского творчества

164764527502700
164719016637000164719016637000164719016573500
270827593345Дошкольные и школьные ОУ
Дошкольные и школьные ОУ

2708275206375Районная библиотека
00Районная библиотека

274256571120Военкомат
0Военкомат

Не забывают музей и выпускники школы: здесь они встречаются со своими одноклассниками, вспоминают веселое, интересное школьное детство, с гордостью рассказывают новому поколению о том, как они работали в музее, как интересно проводили здесь разные мероприятия.
Юные активисты музея глубоко осознают свою нелегкую, но почетную роль члена музея. При их содействии, а нередко и участии проходят в школе насыщенные, очень познавательные мероприятия.
Юные патриоты, увлеченные музейным делом, забывают об уличных нередко порочных забавах, благотворно влияют и на своих друзей, одноклассников, вовлекают и их в общественно-полезную деятельность. В последнее время поисковики собирают материал о ветеранах локальных войн.
Результатом моей деятельности является:
повышение уровня познавательного интереса учащихся к изучению истории (это повышение динамика знаний по истории);
повышается процент выпускников, поступающих в ВУЗы, где профилирующим предметом является история;
растет уровень социальной активности учащихся.
Несомненно, школьный музей является настоящим центром гражданско-патриотического воспитания учащихся, что подтверждают сами воспитанники: нам это надо, нам это интересно, - с горячностью убеждают школьники каждого, кто вздумает в этом усомниться.
Действительно, детям необходимо проявлять заботу о том, чтобы на долгие годы сохранить память о беспримерном мужестве и героизме, проявленных их дедами, прадедами на полях сражений. И о жертвах, принесенных во имя Великой Победы.
Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы, которая осуществляет духовно-нравственное воспитание школьников. Музей не может заменить урок, но он дополняет, насыщает его историко-краеведческим содержанием. 
Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей нашей страной, повторяем мы сегодня в след великим педагогам.
Список литературы:
Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы //Методист. – № 7. – 2007.
Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007.
Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма. //Воспитание школьников. – 2007 №5.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.