ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВОЛЖСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГООВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ



КУРС: «Содержание и методика преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».



ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
на основе
православной культуры»


Научный руководитель курсов:
Королев Валерий Васильевич-доцент кафедры религиоведения философского факультета КФУ кандидат философских наук

Автор разработки:
Манурина М. М. учитель начальных классов МБОУ Сокуровская СОШ Лаишевского района Республики Татарстан




Казань – 2014


Проект
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И.Пирогов
Паспорт проекта
1. Название проекта
Проект «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

2. Разработчик проекта
учитель начальных классов Манурина М.М. МБОУ Сокуровская СОШ Лаишевского района Республики Татарстан



3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи:
Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы.
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.


4. Сроки и этапы реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию в течение 1 учебного года(2014-2015 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Этапы реализации проекта:
Предпроектный (подготовительный)- 2014 г. (апрель-сентябрь)
Диагностический - 2014 г. (апрель-сентябрь)
Организационный - 2014г. (сентябрь)
Практический - 2014-2015гг.
Итогово-аналитический – 2015г (4 май)

5. Исполнители проекта и основных мероприятий
Педагоги, учащиеся, родители.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

7. Целевые группы проекта
Педагоги, учащиеся, родители


Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и физических, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в этом возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!
Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему». Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции. Особенность моего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с учащимися. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром. В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие школьника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.
Цель проекта – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи проекта:
-Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы.
-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика.
-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
-Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
-Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 1 учебный год)
Предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Вызвать интерес к изучению Православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности.
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
 Наглядно-действенный метод  используется во время:
показа сказок (дети совместно с педагогами);
проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
наблюдений;
экскурсий;
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтение и обыгрывание литературных произведений учителем;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
сообщения дополнительного материала учителем;
загадывания и отгадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей о своих впечатлениях;
разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
организация продуктивной деятельности
проведение игр: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»),  и др.
Для работы с детьми 10 лет разработан перспективный план по духовно-нравственному воспитанию школьников на основе православной культуры.
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры» 
№ п/п
Содержание работы
Срок проведения
Предполагаемый результат

Методическая работа

1.
Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию
2014год
Собрать православную литературу

2.
Составление плана работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на учебный год
август
Составить план работы

3.
Оформление буклетов «Православная культура России»
В течении года
Оформить буклеты

5.
«Духовно-нравственное воспитание школьников посредством знакомства с православными праздниками»
По плану
Выступление на педагогическом совете

6.
Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»
В течении года
Оформить фотоальбом

Работа с детьми

1.
Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану
В течение года
Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

2.
Разработка сценариев тематических занятий, праздников.
В течение года
Разработать конспекты уроков, сценариев, внеклассных занятий

3.
Проведение праздников:
 - Покров Пресвятой Богородицы
 -Рождество 
-Масленица
 -Пасха
 -Троица
В течении года

Подготовка праздничных мероприятий

4.
Проведение видеоуроков «В начале было слово»
В течение года


5.
Изготовление поделок для праздников
В течение года
Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

6.
Проведение конкурса рисунков
октябрь, апрель
Провести конкурс

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей
 
Октябрь, апрель
Провести анкетирование

2.
Родительская конференция «Духовно-нравственное воспитание
декабрь
Провести конференцию

3.
Проведение родительских собраний
 
Октябрь, май
Провести родительское собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

4.
Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания
В течение года


5.
Посещение храма
2 раза в год
Посещение храма


Этапы реализации проекта
Этапы
Сроки
Содержание деятельности

I. Предпроектный (подготовительный)
2014 г.
(апрель – сентябрь)
Подготовка документации по проекту.


II. Диагностический
2014 г.
(апрель – сентябрь)
Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

III. Организационный
2014г.
(сентябрь)
Создание нормативно-правовой базы проекта.
Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.
Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

IV. Практический
2014-2015 гг.
Реализация основных мероприятий

V. Итогово-аналитический
2015г
(май)
Анализ и обобщение результатов проекта;
Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании учащихся

В проекте выделены несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). 2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы). 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки). 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
 Самостоятельная деятельность детей:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Беседы, беседы-обсуждения;
- Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица);
-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
-Организация музыкальных занятий, концертов;
-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»
-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
Ресурсы:

Условия
Необходимо
Имеется
Источники
Сроки

Нормативно-правовые:
1.Конвенция о правах ребенка
2.Конституция Российской Федерации
3.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ
4.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21 декабря 2012 года
5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я Данилюк – 2011 год
 
имеется
 
Сентябрь 2014

Материально-технические:
1.Интерактивная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Видеокамера
4.Фотоаппарат
5.Телевизор
6.DVD плеер
7.Музыкальный
центр
8.Компьютер

имеется
 
1 сентября 2014-31 мая 2015

Кадровые:
1. Педагог-организатор
2. ЗДВР
3. Классные руководители
4.Школьное самоуправление
5. Социальные институты
 
имеется
 
1 сентября 2014-31 мая 2015

Научно-методические:
1.Методические разработки по духовно-нравственному воспитанию.
2.Лекционный материал по данной тематике
1.Журнал «Классный руководитель», «Воспитание школьников», 2. Пригласить специалиста
имеется
 
1 сентября 2014-31 мая 2015

Информационные:
1.Работать со школьным сайтом.
2. Участвовать в разработке школьной газеты.

Пригласить программиста.
имеется
 
1 сентября 2014-31 мая 2015

Мотивационные:
Включить в коллективный договор пункт о поощрении педагогов за работу по реализации проекта.
 
имеется
 
1 сентября 2014-31 мая 2015

Организационные:
1.Создание рабочей группы.
 
имеется
 
Сентябрь 2014-май 2015

Финансовые:
Собственные средства школы, средства родителей
 
имеется
 
1 сентября 2014-31 мая 2015


Ожидаемые результаты реализации проекта:
Работа духовно-нравственному воспитанию поможет осознать коллективу школы, родителям и обучающимся, что воспитание гражданина определяется духом школы ,семьи, школьной культурой, уважением и признанием прав своих воспитанников, участием обучающихся в проведении различных мероприятий, включением их в разные виды деятельности, взаимосвязи различных социальных институтов.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.»
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, физическое и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.
Продолжение работы над проектом
Работа над образовательным проектом будет продолжена по всем направлениям программы ОРКСЭ и дополнена новыми материалами.


15