ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры» 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ
ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И  ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВОЛЖСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГООВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 
КУРС: «Содержание и методика преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».  
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников 
на основе 
православной культуры»
Научный руководитель курсов:
Королев Валерий Васильевич-доцент кафедры религиоведения философского факультета КФУ кандидат  философских наук 
                                                                                  Автор разработки:
Манурина М. М. учитель начальных классов МБОУ Сокуровская СОШ Лаишевского района  Республики Татарстан
Казань – 2014
Проект
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И.Пирогов
Паспорт проекта
1. Название проекта
Проект «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»
2. Разработчик проекта
учитель начальных классов Манурина М.М. МБОУ Сокуровская СОШ Лаишевского района  Республики Татарстан
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).  
Задачи:
 Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы.
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.                                                                 
4. Сроки и этапы реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию в течение 1 учебного года(2014-2015 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Этапы реализации проекта:
Предпроектный (подготовительный)- 2014 г. (апрель-сентябрь)
Диагностический - 2014 г. (апрель-сентябрь)
Организационный - 2014г. (сентябрь)
Практический - 2014-2015гг.
Итогово-аналитический – 2015г (4 май)
5. Исполнители проекта и основных мероприятий
Педагоги, учащиеся, родители.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
7. Целевые группы проекта
Педагоги, учащиеся, родители
	Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и физических, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в этом возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.                  
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.         Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!                                
Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему». Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам  православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции. Особенность моего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.    Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. 
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. 
Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с учащимися.      Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром.  В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие  школьника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.
Цель проекта – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).                                                                     
Задачи проекта:
-Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы.
-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика.
-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
-Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
-Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
Проект: долгосрочный (рассчитан на 1 учебный  год)
Предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
 Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Вызвать интерес к изучению Православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
 Задачи:
Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности. 
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
Для реализации проекта   используются  следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический. 
 Наглядно-действенный метод  используется во время: 
показа сказок (дети совместно с педагогами); 
проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
наблюдений; 
экскурсий;
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях 
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе: 
чтение и обыгрывание литературных произведений учителем; 
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.); 
сообщения дополнительного материала учителем; 
загадывания и отгадывания загадок; 
рассматривания наглядного материала; 
рассказов детей о своих впечатлениях; 
разбора житейских ситуаций; 
Практический метод используется, когда необходимо: 
организация продуктивной деятельности 
проведение игр:   дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»),  и др.
Для работы с детьми 10 лет  разработан перспективный план по духовно-нравственному воспитанию  школьников на основе православной культуры.
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»  
№ п/п
Содержание работы
Срок проведения
Предполагаемый результат
Методическая работа
1.
Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию
2014год
Собрать православную литературу
2.
Составление плана работы   по духовно-нравственному воспитанию  школьников на учебный год
август
Составить план работы
3.
Оформление буклетов «Православная культура России»
В течении года
Оформить буклеты
5.
«Духовно-нравственное воспитание  школьников посредством знакомства с православными праздниками»
По плану
Выступление на педагогическом совете
6.
Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»
В течении года
Оформить фотоальбом
Работа с детьми
1.
Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану 
В течение года
Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений
2.
Разработка сценариев тематических занятий, праздников.
В течение года
Разработать конспекты уроков, сценариев, внеклассных занятий
3.
Проведение праздников:
 - Покров Пресвятой Богородицы
 -Рождество 
-Масленица
 -Пасха 
 -Троица 
В течении года
Подготовка праздничных мероприятий 
4.
Проведение видеоуроков «В начале было слово»
В течение года
5.
Изготовление поделок для праздников
В течение года
Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями
6.
Проведение конкурса рисунков
октябрь, апрель
Провести конкурс 
Работа с родителями
1.
Анкетирование родителей 
Октябрь, апрель
Провести анкетирование
2.
Родительская конференция «Духовно-нравственное воспитание 
декабрь
Провести конференцию
3.
Проведение родительских собраний   
Октябрь, май
Провести родительское собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»
4.
Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания
В течение года
5.
Посещение храма  
2 раза в год
 Посещение храма   
Этапы реализации проекта
Этапы 
Сроки
Содержание деятельности
I. Предпроектный (подготовительный)
2014 г.
(апрель – сентябрь)
Подготовка документации по проекту.
II. Диагностический
2014 г. 
(апрель – сентябрь)
Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
Проведение диагностики и  анализ ее итогов с целью  разработки комплекса мероприятий по проекту.  
III. Организационный
2014г.
(сентябрь)
Создание нормативно-правовой базы проекта.
Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.
Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»
IV. Практический
2014-2015 гг. 
Реализация основных мероприятий
V. Итогово-аналитический
2015г
(май)
Анализ и обобщение результатов проекта;
Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании учащихся
В проекте выделены несколько направлений работы: 
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам). 
 Самостоятельная деятельность детей:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания; 
- Беседы, беседы-обсуждения; 
- Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица);  
-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
-Организация музыкальных занятий, концертов;
-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»
-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
Ресурсы:
Условия
Необходимо
Имеется
Источники
Сроки
Нормативно-правовые:
1.Конвенция о правах ребенка
2.Конституция Российской Федерации
3.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ
 4.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21 декабря 2012 года
5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я Данилюк – 2011 год 
имеется 
Сентябрь 2014
Материально-технические:
1.Интерактивная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Видеокамера
4.Фотоаппарат
5.Телевизор
6.DVD плеер
7.Музыкальный
центр
8.Компьютер 
имеется 
1 сентября 2014-31 мая 2015
Кадровые:
1. Педагог-организатор
2. ЗДВР
3. Классные руководители
4.Школьное самоуправление
5. Социальные институты 
имеется 
1 сентября 2014-31 мая 2015
Научно-методические:
1.Методические разработки по духовно-нравственному воспитанию.
2.Лекционный материал  по данной тематике
1.Журнал «Классный руководитель», «Воспитание школьников», 2. Пригласить специалиста 
имеется 
1 сентября 2014-31 мая 2015
Информационные:
1.Работать со школьным сайтом.
2.  Участвовать в разработке школьной газеты.
Пригласить программиста.
имеется 
1 сентября 2014-31 мая 2015
Мотивационные:
Включить в коллективный  договор пункт о поощрении педагогов за работу по реализации проекта. 
имеется 
1 сентября 2014-31 мая 2015
Организационные:
1.Создание рабочей группы. 
имеется 
Сентябрь 2014-май 2015
Финансовые:
Собственные средства школы, средства родителей 
имеется 
1 сентября 2014-31 мая 2015
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Работа духовно-нравственному воспитанию поможет осознать коллективу школы, родителям и обучающимся, что воспитание гражданина определяется духом школы ,семьи, школьной культурой, уважением и признанием прав своих воспитанников, участием обучающихся в проведении различных мероприятий, включением их в разные виды деятельности, взаимосвязи различных социальных институтов. 
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.» 
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь  достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, физическое и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.          В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.
Продолжение работы над проектом
Работа над образовательным проектом будет продолжена по всем направлениям программы ОРКСЭ и дополнена новыми материалами.
15