Урок повторительно-обобщающий Россия в 17 веке
Поурочное планирование на тему «Россия в середине XVI –XVII вв.».
Повторительно-обобщающий урок, в виде письменной контрольной работы.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в середине XVI –XVII вв.».
Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторение основных событий, понятий, дат и персоналий по теме «Россия в середине XVI –XVII вв.».
Развивающие:
Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Развить умение работы с историческими документами;
Способствовать развитию самостоятельной работы.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Оборудование:
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI-XVII века», 7 класс, М.: 2010 г. ( текст, иллюстрации, карты, документы).
Карта России XVII века.
Тестовые бланки.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие.
Раздача тестов.
2. Актуализация знаний:
Ученикам предлагается вспомнить, что на данный период времени они изучают историю России с конца XVI- середина XVII века, темы: смута, экономика и политика XVI века, народные движения, внешняя политика, культура XVII века. Учащиеся изучают задания представленного им теста. «Каждый из вас получил бланк с тестом, подпишите его. Посмотрите внимательно на задания. Данная работа содержит задания нескольких типов: с выбором ответов, открытые вопросы, задания на соотнесение, работа с текстом источника. Выполняется работа на этих же листах, если не хватает места, можно писать на обратной стороне. На работу вам предоставляется 40 минут учебного времени. Не торопитесь, если возникают вопросы- поднимите руку, если не знаете ответа или сомневаетесь, пропустите задание, вернетесь к нему позже. Обязательно оставьте время для проверки работы».
3.Проверка знаний и умений:
Тест – 2 варианта:
Вариант 1
«Тушинским вором» называли:
1) Прокопия Ляпунова;
2) Лжедмитрия II;
3) Степана Разина;
4) Лжедмитрия I
Ответ 2
Второе ополчение в период Смутного времени было создано под руководством:
1)К. Минина и Д. Пожарского
2) В. Шуйского и Ф. Мстиславского
3)Б. Хмельницкого и В. Голицына
4)И. Болотникова и И. Заруцкого
Ответ 1
Правительство России в период Смутного времени, взявшее власть после низложения Василия Шуйского , получило название------------------------- .
Ответ семибоярщина
Чем известно "Соборное Уложение" царя Алексея Михайловича?
разделением страны на земщину и опричнину;
установлением наследственного крепостного состояния крестьян ;
упразднением боярской Думы при царе;
разрешением духовным людям приобретать вотчины, а все духовное сословие объявлялось неподсудным монастырскому приказу.
Ответ 2
«Черными землями» назывались:
1) земельные угодья, принадлежавшие государству, на которых проживали черносошные крестьяне, несшие повинности в пользу государства;
2) черноземные территории юга России;
3) территории, переданные государством в аренду турецким подданным;
4) монастырские земли.
Ответ 1
С городскими восстаниями связаны даты:
1648 г., 1662 г.
1606 г., 1607 г.
1670 г., 1671 г.
1617 г., 1618 г.
Ответ 1
В царствование Алексея Михайловича:
Произошел церковный раскол.
Было учреждено патриаршество.
Русь приняла православие.
Был учрежден Синод.
Ответ 1
Смутное время – это период:
1600-1615 гг.
1598-1613 гг.
1613-1645 гг.
1666-1667 гг.
Ответ 1
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича было принято:
Ответ 1649г.
Почему XVII век в России называют «бунташным»?
Назовите не менее 5 причин народных выступлений в XVII веке.
Ответ закрепощение крестьян, рост феодальной повинности, усиление налогового гнета, усиление приказной волокиты, попытка ограничения казачьей вольности, церковный раскол и борьба со старообрядцами.
Соляной бунт произошёл в:
Ответ 1648 г.
Назовите даты церковной реформы:
Ответ 1653-1655
Прочитайте отрывок из документа и укажите имя деятеля, пропущенное в нем.
«Друзья рассорились, вследствие чего _________ самовольно покинул патриарший престол, надеясь, что царь униженный мольбой воротит его, а царь этого не сделал».
Ответ патриарх Никон
Славяно-греко-латинская академия в России – это:
орган высшей церковной власти
учебное заведение
ведомство, руководившее школьным образованием
совещательный орган при царском дворе
Ответ 2
В XVII веке был построен:
храм Василия Блаженного
Зимний дворец в Петербурге
Дом Пашкова в Москве
Теремной дворец Московского Кремля
Ответ 4
Назовите основные тенденции развития литературы в XVII веке, какие новые жанры появляются в это время, всего не менее 6 пунктов:
Ответ
Литература становиться более светской.
Начинают записывать былины, сказания, песни, т.е. расцвет устного народного творчества и его фиксация.
Развитие жанров- сатирической повести, автобиографические повести.
Реальных исторических героев сменили- вымышленные.
Высмеивание человеческих пороков.
Опишите быт крестьянина XVII века:
Дом: ( Изба: Топили «по-черному», на окнах- бычьи пузыри, лучина. Скотина в доме -телята, овцы, куры. Деревянные стол и лавки)
Одежда: ( Холст, сукно)
Еда: ( Хлеб, горох, толокно, гречневая каша, капуста, морковь, свекла, репа, огурцы, лук, чеснок. По праздникам: мясо.Пили: квас, пиво.)
Какие события произошли во времена Смутного времени ?
А) набег крымского хана Девлет-Гирея на Москву
Б) коронация в Москве Лжедмитрия I
В) «Медный бунт»
Г) принятие Соборного уложения
Д) разгром поляков под Троице-Сергиевом монастырём
Е) попытка организации рязанского (первого) ополчения для похода на Москву
Укажите верный ответ
1) АБЕ 2) АВД 3) БДЕ 4) ВГЕ
Ответ 3
Соотнесите годы и события:
Годы События
1. 1648 А. Восстание С. Разина
2. 1662 Б. Восстание Уса
3. 1666 В. Соляной бунт
4. 1667- 1671 Г. Медный бунт
Ответ 1- в, 2- г, 3- б, 4- а.
Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени.
семибоярщина и приглашение на трон королевича Владислава
царствование Бориса Годунова
царствование Василия Шуйского
принятие Соборного Уложения
Ответ 2, 3, 1, 4
Установите соответствие.
Указ
Содержание
1) Указ о «заповедных годах»
А) отмена Юрьева дня
2) Указ об «урочных летах»
Б) разрешение земледельцам отпускать крестьян на волю с обязательным наделением землей
3) Соборное уложение
В) установление срока сыска беглых крестьян
Д) запрещение крестьянам временно переходить от феодала к феодалу в Юрьев день
Ответ 1- д, 2-в, 3- а.
Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите самозванца, о котором идет речь.
«Весной 1606 г. В.И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».
Ответ: ___Лжедмитрий I____________ .
Дайте определение :
Мануфактура- (предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике)
Подворная подать- (часть государственного налога, определенного властью для городской или сельской общины и распределенная между дворами).
24. Опишите русско-польскую войну, второй половины XVII века, по следующей схеме:
Дата (1654-1667)
Повод (борьба за территории Украины)
Причина ( вступление Украины в состав России)
Мир/ перемирие (Андрксовское)
Итоги для России ( получила- Смоленск, Северские земли, Левобережная Украина и Киев на 2 года).
Сравните народные движения XVII века, найдите общее и различия, заполните таблицу:
Крестьянская война (С.Разин)
Соляной и Медный бунты
Соловецкое сидение
Общее
1. Время выступления ( вторая половина XVII века), время правления Алексея Михайловича.
2. Большая площадь охвата территории.
3. Участие во всех движениях беднейших слоев населения.
4. Подавление всех волнений войсками.
Различие
1. Причины
Экономические (введение налогов)
Социальные (закрепощение крестьян)
Экономические (введение налогов)
Религиозные (церковная
реформа)
2. Начало развития событий
V°Поход на Волгу, Астрахань
Москва
Соловецкий монастырь
3. Наличие лидера
Степан Разин
стихийно
Аввакум
4. Жертвы
Массовые жертвы, до 100тыс. человек
Ссылки, порки, казни
Убито 440 человек из 500
Вариант 2
Какой период в истории России называют «лихолетьем»?
Ответ Смутное время
Одной из главных причин смутного времени был:
династический кризис.
недовольство народных масс.
неудачная внешняя политика.
экономический кризис.
Ответ 1
В какие годы царствовал Лжедмитрий I?
1603 -1604 гг.;
1605 – 1606 гг.;
1607 – 1608 гг.;
1608 – 1610 гг.
Ответ 2
Какое историческое событие относится к 1606 – 1607 годам:
Ответ восстание И.И. Болотникова
Что явилось внешнеполитическим итогом Смутного времени на Руси?
заключение Столбовского мира и Деулинского перемирия;
заключение Белоцерковского мира;
заключение "Вечного мира с Польшей";
заключение Поляновского мира;
Ответ 1
Укажите год, с которым связано начало династии Романовых?
Ответ 1613.
С каким из названных событий связаны имена патриарха Никона и протопопа Аввакума?
Установление монашества на Руси;
создание первой русской летописи;
раскол в Русской православной церкви;
основание Троице-Сергиева монастыря;
Ответ 3
Соборное Уложение – это:
свод законов
порядок продвижения по государственной службе
представительный орган при дворе
литературное произведение
Ответ 1
«Белые» слободы в городах, принадлежавшие боярам и церкви, отличались от «черных» слобод, населенных городскими ремесленниками, тем что:
1) здания в них были выкрашены в белый цвет;
2) их население освобождалось от несения повинностей в пользу государства;
3) их население носило одежду белого цвета;
4) границей таких слобод были каменные заборы белого цвета;
Ответ 2
Годы 1497, 1581, 1649-й отражают основные этапы:
Борьбы России за выход к морю.
2)Образование Российского централизованного государства.
3) Борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость.
4) Закрепощения крестьян.
Ответ 4
Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
Монастырь.
Посад.
Скит.
Хутор.
Ответ 3
Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?
Ответ Медный бунт.
Окончательное закрепощение крестьян произошло в:
Ответ 1649 г
Соборное Уложение XVII было создано в:
1649 г.
1652 г.
1666 г.
1619 г.
Ответ 1649 г.
Найдите в тексте ошибки и исправьте их:
В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало ее осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного песнопения и др. Государственные власти не вмешивались в дела Церкви, но выражали симпатии противнику реформы протопопу Аввакуму.
Ответ патриарха Никона, исправление книг по древнегреческим образцам, креститься тремя пальцами, государственные власти вмешивались, но не оказывали поддержки старообрядцам.
Название «парсуна» означает:
архитектурный стиль
живописный портрет
артиллерийское оружие
документ о наделении землей
Ответ 2
Назовите основные тенденции развития архитектуры в XVII веке, что оставалось от XIII века, что появлялось новое, всего не менее 6 пунктов:
Ответ
Сохраняется по сравнению с XIII веком:
(Купола на барабанах.)
(Ярусность.)
(Сужение объема башен при устремленности вверх.)
Появляется новое, по сравнению с XIII веком:
(Уход от строгой симметричности).
(Окружности византийских образцов).
(Разнообразие форм).
(Декоративность, наглядность).
(Шатровые кровли).
Опишите быт боярина и дворянина XVII века:
Дом: ( люстры, ковры, зеркала, гравюры. Кровати, стулья.)
Одежда: (Шелк, сукно, жемчуг, драгоценности, шитье из золота и серебра. Шубы, шапки, сафьяновые сапоги, трости)
Еда: (Мясо- птица, рыба. Овощи- тыква, морковь, свекла, репа, капуста, огурцы, чеснок, лук. Фрукты- виноград, лимоны. Пряности.)
Какие события произошли во время правления Алексея Михайловича?
А) принятие Соборного уложения
Б) проведение Стоглавого собора Русской Православной Церкви
В) присоединение Левобережной Украины к России
Г) издание указа о приравнивании выслуженных поместий к вотчинам
Д) избрание Никона патриархом Русской Православной Церкви
Е) отмена местничества
Укажите верный ответ
1) АБЕ 2) АВД 3) БГД 4) БДЕ
Ответ 2
Установите соответствие между именами и деятельностью:
Имена Деятельность
1. Д. Пожарский А. руководитель народного движения
2. М. Скопин-Шуйский Б. военный руководитель второго ополчения
3. С. Разин В. противник церковных реформ патриарха Никона
4. Аввакум Г. полководец времен Смуты
Ответ 1- б, 2- г, 3- а, 4- в
Расположите в хронологической последовательности:
медный бунт
крестьянская война под предводительством С. Разина
движение под предводительством И. Болотникова
Соловецкое восстание против церковной реформы
Ответ 3, 1, 2, 4
Установите правильное соответствие:
Дата
Событие
1) 1670 -1671
А)принятие Соборного Уложения
2) 1662
Б) Соляной бунт
3)1649
В) Медный бунт
4)1648
Г) Смутное время
Д) Восстание С. Разина
Ответ 1- д, 2- в, 3- а, 4- б
Прочитайте отрывок историка И.М. Забелина и скажите о ком и о каком событии идет речь:
« Словно брешь пробил в стене, cдерживавшей напор колоссальных, пробудившихся в народе сил, -хлынули в Сибирь ватаги жаждущих свободы, суровых, но бесконечно выносливых и безудержно смелых людейОни совершенно терялись в огромной стране, населенной воинственными племенами; многие отряды действительно исчезли бесследно, но другие неожиданно всплывали на поверхность где- нибудь на новой, только что открытой реке, в богатой соболем краях, и – глядишь – уже стоит бревенчатый острожек на безлюдном высоком берегу Для нас, людей, живущих 400лет спустя, богатство Сибири – это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те далекие времена самым главным богатством были меха. Самым ценным мехом был соболь. Из этого меха шились царю и его приближенным шубы, шапки. В обмен на собольи шкурки из- за границы доставлялись драгоценности»
Ответ: ___Ермак, освоение Сибири____________ .
Дайте определение :
Мануфактура- (предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике)
Поземельная подать- (налог, исчислявшийся из количества закрепленной земли).
Опишите русско-турецкую войну, второй половины XVII века, по следующей схеме:
Дата (1676- 1681)
Повод (борьба за территории Украины)
Причина ( вступление Украины в состав России, возвышение Москвы, урегулирование отношений России и Речи Посполитой)
Мир/ перемирие (Бахчисарайский)
Итоги для России ( Турция признала переход в состав России Левобережной Украины и Киева на 2 года).
Сравните народные движения XVII века, найдите общее и различия, заполните таблицу:
Крестьянская война (С.Разин)
Соляной и Медный бунты
Соловецкое сидение
Общее
1. Время выступления ( вторая половина XVII века), время правления Алексея Михайловича.
2. Большая площадь охвата территории.
3. Участие во всех движениях беднейших слоев населения.
4. Подавление всех волнений войсками.
Различие
1. Причины
Экономические (введение налогов)
Социальные (закрепощение крестьян)
Экономические (введение налогов)
Религиозные (церковная
реформа)
2. Начало развития событий
Поход на Волгу, Астрахань
Москва
Соловецкий монастырь
3. Наличие лидера
Степан Разин
стихийно
Аввакум
4. Жертвы
Массовые жертвы, до 100тыс. человек
Ссылки, порки, казни
Убито 440 человек из 500
Шкала оценивания:
Задания
Количество
Цена одного задания
Закрытого типа
10
1 балл
Открытого типа
5
1 балла
Открытого типа, повышенной сложности
(на характеристику культуры, быта, воны)
3
5 балла
На соответствие и хронологию
4
2 балла
Работа с документами
2
2 балла
Определения
2
4 балла
* Таблица (задание повышенной сложности)
1
10 баллов
Всего
27
60 баллов
Баллы
Оценка
От 60 до 45
«5»
От 44 до 36
«4»
От 35 до 30
«3»
От 29 и ниже
«2»
4. Домашнее задание: параграф 12, найти в тексте учебника ответы на вопросы в конце параграфа.
Использованная литература: 1. История России конец XVI-XVII век. Поурочные планы по учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. Волгоград: 2011г.
Ишимова А.О. История России в рассказах для младшего возраста. М.: 1993г.
Петрова Т.В. История России 7 класс. Контрольно-тренировочные задания. Проверочные тесты.. Волгоград, 2010г.
Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории 6-11 класс. М.: 2001г.
15