Презентация «Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста»
«Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста» ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА – ОНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛЫХ ! РАЗВИТИЕ НАВЫКОВОБЩЕНИЯРЕБЕНКА РАЗВИТИЕЭМОЦИЙ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТ.ЭМОЦ.ФОНА ОВЛАДЕНИЕ РЕБЕНКОМРЕЧЬЮ, РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ СТИМУЛИРОВА-НИЕ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩИМЛЮДЯМ Развитие эмоциональной сферы ребенка раннего возраста Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и тд)Игры на развитие эмоцийПсихогимнастикаУпражнения на подражание, инсценировки, этюдыМузыкальные игры, потешки, песенкиНасыщение детской жизни эмоциями – подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т.п.Обыгрывание новых игрушекЧтение и обсуждение сказок, иллюстрацийЭлементы релаксацииОбучение приемам снятия напряжения – игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж Развитие средств общения малышей: ВопросыСловесные порученияАктивизация речи в бытуПобуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуацийРолевые игрыКоммуникативные игрыЧтение стихотворений, рассказывание сказокПодвижные игры с кричалками, песни-хороводыЗнакомство со считалками, мирилкамиИгры-драматизацииНаблюдения, опыты на прогулках, в д/саду Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»Моделирование ситуацийОбучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов Обучение способам снятия напряженияСопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказокПросьба оказания помощиПересказ любимого мультика друзьям и взрослымТелесно-ориентированные упражнения Коллективные развивающие игрыХороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театрСовместная творческая деятельность При дефиците внимания, общения взрослых организм ребенка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, при перестановке семейных ролей, выражении несогласия.Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания.Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге.Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, раннем помещении ребенка в ясли, чрезмерных ласках.Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врожденная речевая, моторная и коммуникативная недостаточность.Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания. ПЕДАГОГ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ:Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, образовательных потребностях родителей и способностях ребенка.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.В общении с детьми и родителями проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации .Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую, а роль педагога как их помощника.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию. Роль семьи в развитии общения малыша Культурные ценности семьиОбщая и психологическая культура родителейНациональные традиции семьиРолевые модели матери и отца по отношению к окружающимСтепень свободы и самостоятельности, предоставляемая ребенкуУсловия для развития Советы для родителей – чтобы ребенок рос общительным… Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь.Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и«ЗЛО» определять моральную ценность поступка.Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения.Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном. Литература: «Учимся общаться с ребенком» - М.,1993«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О.С.Ушаковой, М., 2000«Психология социальной одаренности» под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, М.,2009