«Формирование профессиональных умений и навыков в процессе индивидуального обучения вождению автомобиля»
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(МАОУ ДО ЦТТ)
Методические рекомендации
«Формирование профессиональных умений и навыков
в процессе индивидуального обучения вождению автомобиля»
Заварзин М.В., мастер производственного обучения МАОУ ДО ЦТТ
г. Лабытнанги. 2015 г.
Общее состояние системы обеспечения безопасности дорожного движения требует решения проблемы подготовки специалистов, способных на качественном уровне осуществлять основные виды деятельности в данной сфере: инженерно-техническую, педагогическую, социально-правовую.
Анализ структуры и содержания деятельности специалиста, работающего в сфере эксплуатации автотранспорта, показывает, что он должен владеть целым комплексом профессиональных качеств, обладать высоким социокультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом. Следовательно, система подготовки водителя должна обеспечивать формирование всех компонентов его профессионализма. Это требует разработки механизмов переноса основных положений методологии, проектирования образовательных систем в практику организации подготовки специалистов в сфере автотранспортного производства в условиях начального профессионального образования.
Я считаю, что задачей подготовки и переподготовки водителей является повышение их профессионализма, то есть водительского мастерства. В настоящее время пока еще нет даже лишь приближенного единого для всех людей и условий критерия соответствия всем требованиям эффективного и безопасного вождения. Существует необходимость понятия водительского мастерства или водительской непригодности. Экономические и социальные преобразования в современной России требуют от системы профессионального образования определения основных направлений развития и механизмов адаптации или модернизации в современных социально-экономических условиях, дающих новое видение роли образования в государственной политике. Возрастает необходимость ее научного и нормативного правового сопровождения, конструктивного использования российского и зарубежного опыта, учета общемировых тенденций развития экономики и характерных особенностей человеческих ресурсов. Профессиональное образование я рассматриваю как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов, обеспечения высокого уровня производительных сил.
На мой взгляд, задача организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей, дать им качественные знания правил и основ безопасности движения, сформировать у них умение водить автомашины днем и ночью в самых разных дорожных и метеорологических условиях, научить водителей определять технические возможности и правила эксплуатации автомобилей изучаемых марок. При возрастающих требованиях к подготовке водителей автомобилей, что обусловлено появлением новой техники и изменениями в правилах дорожного движения, необходимо совершенствовать методы обучения, повышать профессиональное и педагогическое мастерство руководителей курсов подготовки водителей, мастеров производственного обучения, инструкторов обучения вождению автомобилей. Как известно, обучение - это целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, специфическая форма отношений, обусловленная потребностью и необходимостью дальнейшего познания мира. Кроме того, обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется путем организации усвоения обучающимися научных знаний и определенных способов деятельности.
Для меня основными задачами обучения водителей являются следующие: передача и активное усвоение студентами социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение ею опыта предыдущих поколений, а с другой - формирует у нее потребность в дальнейшем познании мира.
Вышеперечисленные задачи соотносятся с образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения при подготовке водителей. Я считаю, что образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений и навыков, и возможности применения их на практике в процессе безопасного вождения. Воспитательная функция реализуется в процессе формирования у водителей ценностных ориентаций и убеждений при усвоении ими социально-культурного опыта, что во многом определяет успешность обучения. Развивающая функция обучения водителей проявляется уже в самой цели данного процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно - потребностной сферами. Опыт моей профессиональной деятельности показывает, что современная педагогическая наука должна рассматривать студента не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью его осознанности и самостоятельностью в приобретении им знаний. В процессе обучения вождению транспортных средств обучаемые должны приобрести, на мой взгляд, следующие основные качества:
– мастерство вождения автомобилей, которое достигается выработкой у обучаемых прочных навыков вождения, отличным знанием техники вождения, правил дорожного движения и их выполнением, постоянной бдительностью за рулем, умением быстро ориентироваться и своевременно принимать правильные решения в любой обстановке. Будущему водителю нужно научиться полностью, использовать технические возможности изучаемых марок автомобилей и умело управлять ими в любое время суток в различных дорожных и метеорологических условиях;
– экономичность вождения - это умение грамотно эксплуатировать автомобиль с наименьшей затратой эксплуатационных материалов и минимальным износом его материальной части. Для этого обучаемым необходимо уметь своевременно и правильно проводить контрольные осмотры перед выходом в рейс и в пути, ежедневно проводить техническое обслуживание автомобиля, обнаруживать и устранять неисправности. Неотъемлемой составной частью учебного процесса является приобретение умений и навыков, что является главным результатом обучения.
Умение - это знание в действии, например, умение выполнять на автомобиле поворот направо. Оно вырабатывается путем применения знаний правил дорожного движения в сочетании с опытом управления автомобилем при выполнении определенных маневров: своевременно включить соответствующий указатель поворота, при перестроении уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении, заблаговременно занять крайне правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Первоначально все это проделывается сознательно, в последующем - уже автоматически.
Навык - автоматизированное действие, выработанное упражнениями. Так, навык выполнения правого поворота на автомобиле вырабатывается неоднократными упражнениями сначала на одном и том же перекрестке улиц, а затем и на различных перекрестках. Полное формирование знаний, умений и навыков проходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие - осмысление - закрепление - применение. В процессе обучения, я считаю, необходимо использовать различные методы и приемы обучения, учитывая неодинаковый состав групп по возрасту и образованию, то есть перед руководителем занятий стоят разные задачи. Они должны учитывать сложившуюся окружающую обстановку для выбора маршрутов машин, состояние и количество учебного оборудования, расположение и размещение учебной организации. От общей и педагогической культуры, мастерства и профессиональных знаний людей, ведущих теоретические и практические занятия, зависит качество подготовки будущих водителей - как любителей, так и профессионалов. Поскольку главным в обучении вождению, на мой взгляд, является привитие будущему водителю прочных практических навыков безаварийного вождения и технического обслуживания автомобиля, инструктор играет одну из главных ролей в процессе обучения вождению.
Я как мастер должен иметь высокую профессиональную и методическую подготовку, высокий образовательный уровень, быть специалистом, воспринимающим все новое и передовое, обладающим чувством высокой личной ответственности за обучение вождению. Я должен быть примером для обучающихся вождению. А также быть честным, принципиальным, требовательным, трудолюбивым, скромным. Общение с мастером, пользующимся авторитетом и уважением, оставляет глубокий след в сознании обучающегося вождению. Отсюда понятно значение личного примера.
Инструктор по вождению, допускающий нарушения правил безопасности движения, пренебрегающий своими служебными обязанностями, исполнением гражданского долга, теряет моральное право делать замечания обучаемым. В результате между обучаемым вождению и инструктором по вождению возникает отчужденность, и инструктор уже не может полноценно исполнять свою роль. Чтобы научить обучаемого хорошо водить автомобиль, я сам должен быть мастером вождения, уметь не только разъяснить, но и образцово решить любую задачу и выполнить прием. Каждый мастер сам должен уметь выполнять специфические учебные задачи по преодолению препятствий на автодроме и на учебных маршрутах. Если у инструктора по вождению автомобилей нет надлежащего опыта, и недостаток этого опыта он пытается компенсировать напускной самоуверенностью, ослаблением самоконтроля, неоправданным риском, необходимо срочно разрывать все отношения с таким "инструктором по вождению". Иногда, наоборот, из-за неуверенности в себе мастер старается избежать отработки отдельных задач или элементов - у такого инструктора тоже не стоит обучаться вождению.
Мое профессиональное мастерство, кроме отличных навыков вождения, должно включать также хорошее знание устройства автомобиля, его обслуживания, правил и основ безопасности движения. Методическая подготовленность мастера слагается из знаний основ педагогики, психологии и методики обучения вождению, а также умения применять эти знания на практике.
Главное средство повышения мастерства обучающихся вождению - изучение и использование всего опыта передовых инструкторов по вождению. Передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля, я обязан прививать им чувство личной ответственности за соблюдение ПДД, воспитывать у учащихся такие качества, как дисциплинированность и аккуратность во время вождения, инициативность и решительность, твердость воли и смелость. Труд мастера производственного обучения нелегок. Но это не дает ему права на срывы и грубость. Между грубостью и требовательностью нет ничего общего. Умение быть требовательным, настойчивым и в то же время выдержанным - непременное условие успеха инструктора в процессе работы по обучению юношей вождению автомобиля. Однако требовательность не дает нужных результатов, если она не сочетается с вниманием к обучаемым, отзывчивостью и подлинной заботой о них.
В моем арсенале имеются различные средства воздействия на обучающихся (внушение, замечание, выговор и т. д.). Однако пользоваться ими следует умело, тактично. Кроме того, я должен постоянно требовать от обучаемого вождению неукоснительного выполнения правил дорожного движения и соблюдения безопасности. При вождении автомобиля ученик должен постоянно следить за показаниями приборов, контролировать на слух работу двигателя и других агрегатов и механизмов автомобиля, своевременно выявлять появляющиеся неисправности.
Во время занятий по обучению вождению замечания и указания я должен делать спокойно, кратко и доходчиво, избегать сложного построения фраз и многословия - необходимо придерживаться общепринятой технической терминологии. В случае, если обучаемый вождению делает одновременно несколько ошибок, мне необходимо объяснить ему причину наиболее существенной из них и добиться ее устранения, после чего исправить остальные. Без необходимости мне не следует вмешиваться в управление автомобилем.
Начиная с первых упражнений по обучению вождению, я должен разъяснять студентам требования «Правил дорожного движения» и учить соблюдать меры предосторожности. Например, мне следует обращать внимание на правильность открывания двери кабины и выхода на левую сторону автомобиля. При обучении троганию автомобиля с места и остановкам необходимо следить за своевременностью включения учащимся указателя поворота, за тем, как он наблюдает за объезжающим транспортом и т.д. При правильном обучении вождению выполнение отработанных ранее под моим руководством приемов рекомендуется по возможности повторять чаще. Необязательно заниматься повторением в начале занятия. В некоторых случаях выполнение отдельных приемов можно повторять в ходе дальнейшего обучения вождению. Следует подчеркнуть особо, что неправильно поступает тот мастер, который не уделяет внимания повторению и ограничивается только отработкой навыков, предусмотренных данным упражнением. Пристальное внимание мне необходимо уделять выработке у студентов вождению наблюдательности и способности запоминать маршрут. Для достижения этой цели я должен спрашивать обучаемого о дорожных знаках по пути следования, указателях, линиях безопасности и особенностях маршрута. Для выработки быстроты реакции по пути следования я должен подавать студентам неожиданные команды, при выполнении которых необходимо применять быстрое торможение, переход на пониженные передачи или маневрирование.
Обучение в широком смысле слова - это процесс передачи знаний мастером студентам. Целью обучения является приобретение учащимися знаний, умения и навыков.
Знание - способность воспроизвести в памяти приобретенную при обучении
информацию.
Умение - способность осознанно применять полученные знания на практике,
выполнять какую-то работу (операцию, прием).
Навык - это умение, доведенное тренировкой до автоматизма.
Получение знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения - приобретением навыков. Это относится, например, к изучению правил дорожного движения. Однако правила дорожного движения имеют определенную связь со вторым этапом обучения - умением, так как знание правил ведет обучаемого к умению применять их при управлении автомобилем.
Все три понятия - знания, умение и навыки - связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Наиболее тесно связаны между собой понятия «знания» и «умение». Знания и умение приобретаются рассказом (объяснением) и показом, навыки - только тренировками (упражнениями). Общая схема обучения управлению автомобилем в моей работе складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений). В основе деятельности человека лежит работа мозга. Внешние и внутренние воздействия вызывают в коре больших полушарий головного мозга процессы возбуждения (активная деятельность) и торможения (пассивное состояние), а также образование нервных связей. Деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию на то или иное воздействие. Информация поступает в мозг от мышц, выполняющих действие, а также при посредстве зрительных, слуховых и других ощущений. Быстрое изменение обстановки во время движения автомобиля вызывает у водителя необходимость ускоренной переработки информации, что, в свою очередь, определяет эффективность реакции. Чтобы успешно обучать управлению автомобилем, необходимо отчетливо представлять процесс формирования навыков, в основе которых лежат рефлексы (безусловные и условные). Если безусловные рефлексы являются врожденными, то в непосредственной связи с ними находятся рефлексы условные, развивающиеся в процессе жизнедеятельности, обучения и труда. Единство безусловных и условных рефлексов можно показать на следующем примере. Реакция водителя на возникшую опасность - рефлекс безусловный (защитный), а качественное его выражение (быстрота, точность оценки, оптимальное решение) – рефлекс условный, поддающийся тренировке наравне с другими психологическими функциями. Благодаря навыку действия становятся целенаправленными привычными, точными, экономичными. Привычные, отработанные до автоматизма навыки требуют меньших затрат нервной и мускульной энергии, повышают работоспособность, снижают утомляемость, обеспечивают способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям движения, предотвращать опасность. Навыки дают большое моральное удовлетворение в труде, делают его радостным, творческим, высокопроизводительным, безопасным. Они развиваются и совершенствуются вначале во время обучения, а затем – в процессе трудовой деятельности. При перерыве (даже многолетнем) навыки полностью не утрачиваются. Достаточно небольшой практики в управлении автомобилем, чтобы они восстановились. Успешное образование навыка неразрывно связано не только с учебным, но и воспитательным воздействием, морально-эмоциональными стимулами, психофизиологическими факторами. Прочные навыки - качественный показатель подготовки водителя. Привитие навыков безопасного и экономичного управления автомобилем - конечная цель и итог решения учебно-воспитательной задачи.
Процесс формирования навыков состоит из трех взаимозависимых и взаимосвязанных периодов:
1. начального - наиболее трудного, замедленного;
2. промежуточного - прогрессивного, отличающегося более быстрым развитием;
3. заключительного - завершающего развитие навыка на данной стадии подготовки.
Процесс формирования навыков неравномерен: вначале развитие навыков замедляется, затем убыстряется и в заключительном периоде сдерживается. Структура развития навыков будет понятна при рассмотрении ее в динамике по периодам. Об овладении навыком судят по показателям работы. Постоянное, а не случайное достижение качественных результатов характеризует устойчивость навыка, подготовленность к труду по данной профессии. В дальнейшем, в процессе самостоятельной работы, навык непрерывно совершенствуется.
В навыке может объединяться комплекс различных действий. В начале обучения учащийся настраивается на выполнение ряда последовательных действий. После многократных тренировок происходит автоматизация действий и объединение их в одно крупное. Навыки проявляются не только в движениях, но и при восприятии и распределении внимания. Навыки закрепляются в психике в виде обобщенных схем и связей, позволяющих по ситуации реализовать один и тот же навык по-разному. Благодаря такой гибкости реализации навыков возможен их перенос. Так, водитель грузового автомобиля может управлять легковым автомобилем. С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления автомобилем, развивается умение выбирать способы действия с учетом меняющихся условий движения, уверенно ориентироваться в сложной обстановке, т. е. все то, что называют мастерством управления автомобилем, к чему курсант подготавливается в ходе учебно-воспитательного процесса. В системе «водитель – автомобиль - среда» главным элементом с точки зрения безопасности дорожного движения является водитель. Он воспринимает необходимую информацию об условиях движения, окружающей обстановке, перерабатывает ее и воздействует на транспортное средство через органы управления. От мастерства и личных качеств водителя зависит безопасность дорожного движения. Личные качества водителя, от которых зависит БДД, условно можно подразделить следующим образом:
-интересы и цели, которые он перед собой ставит, то есть его определенная социальная направленность:
- знания и умения;
- психофизиологические особенности.
Наиболее подходящим для водителя считается сильный, уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности, способный на быструю смену процессов возбуждения и торможения. Для водителей, не попадавших в ДТП, характерны дисциплинированность, уравновешенность, рассудительность, решительность, упорство, находчивость. Управляя автомобилем, водитель вынужден воспринимать и быстро реагировать на большое количество зрительных, звуковых и других внешних воздействий. На него действует разнообразные факторы: высокая скорость движения, прямолинейные и радиальные ускорения, неблагоприятные условия работы при плохой видимости, ослепление светом фар встречных автомобилей, утомление, шум, вибрации, неудовлетворительный микроклимат кабины или неудобное сиденье. Беспрерывное изменение во время движения дорожной обстановки заставляет водителя все время находиться в состоянии настороженности и готовности к немедленным действиям. Все это требует физической полноценности и способности к очень быстрым действиям для предотвращения ДТП. Поэтому к управлению автотранспортом допускаются лица, удовлетворяющие психофизиологическим требованиям, предъявляемым к профессии водителя.
Водитель в процессе работы взаимодействует с автомобилем, дорогой, пешеходами, а также находящимися на дороге транспортными средствами, неподвижными предметами и, кроме того, должен учитывать возможные ошибки или нарушения правил дорожного движения со стороны других участников дорожного движения. Получая информацию, водитель перерабатывает ее, принимает решение и осуществляет его. Расчет движения автомобиля - сложное качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера и осмотрительности.
Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и обработку информации, является внимание. Невнимательность квалифицируется еще и как проявление недисциплинированности. От внимания зависит успех любой деятельности человека. Внимание - это сосредоточение сознания на каком-либо конкретном объекте или явлении с одновременным отвлечением от всего остального, выделение главного из определенного количества информации. Внимание характеризуется несколькими факторами. К важнейшим из них относятся объем, распределение, переключение, концентрация и устойчивость. Задача водителя не в том, чтобы все видеть, а в том, чтобы видеть все, что необходимо в данный момент. Водитель может держать в центре внимания несколько объектов или одновременно выполнять два действия или более, добиваясь успешного результата, - это способность распределения внимания. Водитель должен одновременно быстро воспринимать ДТС, выполнять необходимые действия по управлению транспортным средством, прогнозировать развитие дорожной обстановки на ближайшее время. Скорость и точность действий водителя в условиях современного интенсивного движения зависят от его способности переключать внимание, то есть быстро менять объекты, на которые направлено внимание, или от скорости перехода от одних видов деятельности к другим. Переключаемость внимания у различных людей различна и зависит от подвижности их нервных процессов. Медленная переключаемость внимания свидетельствует об инертности протекания психических процессов.
Реакция. Важным показателем состояния водителя является его время реакции на внешние сигналы. Время простой реакции водителя отражает его психомоторные способности, в некотором роде скоростные и координационные характеристики и не может претендовать на полноту описания мастерства водителя автомобиля по выходу из КДТС. Моторный период определяется скоростью перемещения органа тела человека и характеристиками объекта, на который он воздействует. Сложная реакция водителя встречается на практике более часто, так как водитель должен производить выбор своих действий по управлению автомобилем в зависимости от дорожной ситуации. Сюда входитвыбор номера передачи, скорости движения, угла поворота рулевым колесом, торможения. Сложная сенсомоторная реакция водителя состоит из двух периодов - латентного и моторного. Моторный период характеризуется реализацией решения, принятого в результате переработки информации в период латентный. Время реакции водителя при появлении препятствия на дороге состоит из следующих слагаемых:
- передача ощущения от органа чувств (глаза, уха) в мозг. Этот процесс у здорового человека занимает 0,15-0,30 секунды;
- преобразование ощущения во впечатление, сопровождающееся чаще всего растерянностью, удивлением, испугом. Эта часть времени реагирования составляет 0,15-0,20 секунды;
- осмысление опасности и принятие решения - 0,2-1,5 секунды;
- передача мозгом «команды» двигаться рукам и ногам. Эта часть времени реагирования длится 0,1-0,2 секунды.
От времени реакции водителя на происходящее во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении.
Одной из самых опасных и непростительных причин ДТП является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое, как правило, заканчивается тяжелыми происшествиями. Даже небольшие дозы алкоголя вызывают отрицательное воздействие на психические функции: ухудшается внимание, теряется способность к точности расчета, появляется беспечность и замедляется быстрота реакции. Наиболее опасным для водителя является замедление времени реакции, которое находится в прямой зависимости от содержания алкоголя в крови. Появляются расстройство координации и несогласованность движений. Действие алкоголя (принятого даже в небольших дозах) весьма продолжительно. Если время реакции трезвого водителя в среднем не превышает 0,8-1,0 секунды, то у выпившего спиртное оно бывает в 3-4 раза больше. Быстрота же реакции развивается на основе внимательности, наблюдательности, глазомера, осмотрительности, расчета движения. Курсантам полезно усвоить практическое значение понятий «время реакции», «точность реакции», «путь за время реакции».
Рассматривая реакцию как ответное действие на усложнение обстановки движения или внезапно возникшую опасность, мастер добивается не только быстроты, но и точности. С этой целью реакцию учащегося тренируют в системе «оценка - решение – действие». Он должен быть подготовлен к тому, чтобы изменить первоначальное решение, если оно окажется ошибочным или того потребует складывающаяся ситуация. Необходимо твердо усвоить, что в случае возникновения опасности водитель обязан принять меры к остановке. А если это невозможно по условиям движения, например, на скользкой дороге, то принять другие предупредительные меры.
Способность к быстрой реакции и выбору оптимального решения прививается путем обучения активным действиям:
- педалью ножного тормоза (для экстренной остановки автомобиля при возникновении опасности);
-рулевым колесом (уводящий поворот вправо, в крайнем случае - влево при угрозе наезда, столкновения);
- ручным тормозом (также в случае отказа ножного тормоза);
- рычагом коробки передач, педалями дросселей и сцепления (при быстром переходе на низшую передачу для остановки автомобиля, так же, как в случае отказа ножного тормоза);
-переключателем света (для предупреждения ослепления водителя встречного транспортного средства, а также включением ближнего или дальнего света ввиду неясности обстановки в условиях ограниченной видимости);
- включателями обмыва ветрового стекла и стеклоочистителя (при загрязнении стекла) и т.пВосприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отражаемого. Восприятие зависит от чувствительности органов чувств,внимания, способностей и умственного развития, опыта и знаний, умения человека последовательно воспринимать и оценивать окружающую действительность. Восприятие пространства, осуществляемое посредством зрительных, вестибулярных, двигательных и кожных ощущений, - также одно из основных качеств водителя движущегося транспортного средства. Восприятие пространства дает водителю возможность оценивать положение собственного тела и окружающих предметов в пространстве, определять расстояние до этих предметов.
Представления - это образы отражаемых в сознании предметов, явлений, процессов. Зрительные представления сопутствуют многим глазомерным оценкам, особенно в сложных условиях, например, при движении автомобиля задним ходом, при разворотах, проезде ворот и т.п. Водитель может мысленно представить себе продолжение дороги за крутым поворотом, при движении с ограниченной видимостью и т.д. Зрительные представления помогают точнее определять форму предметов на дороге, особенно при их контурной различимости. Роль зрительных представлений повышается в условиях ограниченной видимости и обзорности, с наступлением темноты, во время снегопада, сильного дождя, пыльной бури и т.п., а также на незнакомой местности, на горных дорогах, при переправах вброд и т.д. Определению предметов по их шумовым характеристикам помогают слуховые представления. Не менее важны двигательные представления.
Наблюдательность - качество, позволяющее учащемуся быстро оценивать обстановку с точки зрения условий и безопасности движения. Наблюдательность развивается на основе внимательности. Быть наблюдательным - значит оценивать складывающуюся обстановку не только впереди, по сторонам, но и позади автомобиля.
Глазомер - качество, определяющее способность визуально, на глаз, оценивать неподвижные и подвижные объекты, линейные величины, габаритные размеры, скоростные параметры, расстояние до пешехода, безопасные дистанции и интервалы и другие признаки, характеризующие обстановку движения, ее изменение или усложнение. Важно согласовывать скорость управляемого автомобиля при совместном движении с другими транспортными средствами.
Для этого необходимо, прежде всего, пользоваться показаниями спидометра. Не следует пренебрегать и такими зрительно-звуковыми характеристиками, как скорость кажущегося перемещения поверхности дороги, мелькание придорожных предметов, появление и исчезновение в поле зрения транспортных средств, пешеходов, уровень шума двигателя, шин, воздуха и т.п.
Для наиболее полного представления о скоростных параметрах мастер демонстрирует учащимся скорость на каждой из передач, максимальную (в безопасных условиях) и экономичную, особо отмечая возможность «привыкания» к высокой скорости и ослабления в связи с этим чувства опасности, защитных реакций. Для развития динамического глазомера учащиеся, кроме скоростных параметров, оценивают расстояния в движении. Наиболее сложный элемент развития динамического глазомера - определение скорости приближающегося сзади или встречного автомобиля, что связано с такими оценочными параметрами, как расстояние и время.
Осмотрительность - качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера. Прежде чем выполнить действие, связанное с движением автомобиля, надо убедиться в том, что это действие не создаст помех для других участников движения. Чем сложнее обстановка, чем хуже видимость, тем более необходима осмотрительность, что, прежде всего, относится к движению задним ходом, обгону, встречному разъезду развороту проезду ворот, перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов и пр. Осмотрительность - обязательная мера предосторожности, которая должна стать для учащегося потребностью. При современных скоростях движения транспортных средств решающее значение имеет предусмотрительность. Быть предусмотрительным - значит предвидеть возможны изменения обстановки и своевременно принимать меры, исключающие опасные последствия. Если, приближаясь к перекрестку, боковому проезду или выезжая из ворот, учащийся снижает скорость - он поступает предусмотрительно. Заметив то или иное изменение обстановки движения, учащийся в качестве предупредительной меры отпускает педаль дросселя, вызывая замедление скорости автомобиля, что означает «Вижу пешехода на дороге», «Вижу знак», «Вижу сигнал светофора», «Вижу автобус (троллейбус) на остановке», «Слышу специальный сигнал» и т. п.
Осторожность характеризуется умением соизмерять свои намерения, действия и скорость автомобиля с требованиями безопасности, условиями движения. Воспитание осторожности при обслуживании и вождении автомобиля – первостепенное условие дисциплинированности. Точный расчет позволяет учащемуся выбирать безопасную скорость в зависимости от условий движения определять возможность продвижения автомобиля в различной обстановке. Чтобы не допустить опасных последствий, расчет учащегося корректируется мастером с разбором допущенных ошибок. Известны случаи, когда водитель, разъезжаясь со встречным автомобилем на узкой дороге, вместо того, чтобы отклониться вправо, непроизвольно поворачивает рулевое колесо влево, т.е. в сторону встречного автомобиля.
Ощущение - это отражение свойств объективной действительности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вибрационные, двигательные, ощущения равновесия, мышечно-суставные (приложения усилий) и др. Совокупность этих ощущений воссоздает более сложные познавательные процессы: восприятия, представления.Ощущения по своей форме и степени достоверности субъективны, поскольку обусловлены индивидуальными особенностями человека. Они зависят от опыта, профессиональных знаний, интересов, способностей и других черт, а также от психического состояния человека. В обеспечении безопасного управления автомобилем главная роль отводится зрительным ощущением. Они позволяют определять и оценивать освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность.
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, координировать движения, уверенно действовать в дорожных ситуациях. Ясность видения в различных частях поля зрения неодинакова: острее - в центре, слабее - по краям. Отсюда названия - зрение центральное и периферическое, или боковое. Возможность обозревать дорогу в поле зрения обусловливается подвижностью глаза. Чтобы лучше разглядеть тот или иной предмет на дороге, взгляд переводят. Часто бывает так, что учащемуся необходимо убедиться в отсутствии опасности сзади, слева или справа. В этом случае он поворачивает голову, что связано с понятием «время поворота головы» и «путь за время поворота головы». Однако обучающийся должен понимать, что прекращение зрительного контакта с дорогой перед автомобилем более чем на 1 секунду может стать опасным.
В определенных условиях местности и освещенности при переутомлении возможно явление, известное под названием оптической иллюзии - обмана зрения. Искажение перспективы в тумане, на горных дорогах и т.п. также приводит к обманчивости зрительных ощущений. Профессиональный характер зрительных ощущений заключается в том, что в сфере направленного внимания учащийся должен на дороге все видеть, все замечать и ничего не упускать из виду, периодически обращаясь к показаниям контрольных приборов па переднем щитке и к отражению в зеркале заднего вида. С ограничением зрительных ощущений (по условиям видимости и т.п.) скорость снижается. Особо важную роль в работе водителя играет хорошее зрение. Все другие анализаторы для восприятия каждого вида ощущений уступают ему в количестве воспринимаемой информации. Благодаря зрению человек получает около 90% информации об окружающем мире. Зрение для водителя - важнейшее из ощущений, с помощью которого человек получает представление о величине, форме и цвете предметов, их возможном расположении, расстоянии до них и таким образом ориентируется в окружающей обстановке.
При управлении автомобилем водитель оценивает его положение на дороге: расстояние от тротуара или обочины; расположение продольной оси автомобиля вдоль дороги; ширину дороги или въездных ворот; расстояние от препятствий или места остановки; расстояние между препятствиями. Точность этих восприятий обеспечивает мастерство управления автомобилем. Водителю необходимо иметь объемное поле зрения. От него зависит количество объектов, которые водитель может воспринимать одновременно. Чем больше горизонтальные и вертикальные углы поля зрения, тем большую информацию воспринимает водитель.
На втором месте после зрения по важности для водителя находятся слуховые ощущения. С помощью острого слуха водитель ясно слышит передаваемые ему или принимаемые им звуковые сигналы, выделяет тембр из общего фона. Слуховые ощущения имеют немаловажное значение в безопасном управлении автомобилем. Воспринимая внешние и внутренние шумы, учащийся должен различать шумы, характеризующие отклонения от нормальной работы двигателя, возникновение опасности, а также звуковые сигналы, обязательные для «исполнения» (сирена специального автомобиля, звонок или гудок на железнодорожном переезде, свисток регулировщика, указания по радио и т. п.).
К другим ощущениям относят: обонятельные ощущения (восприятие острых запахов бензина, электролита, горящих материалов, перегретого масла и т. п.); кожные ощущения (ощущения прикосновения, тепла или холода, боли); двигательные ощущения, сигнализирующие о степени сокращения мышц и положении частей тела, что имеет значение при выборе правильного положения за рулем, а также положения рук и ног на рычагах и педалях и т.д. Сочетание кожных и двигательных ощущений дает осязательные ощущения, позволяющие заменить зрительный самоконтроль суставно-мышечным; - ощущения равновесия (на крутых поворотах, при боковых кренах автомобиля, на горных дорогах и т. п.).
Система организации индивидуального обучения, используемая мною в процессе подготовки автоводителей, способствует увеличению учебных возможностей учащихся, повышению уровня знаний и профессиональных умений, воспитанию интереса к выбранной профессии, а также безаварийной работе на дороге Анализ текущей и промежуточной успеваемости показывает, что профессиональные умения и навыки учащихся соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по профессии «Водитель». Качество профессиональных знаний и умений подтверждается результатами итоговой квалификационной аттестации.