Геологическое строение и рельеф Африки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Тема урока Геологическое строение и рельеф Африки
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Знать геологическую историю Африки, объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; показывать на физической карте основные формы рельефа Африки; объяснять размещение полезных ископаемых на материке. Работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, работать с текстом, составлять логические цепочки, таблицы, схемы. Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке Эфиопское нагорье, нагорья Ахаггар, Тибести, Восточно-Африканское плоскогорье, Альпийско-Гималайский складчатый пояс, Атласские горы, капские горы, Драконовы горы, вулкан Килиманджаро, вулкан Камерун, котловина Конго, впадина Ассаль, пустыня Сахара, пустыня Калахари, Восточно-Африканский разлом или Рифтовая долина; рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.Вид используемых на уроке средств ИКТ компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio, система тестирования MimioVoteОбразовательные интернет-ресурсыhttp://www.vokrugsveta.com/http://nature.worldstreasure.com/http://kenyawebcam.co/cam.pl?cam=kanzicamhttp://ru.wikipedia.org/wiki/
Оборудование Настенные карты: «Физическая карта Африки», «Строение земной коры», атласы, контурные карты, маршрутные листы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока Деятельность учителя
Деятельность обучающихся1. Организационный момент Приветствие учащихся, проверка рабочих мест
Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.
Внимательно проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ли на месте?Всё ли в порядке?Ручка, учебник и тетрадка?
На уроке будь старательным,Будь спокойным и внимательным.Все пиши, не отставая,Слушай, не перебивая.Говорите четко, внятно,Чтобы было все понятно.Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места
2. Проверка знаний по ранее изученному материалу.
Цель: определить уровень усвоения обучающимися ранее изученной темы. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительному континенту, по самому жаркому материку планеты – Африке. Но прежде чем отправиться в путешествие, я хочу узнать, какие уже знания у вас имеются по изучаемому материку.
Работа у интерактивной доски:
- Игра «Географическая цепочка» (на знание номенклатуры) (слайд 1)
- Установить соответствие между путешественником и его открытием (слайд 2)
Географический диктант (слайд 3) – диктант выполняется с помощью системы тестирования MimioVoteКритерии оценки мы с вами видим на доске (слайд 4): 90-100% - «5»
70-80% - «4»
50-60% - «3»
менее 50% - «2» Обучающиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, класс следит за правильностью выполнения.
Обучающиеся получают пульты и выполняют диктант, каждый сразу видит свой результат
3. Актуализация знаний.
Цель: создать условия мотивации знаний по теме. Молодцы! Я вижу, что класс готов продолжить путешествие по Африке. У каждого из вас на столе лежат маршрутные листы, в которых вы будите фиксировать свою деятельность на уроке.
Вспомните:
- Что такое рельеф?
- Какие формы рельефа вы знаете?
- Что такое полезные ископаемые?
- Какие виды полезных ископаемых существуют?
- Как связано размещение полезных ископаемых с формами рельефа?
(слайд 5) Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга.
4. Создание проблемной ситуации.
Цель: создать условия для перехода к изучению нового материала. А теперь из предложенных предложений выберите те, которые вы считаете, характеризуют Африку (слайд 6):
- занимает по площади второе место в мире;
- омывается четырьмя океанами;
- самый жаркий материк;
- самый большой материк;
- в рельефе преобладают равнины;
- экватор пересекает материк почти посредине.
Какое предложение об Африке вызвало затруднение?
Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Итак, тема нашего урока «Геологическое строение и рельеф Африки» (слайд 7)
Запишите тему в свой маршрутный лист. Обучающиеся выбирают правильные высказывания об Африке, называют их.
Вступают в диалог с учителем, выявляют затруднение, проговаривают и осознают его.
Высказывают свое мнение, формулируют тему урока.
Записывают тему урока в маршрутные листы.
5. Целеполагание.
Цель: постановка познавательной задачи для формирования рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. Посмотрите внимательно на физическую карту Африки:
Как вы думаете, почему в Африке нет крупных горных хребтов?
Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (диалог по определению последовательности действий, их направленности, определение цели и плана урока) (слайд 8)
Как вы думаете, какие карты нам сегодня понадобятся? Проявляют познавательную инициативу, осознают возникшие затруднения, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности, осуществляют выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания. Фиксируют проблемный вопрос урока и цель урока в маршрутные листы.
Физическая карта Африки, карта строения земной коры.
6. Изучение нового учебного материала.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению. Разнообразие природы Африки связано не только с её географическим положением, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка.
Вспомните, частью какого древнего материка была Африка?
Какие ещё материки образовались в результате раскола Гондваны? (слайд 9)
А теперь поработаем с картами. Откройте атлас на с.6-7. (слайд 10)
Что лежит в основании материка?
Обратимся к физической карте Африке, с. 26 атласа. Равномерно ли по территории материка размещаются различные формы рельефа?
Какие формы рельефа преобладают в Африке?
Какие виды равнин? Какова их высота? Покажите их на карте.
Есть ли в Африке низменности?
Есть ли в Африке горы? Назовите и покажите их.
Определите, где на материке расположена самая высокая точка? Назовите и покажите её.
(слайд 11)
Определите точку с наименьшей высотой. Назовите и покажите её (слайд 12).
Промежуточное закрепление: игра «Расставь географические объекты на карте» (работа у интерактивной доски) (слайд 13)
Есть ли на материке такие же высокие горы как на территории Евразии?
Назовите основную причину формирования различных форм рельефа на поверхности Земли.
Если в Африке преобладают равнины, какой можно сделать вывод?
На какие две части по преобладающим высотам можно разделить Африку?
Сравнив тектоническую и физическую карты, сделайте вывод: какие формы рельефа соответствуют древним платформам, какие – складчатым областям?
На основании этого вывода заполните в маршрутных листах таблицу, работая в парах (слайд 14)
Проверим заполнение таблицы (слайд 15)
Обратите внимание на то, что в восточной части материка складчатые структуры и водные бассейны – озера и реки (то есть углубления в земной поверхности) имеют меридианальное направление, то есть вытянуты с севера на юг. Как можно объяснить этот факт?
Давайте проверим наши предположения и обратимся к учебнику, с. 158-159.
ФИЗМИНУТКА
Африку по праву считают кладовой мира: в её недрах обнаружены промышленные залежи стольких металлов, что они могли бы заполнить всю таблицу Менделеева. Действительно ли так богата Африка полезными ископаемыми?
Исследуя физическую карту Африки, определите месторождения полезных ископаемых осадочного, магматического происхождения, драгоценных металлов, алмазов. Заполните таблицу в вашем маршрутном листе.
Какая взаимосвязь существует между расположением полезных ископаемых и рельефом? Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга.
Заполняют схему в маршрутном листе.
Африкано-Аравийская платформа.
Нет, южная и восточная части выше, а северная и западная – ниже.
Равнины.
Плоскогорья и нагорья.
Территория бассейна реки Конго, на севере у побережья Средиземного моря, в районе озера Чад.
Да, есть.
вулкан Килиманджаро, 5895 м.
оз. Ассаль, -157 м.
Обучающиеся на интерактивной доске определяют местоположение географических объектов.
Нет.
Движение литосферных плит.
Материк не испытывал активного движения литосферных плит.
Северную и Западную – низкую Африку. Восточную и Южную – высокая Африка.
Древние платформы – равнины, складчатые пояса – молодые и старые горы.
Работают в парах, заполняя таблицу.
Проверяют правильность заполнения.
Обучающиеся выдвигают свои предположения.
Работают с учебником, делают вывод (учебник «География. Материки и океаны» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, в двух частях. – М., «Русское слово», 2014)Слушают учителя.
Определяют месторождения, фиксируя результаты в маршрутном листе.
Равнины – осадочные, складчатые области – магматические.
7. Закрепление учебного материала – применение нового знания.
Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний. А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу №10 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых» (слайд 16) (Приложение 1).
Перед выполнением работы вспомним основные требования по заполнению контурной карты, необходимые именно для этой работы (слайд 17) Слушают учителя, выполняют практическую работу.
8. Рефлексия (итог урока)
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Учитель предлагает вспомнить тему и цель урока, проблемный вопрос урока (слайд 18)
Как мы поработали на уроке? Справились с поставленной целью?
Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Почему в Африке нет крупных горных хребтов?
С каким настроением вы сегодня уходите с урока? Нарисуйте смайлик на маршрутном листе.
Учитель благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся. Выставление оценок за урок в журнал.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отвечают на проблемный вопрос урока. Высказывают оценочные суждения, отмечают успешные ответы.
9. Домашнее задание.
Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения познавательных интересов. Учитель предлагает записать домашнее задание в дневник, конкретизируя его, чтобы оно было понятно всем учащимся (слайд 19):
параграф 21
выучить номенклатуру
в тетради ответить на вопросы 1,2 с. 161 учебника, рубрика «От теории к практике»
* Провести заочное путешествие по параллели – 100 с.ш. или меридиану – 100 в.д. Описать рельеф и полезные ископаемые, которые встретятся на пути.
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Урок окончен. До свидания. Записывают домашнее задание в дневник.
Список используемых интернет-ресурсов:
http://www.proshkolu.ru/http://www.openclass.ru/http://festival.1september.ru/http://pedsovet.org/Список используемой литературы:
1. «География. Материки и океаны». Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, в двух частях. – М. «Русское слово», 2014
2. «Поурочные методические разработки к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. 7 класс» Л.В. Пацукова, -М., «Русское слово», 2013