Как выявляются «талантливые трудяги» и каким образом развивать их способности.
Как выявляются «талантливые трудяги» и каким образом развивать их способности.
Из опыта работы учителя биологии
МБОУ СОШ № 6 г.Югорска
Галимовой Н.М.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволяет развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Я преподаю биологию. Свою систему работы со школьниками, имеющими повышенную мотивацию к изучению предмета, кратко могу назвать аббревиатурой ОРВИ (ОРВИ как вирус, поражающий иммунитет, так и творчески работающий учитель «поражённый» своим предметом старается «инфицировать» своих учеников.)
ОРВИ – это задачи учителя-
Определить
развивать
вовлечь
использовать
Итак , первая моя задача - определить или выявить наклонности и желания. Каждый ребенок одарен в какой-либо предметной области. Их только надо уметь выявить. Ученик без учителя этого сделать не сможет , поэтому, зная возрастные особенности проявления одаренности надо ему помочь. По моему личному опыту, таких детей нужно заметить уже в 5-6 классе, когда они впервые приходят к тебе на урок.
Для этого необходимо уроки естествознания сделать очень увлекательными и насыщенными. В условиях возросшей информированности во многих областях науки и техники у современного школьника труднее, чем у школьника недалёкого прошлого, вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это обязывает педагога искать пути, методы, приёмы, которые позволили бы активизировать познавательную деятельность ученика.
Да, сложно взять на себя груз ответственности и заявить - этот ребенок одарен, а этот нет. ( кстати, мне лучше нравится понятие «талантливые трудяги», чем одарённые) Я, как и многие, начинаю с наблюдения - используя различные приёмы, внимание своё обращаю на любознательность, стремление расширить границы своего знания по моему предмету, творческий потенциал и трудолюбие.
Любознательность и особый интерес к предмету составляет точку отсчета в развитии каждого - поэтому таких учеников сразу «беру на заметку». Интересующиеся предметом,
заметны среди других детей своей творческой активностью, постоянно задают вопросы уже в ходе объяснения нового материала, стараются вставить свои знания при закреплении. Поэтому вопросы репродуктивного характера ( что, где, когда) рассчитаны не для этих учеников , зато у учителя всегда в запасе –почему, зачем и как?
Например:
1.Всем нравится, когда им дарят букеты живых цветов, но я бы не хотела получить в подарок букет из самых больших цветов в мире. Почему? 6 класс
2.Династия Габсбургов (монархи всей Европы 17в) предлагала арабскому шейху
свои полцарства за один единственный орех, но увы… Что это за орех и почему его так хотели заполучить Габсбурги . 6 класс
3.В цикле рассказов Паустовского «Чёрное море» рассказывается про пароход «Днепр», который оказался разорванным пополам от….. Один из матросов говорит «….Чего квакаете без понятия! Это дело научное. Вы бы постыдились серость свою показывать перед всем Черным морем. Нашлись, какие разумные — над наукой смеяться!». Узнайте, что случилось с теплоходом «Днепр» и причём тут наука?6 класс
С удовольствием учащиеся выполняют мини проекты, домашние опережающие задания, где требуются знания по другим предметам ,логическое мышление, умение видеть проблему. Например: мини проекты по темам «Как животные приспособлены к выживанию в неблагоприятных условиях», «Приспособления растений к неблагоприятным условиям», «Способы питания животных». В работах таких детей обязательно есть интересные и любопытные факты, гипотезы, нестандартные аргументации.
Надо обратить внимание на такой факт, что любознательность не подкреплённая работоспособность , не даёт положительных результатов .Талантливые трудяги, как правило, обязательно находят себя. А вот просто любознательные, не любящие напрягаться часто гаснут, не успев разгореться. Допустим, ребенок соответствует многим критериям одаренности, но нет у него силы воли, элементарной усидчивости. Кажется всего лишь досадная мелочь, но она может погубить все задатки таланта. Перефразируя Пушкина, можно сказать: гений и лень – две вещи несовместимые.
Следующим этапом моей работы – является развитие
Разглядев среди других детей «будущего ботаника» необходимо постараться не упустить его и правильно организовать с ним свою работу, чтобы ребенок был заинтересован в том, чтобы учиться и развиваться дальше.
Одаренных детей отличает способность выполнять программные задания быстрее, чем одноклассники. Поэтому в течение всего урока они должны быть вовлечены в активный творческий поиск – это и использование индивидуальных творческих заданий, логических упражнений, даже помощь учителю в проведении опроса, устного зачёта, консультаций.
Особо мне нравится подбрасывать проблемные вопросы по изучаемой теме. Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся использую различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:
1. Способ аналогий (опираясь на имеющийся у учащихся житейский опыт, актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач)
Почему букет из полевых цветов долго стоит в вазе, а весенний букет из сирени с черёмухой вянет через несколько часов? 6 класс
Почему заблудившийся путник обычно уклоняется влево и часто возвращается на прежнее место? 8 класс
2. Индуктивный, аналитико - синтетический способ (самостоятельно исследуют явления , факты и делают необходимые научные выводы)
В ходе практической работы, исследуя семена подсолнуха, клубень картофеля и пшеничную муку выявляют органические вещества – белки, жиры, углеводы.6 класс
Исследуя плазмолиз и диплазмолиз , делают вывод о необходимости соблюдения правил принятия солевых ванн .9 класс
3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе анализа изучаемого материала.
Однажды шах решил посмотреть, кто из его подданных сумеет за год лучше всех откормить кошку. Вместе с кошкой они получали корову, молоком которой и надо было кормить кошку. Ходжа Насреддин решил попытать счастья и весь год кормил молоком не кошку ,а свою семью. Через год шах увидел среди раскормленных кошек одну тощую и ободранную и возмутился. А Ходжа заявил: «А что за животное ты мне дал? Она же не пьёт молока! Попробуй, покажи ей молоко!» Шах попытался – кошку как ветром сдуло при виде миски с молоком. Как это удалось Насреддину? 8 класс
4. Сообщение парадоксального факта.
Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.
Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Христиан Бернард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.
Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?
5. Создание проблемной ситуации на основе исторических фактов, выдвижение гипотез, предположений.
Индейцы Америки, воюя с бледнолицыми, ночью часто передвигались в лесу гуськом - след в след. Для того, чтобы идти гуськом, желательно дать видимый ориентир, например, свет, идущему сзади. Но это может обнаружить неприятель. Как быть?
В 1646 году в роскошном замке миланского герцога Л.Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворяющий собой «золотой век» Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика – мальчик заболел и умер. Причина смерти мальчика долго оставалась непонятной. Ваши предположения.
6.Любого ученика можно заинтриговать решением ТРИЗ (которые собираю при чтении научно – популярной литературы уже в течении многих лет)
ТРИЗ «найти зарплату»
"Я свою зарплату матери отдаю. Да вот беда - старая она - уже склероз. Деньги положит, а потом забудет - куда. Не знаю, что и делать. Как отыскать их?"
Подсказка : Деньги сами покажут, где они лежат. Используйте посредник, который укажет, местонахождение денег.
Ответ : "Так я вот что придумал: перед тем как отдавать, поливаю их густо валерьянкой. Она прячет, куда ей нужно. А если надо взять, то приманиваю в дом кота - и он сразу на запах идет. Деньги себе, а кота на улицу". Журнал "Новый мир", "Аптекарь", 1988 г., N 6
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Приступая к планированию, обязательно анализирую содержание каждого урока с точки зрения допустимости и возможности включения в него информационных технологий. Учитель должен идти в ногу со временем и умело вовлекать информацию интернет – сайтов в познавательный процесс.
С одарёнными детьми работать очень интересно и "трудно". Трудно в плане того, что на урок необходимо готовиться по трем частям (личностно – ориентировано ) на каждую категорию детей и в любой момент могут задать «каверзный вопрос». Поэтому необходимо постоянно пополнять свой научный багаж. А интересно в плане того – что у них всегда куча вопросов – то они прочитали, то услышали, то увидели , то как объяснить такой факт…..поэтому моя следующая задача – вовлечь их к себе на дополнительные занятия. Конечно, базовые знания являются основой для творчества ,но с уменьшением часов на дисциплины естественнонаучного цикла времени на творчество особо не хватает, как бы программу выдать! Поэтому легче заниматься творческой работой в системе дополнительного образования .
Мне, наверное, просто повезло, по другому не могу объяснить, но уже 2 года мне дают индивидуальные часы для работы с одаренными детьми. Теперь мы можем заниматься официально и на подготовку есть время. Составила программы индивидуально – групповой работы «Биоэрудит» для 6, 7, 8 классов. Моя работа начинается с отбора материала для занятий – в первую очередь использую материалы конкурса «Познание и творчество», «Креативный тур», «Тайны живой природы», «Экспресс тур» (участвуем в данном проекте уже 8 лет), предметные олимпиадные задания по биологии и экологии ( архив за все годы педагогической деятельности).
Занимаемся с отдельными учащимися и исследовательской деятельностью.
Конечная задача – использовать
Каждому из нас важно презентовать то, что он умеет, чтоб его заметили и оценили достойно, важно это и для ученика. Одаренный человек всегда паровоз, а не вагон. Значит должен сам без устали крутить свои колеса. Если его не использовать на 100%, он быстрее сломается. Поэтому регулярно предлагаю и готовлю детей к участию в различных олимпиадах, конкурсах – заставляя быть их всегда в движении.
Приятно, когда ребята сами спрашивают, когда очередной турнир по предмету, можно ли участвовать в олимпиаде. Успех на любом этапе порождает желание добиваться большего. Поучаствовав один раз в конкурсе, учащиеся с удовольствием берутся повторно за новую работу. Среди моих «талантливых трудяг» ежегодные победители и призёры городских олимпиад по биологии и экологии, немало победителей и лауреатов различных заочных и очных предметных олимпиад.
Также надо обратить внимание и на такой момент как роль семьи в развитии и поддержке своего ребёнка. Меня радует, что со многими родителями находимся в тесном контакте, они в этом заинтересованы и поддерживают ребёнка. Но были и такие случаи, когда ребёнок-"звёздочка" угас по вине родителей или не был им поддержан.
И ещё один факт - «талантливые трудяги»- очень ранимые и восприимчивые дети. Поэтому необходимо создать благоприятную атмосферу общения с ребенком и всегда его поддерживать. Может быть поэтому, даже на переменах они бегут ко мне и нам вместе всегда есть о чём поговорить…
Литература:
Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности// Управление современной школой. Завуч—2009, №8, с.9-19
Барбитова А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике// Управление современной школой. Завуч—2009, №8, с.20-33
Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности Управление современной школой Завуч—2009, №8, с.45-51
Чечель И.Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка Управление современной школой Завуч—2009, №8, с.60-62-