Проект тренинга развития эмоционального интеллекта детей подросткового возраста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яблоновская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта детей подросткового возраста
Автор:
педагог-психолог
Галустян Галина Михайловна.
с.Яблоново, 2016
Пояснительная записка
Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
В ХХI веке новые социально-психологические стрессорные факторы определяют специфику развития личности подростка. Стремительно растёт информационное пространство, интенсифицируется интернет-коммуникация. Контакты в социальных сетях стали легко и быстро осуществимыми. Навязанные рекламой образы развлечений и гиперсексуальности также становятся опасным источником деформации представлений подростков о себе самих и границах собственной личности. В силу незрелости личности они оказываются не в состоянии совладать с потенциально неограниченным потоком информации и общения. В настоящее время в России каждый десятый школьник имеет выраженные признаки игровой и интернет-зависимости. Они притупляют чувства, тормозят развитие личности и приводят к эмоциональному оскудению.
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности.
Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Майера, Саловея и Карузо эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ- «регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей.
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности, либо личности юношеского возраста. Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития. Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.
Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре подростка.
Говоря о любой культуре, нужно иметь в виду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры человека является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество; это способность правильно понимать, искренне принимать переживания, проявлять теплоту и участие, то есть эмпатию.
Эмпатия образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Теоретико-методологической основой работы по развитию эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста является культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.
Продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: игра; арттерапия, в особенности, музыко- и библиотерапия; психогимнастика; поведенческая терапия и дискуссионные методы.
Большое разнообразие средств работы с психоэмоциональной сферой личности дает нам возможность составить насыщенную программу для подростков и предположить, что развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, возможно, будет эффективно, если применить специально разработанный тренинг.
Целевая группа, на которую рассчитан тренинг: подростки.
Продолжительность занятий составляет два месяц. Тренинг состоит из 8 занятий, проводится 1 раз в неделю. Длительность одного занятия - 45 минут.
Каждое занятие включает в себя традиционные этапы: приветствие, разминка, теория, основная часть, подведение итогов.
Цели тренинга:
Установить значимость эмоционального интеллекта для подростка и способствовать его формированию.
Способствовать установлению и поддержанию позитивных межличностные коммуникации.
Развивать способность диагностировать и преодолевать конфликты, возникающие в процессе общения с учителями, родителями, сверстниками.
Формировать умение управлять собой, чувствами, состояниями, внутренним диалогом;
Научиться распознавать и осознавать свои и чужие эмоции
Основная часть. Программа тренинга развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. Специально подобранный набор эффективных упражнений позволяет участникам тренинга развить те из компетенций, которыми они не владеют или владеют недостаточно.
Для выявления индивидуального уровня выраженности эмоционального интеллекта, а также степени развития его составляющих, рекомендуется проведение входящей диагностики участников, а также послетрегинговой диагностики, с целью отслеживания динамики изменений. Для изучения эмоционального интеллекта могут быть использованы следующие методики: «ЭмИн» - опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение 1), и методика Н Холла для определения уровня развития эмоционального интеллекта (Приложение 2).
Тренинг начинается организационным моментом, в который входят: знакомство, объявление содержания тренинга, опрос ожиданий участников, введение правил поведения, «разогревающие» игры, игры на создание работоспособности.
Правила:
Общение по принципу «Здесь и теперь».
Персонификация высказываний.
Искренность в общении.
Конфиденциальность.
Активное участие в происходящем.
Уважение к говорящему.
«Мои ожидания от тренинга»
Инструкция: «Сейчас каждый, по кругу, ответит на вопросы:
1. С каким настроением я пришёл на тренинг?
2. Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?
3. Что я жду от сегодняшнего дня?
Ответы на вопросы должны быть краткими. Лучше всего отвечать по одному предложению на каждый вопрос. Для этого я передаю по кругу «микрофон». Отвечает тот, у кого сейчас «микрофон» в руках. Остальные участники внимательно слушают говорящего.
Знакомство: «Кратко о себе в стихотворной форме»
Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива...» и т.д. Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали.
«Представление партнера». Инструкция: сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
1. Каждый самостоятельно рисует образ «Я и мое увлечение». Необходимо ответить на вопросы: Мое увлечение, какое оно? Что я ценю в самом себе? Предмет моей гордости. Что я умею делать лучше всего?
Рассказать партнеру о себе и своем рисунке как можно подробнее.
Представление группе своего партнера.
«Ассоциации».
Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда... Упражнение завершается обменом впечатлениями.
«Объединение». Цель – разминка. Участники свободно расходятся по комнате.
Инструкция: найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «те, у кого день рождения летом», «те, в чьем имени пять букв» и т.д.). Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.
Ход тренинга
Занятие 1.
Тема: Эмоциональная самоосознанность - способность понимать свои чувства и причины их вызывающие.
Цель: Познакомить детей с видами эмоций, научить распознавать их.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами будем знакомиться с разными эмоциями. Но для начала предлагаю познакомиться. Вы называете свое имя и качество, которое вас характеризует и начинается на первую букву Вашего имени. Я представлюсь первым. Анатолий - артистичный.
Основные упражнения:
Я предлагаю Вам заполнить Дневник чувств.
А. Заполнение дневника чувств.
Внимание на экран. Сейчас вашему вниманию будут представлены разные люди с разными эмоциями, Ваша задача угадать какое чувство испытывает человек на слайде.
Б. Назови эмоцию (слайд-шоу). Предлагаются фотографии людей, выражающих какие-либо различные эмоции. Участникам тренинга предлагается их распознать и назвать.
В. Психологическая скульптура. Участникам тренинга предлагается в статике и в динамике изобразить разные эмоции, например, радость, испуг, тоску, восторг и т.д. После упражнения необходим обмен чувствами.
Г. Дискуссия «Я и мои чувства».
Какие чувства я испытываю большую часть времени?
Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?
Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему?
Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?
Рефлексия.
Занятие 2.
Тема: Ассертивность - способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в недеструктивной форме.
Основные упражнения:
А. Я люблю апельсины. А вы?
Б. Обменять купленные колготки (носки)
В. Мои недостатки. По центру круга ставится стул, на который в порядке очередности садится каждый участник тренинга. Каждый участник, сидя на стуле, называет три своих недостатка. Участники тренинга начинают упрекать сидящего на стуле за его недостатки, а он активно оправдывается и защищается. Обмен чувствами и мыслями после упражнения обязателен.
Г. Критика руководителя. Группа объединяется в пары. Каждый участник из пары по очереди играет руководителя, затем подчиненного. Требуется покритиковать руководителя и получить от него обратную связь. После выполнения упражнения происходит обмен чувствами и оценка нового приобретенного опыта.
Рефлексия
Занятие 3.
Тема: Независимость - способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей.
Основные упражнения:
А. Вежливый отказ. Выполняется в парах. Шеренг после упражнения обязателен. Предлагаемые шаги:
Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
Попросить разъяснения, если что-то непонятно.
Оставаться спокойным и сказать «нет».
Объяснить, почему вы говорите «нет».
Если собеседник настаивает и пытается манипулировать вами, давить на чувство вины, повторить «нет» без дополнительных объяснений, кратко и четко.
Б. Просьба о помощи. Выполняется аналогично предыдущему упражнению.
Расскажите человеку о своей проблеме и попросите его помочь вам.
Вежливо, но твердо добейтесь от него помощи.
В. Навык ведения переговоров. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение – в парах. Шеренг после упражнения обязателен. Предлагаемые шаги:
Решите, имеете ли вы и другой человек различия во мнениях.
Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме.
Спросите собеседника, что он думает о проблеме.
Выслушайте внимательно его ответ.
Подумайте, почему другой человек может выбрать этот путь
Предложите компромисс.
Г. Отстаивание своего мнения. Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Шаги:
Обратите внимание на то, что происходит в вашем теле, чтобы помочь себе узнать, чем вы недовольны и что бы хотели изменить.
Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным.
Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один (конструктивный).
Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом.
Д. Преодоление обвинения. Шаги:
Подумайте о том, в чем и почему вас обвиняет другой человек.
Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение.
Выберите наилучший способ и сделайте это.
Рефлексия
Занятие 4.
Тема: Эмпатия - способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей.
Основные упражнения:
А. Передай эмоцию. Участники садятся в круг. Инструкция: сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свое мнение относительно изображенного состояния, а затем называет его. При обсуждении нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом и что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить (прежде всего у тех, кто дал правильный ответ), на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека. Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.
Б. Психорисунок «Нарисуй за минуту». За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
В. Живые руки. Выполняется в парах. Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.
Г. Разные маски. Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось задуманное чувство. Когда маски готовы, можно предложить походить в них, озвучить маски, повзаимодействовать с другими масками. Обсуждение обязательно.
Рефлексия
Занятие 5.
Тема: Социальная ответственность - способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами.
Основное упражнение:
А. Ролевая игра «Жизнь как она есть»
Действующие лица:
Анархист
Дедушка-инвалид без ноги
Чиновница – взяточница
Вор
Мафиози
Сюжет:
Дедушка решил, что его пенсия недостаточна и пошел в пенсионный фонд сделать перерасчет. Там ему чиновница намекнула, что сможет все сделать буквально за 3 часа, если он отдаст ей половину пенсии в качестве благодарности за труд.
По пути домой у дедушки вор украл кошелечек с последними деньгами.
Попался «сочувствующий» - анархист, который говорит, что так все должно и быть, потому что каждый выживает, как может. Надо каждому дать полную свободу, и все станет на свои места само собой.
Затем дедушка костылем случайно поцарапал джип мафиози. Мафиози хочет ехать к деду домой осмотреть его квартиру с целью отобрать ее в качестве компенсации за поцарапанную машину.
Задание
Разыграть игру и завершить ее каким-либо приемлемым окончанием. Каждый участник перед игрой получает карточку с описанием своей роли, сохраняя инструкцию в тайне.
Аналитико-рефлексивный этап
Какой индивидуальный опыт вы получили в этой игре?
Какие фрагменты были самыми эмоционально травмирующими?
Какие ободрали и давали надежду?
Что вы думали и чувствовали во время игры?
Рефлексия
Занятие 6.
Тема: Межличностные отношения - способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения.
Основные упражнения:
А. Мои личностные границы
Б. Защита границ моей личности (брейншторминг)
В. Я среди людей (психологическая скульптура). Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей – реальный»; вторая тема: «Я среди людей – идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае – как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Обсуждение обязательно.
Г. Я уважаю границы другой личности.
Рефлексия
Занятие 7.
Тема: Контроль импульсивности - способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение.
Основные упражнения:
А. Говорим гадости. Группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Нецензурные слова не употреблять, говорить с улыбкой, ровно и спокойно. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова. При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения.
Б. «Горячий стул». По центру круга ставится стул, на который садятся по очереди участники тренинга. Группа говорит участнику неприятные и обидные фразы. Задача – никак не отвечать на услышанное. В процессе обсуждения итогов важно сделать акцент на следующих моментах: легко ли было молчать в ответ? Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать?
В. Групповая дискуссия «Как мне удается контролировать свою импульсивность?»
Г. Как я заставляю себя делать то, что мне не хочется?
Рефлексия
Занятие 8
Гибкость - способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации.
А. Ролевая творческая игра «Два королевства».
Цели и задачи
Определение позиционирования и самооценки участников, стилей поведения в конфликтных, конкурентных и других сложных ситуациях, отработка умений управлять и подчиняться, выявление лидеров.
Подготовка
Есть два Королевства и есть роли: Король/Королева, Первый министр, Казначей (Министр Финансов), Воевода (он же Министр Вооруженных Сил), и т.д. по понижению статуса до Крестьянина, Батрака и др.
В начале игры распределяются роли по определенным правилам. Например, Короли/Королевы выбираются первыми, сначала идут заявки, и их выбирает народ. Первого министра выбирает Король/Королева. Остальные роли: как участники сами заявят и докажут свое право.
Далее могут быть: интриги (смена должностей), соперничество между Королевствами (конкуренция), приход Супостата, т.е. завоевание более сильной Империей (приход нового начальства, указания министерства, объединения) и т.д.
Правила
Правил очень много, и большинство из них выясняется во время игры (как и в жизни). В хорошем приближении к реальности проигрываются ситуации, часто возникающие в деятельности школы.
Вопросы для анализа
Лидерство и распределение ролей:
Кто на какой роли оказался и почему?
Что поменялось в процессе игры?
Как решались вопросы перемещения по должностям?
Какие решения принимались на соответствующей должности и как это отражалось на жизни Королевств?
Короли/Королевы, Первый министр и Верхнее сословие: их действия были на благо Королевства, для народа, для себя лично?
Как ведет себя вся команда в целом и отдельные члены во время прихода Супостата – разумно или эмоционально?
Рефлексия
Подведение итогов тренинга.
Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта.
Заполнение оценочных анкет (Приложение 3).
Одна из заключительных частей социально-психологического тренинга, дающая всем членам группы возможность выразить свои чувства – обмен чувствами. Упражнение «Дружественная ладонь». На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладонях что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
Список литературы
1. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» [Текст] // Вопросы психологии. - 2008. - №5 - С.83.
2.Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена [Текст] // Вопросы психологии. -2006. -№3 - С.78-86.
2. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: «Академия», 2004. - 544 с.
3. Вилюнас, В. Психология эмоций: Хрестоматия [Текст] / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. -496 с.
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
5. Гоулман, Д. Деструктивные эмоции [Текст]// Пер. с англ. О.Г. Белошеев. - Минск., ООО «Попурри», 2005. - 672 с.
6.Давыдова, Ю.В. Изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков [Текст] // Личность в современном обществе: психолого-педагогические и эколого-психологические аспекты формирования и развития: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных. 24 апреля 2007 / Сост. и науч. ред.: Иващенко A.B., Гагарин А.В.- М.: 2007.-С. 88-90.
7. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
8. Ильин, Е.П. Чувства и эмоции [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. 2001. - 752 с.
9. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - РнД.: Феникс, 2007. - 345 с.
10. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 - 22.
11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие [Текст] / Обухова, Л.Ф.. - М., 1999.-442 с.
12. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг [Текст] / В.Э. Пахальян. СПб.: «Питер», 2006 г.- с. 15.
13. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В Козлов, Г.М. Мануйлов.- М., 2005. - с. 57-59.
14. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
Приложение 1.
Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина
1.
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть
2.
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения
3.
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица
4.
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение
5.
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника
6.
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю
7.
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди
8.
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться
9.
Я умею улучшить настроение окружающих
10
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую
11
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов
12
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки
13
Я легко понимаю мимику и жесты других людей
14
Когда я злюсь, я знаю, почему
15
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации
16
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком
17
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии
18
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим
19
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть
20
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние
21
Я контролирую выражение чувств на своем лице
22
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство
23
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций
24
Если надо, я могу разозлить человека
25
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние
26
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю
27
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это
28
Я знаю, как успокоиться, если я разозлился
29
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса
30
Я не умею управлять эмоциями других людей
31
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда
32
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые
33
Мне трудно справляться с плохим настроением
34
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает
35
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям
36
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями
37
Я умею контролировать свои эмоции
38
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно
39
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую
40
Если близкий человек плачет, я теряюсь
41
Мне бывает весело или грустно без всякой причины
42
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
43
Я не умею преодолевать страх
44
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает
45
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить
46
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются
Бланк для ответов
Пол ____ Возраст _____ Род занятий (профиль учёбы) _____________________
Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
№ утверждения
Совсем не согласен
Скорее не согласен
Скорее согласен
Полностью согласен
№ утверждения
Совсем не согласен
Скорее не согласен
Скорее согласен
Полностью согласен
1
24
2
25
3
26
4
27
5
28
6
29
7
30
8
31
9
32
10
33
11
34
12
35
13
36
14
37
15
38
16
39
17
40
18
41
19
42
20
43
21
44
22
45
23
46
Приложение 2.
Методика Н.Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта.
Уважаемый респондент!
Укажите, пожалуйста, Ваши:
Фамилия, Имя________________________________________________________
Инструкция.
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.
Обозначение баллов:
Полностью не согласен (-3 балла).
В основном не согласен (-2 балла).
Отчасти не согласен (-1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
№
Высказывание
Балл (степень согласия)
--3
--2
--1
++1
++2
++3
1
Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2
Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
3
Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4
Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5
Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6
Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7
Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8
После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9
Я способен выслушивать проблемы других людей.
10
Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11
Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12
Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13
Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14
Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15
Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16
Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17
Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18
Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19
Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20
Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21
Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22
Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23
Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24
Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25
Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26
Я способен улучшить настроение других людей.
27
Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28
Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29
Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30
Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Приложение 3.
Оценочные анкеты
Общая оценка эффективности тренинга
Как вы оцениваете тренинг в целом? 1 2 3 4 5
Какая часть тренинга была:
Наиболее удачной?
Наименее удачной?
Что Вам не понравилось?
На какие вопросы Вы не получили ответы?
Какой процент предоставленной на тренинге информации был полезен именно Вам?
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Оцените, пожалуйста, работу тренера по 5-бальной системе: 1 2 3 4 5
Поясните, пожалуйста, свою оценку.
Ваши пожелания организаторам тренинга:
Оценочный лист участника тренинга
Понравилось и пригодится
Не знаю, может ли пригодиться
Не понравилось и не пригодится
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Заголовок 1‡ђЗаголовок 215