КОСы по Допускам и техническим измерениям
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Прокопьевский электромашиностроительный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР ___ _____________Л.Я.Шевченко
«_____»___________20___г.
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДОПУСКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Прокопьевск
2016
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Допуски и технические измерения».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании положений: основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки
квалифицированных рабочих и служащих
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения».
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
-применять документацию систем качества;
-использовать контрольно-измерительные приборы.
знать:
-систему допусков и посадок;
-правила подбора средств измерений;
-основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
-виды и способы технических измерений.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1.Выполнять пайку различными припоями.
ПК 2.2.Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.
ПК 2.3.Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
ПК 3.1.Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
ПК 3.2.Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
ПК 3.3.Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний Виды аттестации
Текущий
контроль Промежуточная аттестация
У1 Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
Оценка практических работ Вопросы и задания
У2 Применять документацию систем качества; Оценка практических работ Вопросы и задания
У3 Использовать контрольно-измерительные приборы. Оценка практических работ, тестирование Вопросы и задания
З1 Систему допусков и посадок;
Оценка практических работ, тестирование Вопросы и задания
З2 Правила подбора средств измерений;
Письменный опрос, тестирование Вопросы и задания
З3 Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; Письменный опрос, тестирование Вопросы и задания
З4 Виды и способы технических измерений. Письменный опрос, тестирование Вопросы и задания
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.
Содержание
учебного материала
по программе УД Тип контрольного задания
У1
У2
У3
З1
З2 З3 З4
Раздел 1. Основные сведения о размерах и сопряжениях
Тема 1.1. Стандартизация, качество машин.
Взаимозаменяемость деталей, машин и механизмов ПР Устный опрос Устный опрос ПР Раздел 2. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений
Тема 2.1
Допуски гладких цилиндрических деталей Устный опрос ПР Устный опрос ПР
Раздел 3. Допуски формы и расположения поверхностей
Тема3.1. Отклонение формы цилиндрических поверхностей Устный опрос Устный опрос ПР ПР Устный опрос
Раздел 4. Технические измерения
Тема 4.1.
Основные понятия метрологии ПР Устный опрос ПР Устный опрос ПР
5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.
Содержание
учебного материала
по программе УД Тип контрольного задания
У1
У2
У3
З1
З2 З3 З4
Раздел 1. Основные сведения о размерах и сопряжениях
Тема 1.1. Стандартизация, качество машин.
Взаимозаменяемость деталей, машин и механизмов Тест Тест Тест Раздел 2. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений
Тема 2.1
Допуски гладких цилиндрических деталей Тест Тест Тест
Раздел 3. Допуски формы и расположения поверхностей
Тема3.1. Отклонение формы цилиндрических поверхностей Тест Тест Раздел 4. Технические измерения
Тема 4.1.
Основные понятия метрологии Тест Тест Тест
6. Структура контрольного задания.
6.1.Тестовое задание: Выполнить представленные задания.
6.1.1.Текст задания.
1. Наибольший и наименьший размеры детали называются:
А. Номинальные.
Б. Действительные.
С. Предельные.
2. Выберите правильные характеристики для размера 54 -0,3 +0,1
1. 54,1 А. Наибольший размер.
2. 54,0 Б. Наименьший размер.
3. 53,7 В. Номинальный размер.
4. +0,1 Г. Верхнее отклонение.
5. 0,4 Д. Нижнее отклонение.
6. -0,3 Е. Допуск размера.
Ответ оформите в виде указанной таблицы.
1 2 3 4 5 6
3. Проведите анализ размеров и заполните таблицу.
Размер на чертеже
Контрольные
вопросы. 14 – 0,3+0,4 14+0,5 14- 0,5 14+- 0,5 14+0,2+0,4 14-0,5-0,3
Номинальный
размер? Верхнее предельное
отклонение?
Нижнее
предельное
отклонение? Наибольший
предельный
размер? Допуск размера? 4. Сделайте заключение о годности действительных размеров детали и заполните таблицу.
Действительный
размер Исходные данные
Размер вала по чертежу Размер отверстия по чертежу
15-0,2+0,3 15+0,2 15-+0,4 15-0,3-0,1
15,6 15,5 15,3 15,0 14,7 14,5 5. Определите предельные отклонения, если на чертеже указаны размеры:
6h7, 8k6 , 30H7 , 10K7 , 35n6 , 25d 9 , 45H9.
Ответ оформите в виде указанной таблицы.
Размер
на чертеже. Предельные
отклонения. 6. Заполните таблицу, вписав соответственно виду допуска его условный знак.
Вид допуска. Знак.
Допуск плоскостности. Допуск прямолинейности. Допуск круглости. Допуск цилиндричности. Допуск профиля продольного сечения. 7. Определите применение знаков шероховатости в зависимости от способа обработки поверхности. Ответ оформите в виде указанной таблицы:
Виды обработки поверхности Знак шероховатости
Поверхность получена методом удаления слоя материала. Способ обработки поверхности не устанавливается.
Поверхность обрабатывается без удаления слоя материала. 8. Закончите фразу:
« Совокупность неровностей на рассматриваемой поверхности - это….»
9. Назовите виды инструментов.
Инструменты: Название:
10. Найдите соответствие между названиями деталей штангенциркуля и соответствующими номерами. Заполните таблицу.
Название деталей штангенциркуля Порядковый номер
Губки для внутренних измерений Нониус Подвижная рамка Глубиномер Шкала штанги Губки для наружных измерений Штанга Зажимный винт для фиксации рамки 6.1.2. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 0 часа 40 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 0 часа 50 мин.
6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
З4 Виды и способы технических измерений.
-демонстрация знаний видов и способов технических измерений 10 баллов
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно
6.2. Графическое задание: Прочитать один представленный чертеж, пользуясь справочником.
6.2.1.Текст задания
6.2.2. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 0 час 30 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 0 часа 40 мин.
6.2.3. Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
З1 Систему допусков и посадок - демонстрация знания системы допусков и посадок 10 баллов
Критерии оценки
Оценка Условия, при которых выставляется оценка
отлично ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений;
ответ самостоятельный.
хорошо ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений;
при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
удовлетворительно ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
неудовлетворительно при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует.
6.3. Графическое задание: Прочитайте чертеж и назовите виды отклонений поверхностей.
6. 3.1.Текст задания
6.3.2. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5мин.;
выполнение 0 час 30 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 0 часа 40 мин.
6. 3.3. Перечень объектов контроля и оценки
Критерии оценки
Оценка Условия, при которых выставляется оценка
отлично ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений;
ответ самостоятельный.
хорошо ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений;
при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
удовлетворительно ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
неудовлетворительно при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует.
6.4. Письменный опрос: Расставьте знаки отклонений формы согласно названию.
6. 4.1.Текст задания
Таблица 1.
Пример нанесения допуска на чертеже по ГОСТ 2.308—79 Изображение допуска и отклонения
1. Допуск и отклонение от цилиндричности 2. Допуск и отклонение от круглости 3. Допуск и отклонение профиля продольного сечения 4. Допуск и отклонение от плоскостности 5. Допуск и отклонение от прямолинейности Таблица 2.
Пример нанесения допуска на чертеже по ГОСТ 2.308—79 Изображение отклонения
1. Допуск торцового биения 2. Допуск полного торцового биения 3. Допуск радиального биения 4. Допуск полного радиального биения 5. Допуск биения в заданном направлении 6. Допуск формы заданного профиля Таблица 3.
Группа допусков Вид допуска Знак
Допуск формы Допуск прямолинейности Допуск плоскостности Допуск круглости Допуск цилиндричности Допуск профиля продольного сечения Допуск расположения Допуск параллельности Допуск перпендикулярности Допуск наклона Допуск соосности Допуск симметричности Позиционный допуск Допуск пересечения осей Суммарные допуски формы и расположения Допуск радиального биения Допуск торцового биения Допуск биения в заданном направлении Допуск полного радиального биения Допуск полного торцового биения Допуск формы заданного профиля Допуск формы заданной поверхности 6. 4.2. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 50 мин.
6. 4.3. Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
З1 Систему допусков и посадок - демонстрация знания системы допусков и посадок 30 баллов.
За правильный ответ на вопросы выставляется положительная
оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная
оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно
6. 5. Тестовое задание: Прочитать виды допусков на чертежах и вставить в таблицу:
6. 5.1.Текст задания
Указания на чертежах допусков формы и расположения поверхностей (ЕСКД ГОСТ 2.308-79)(примеры)
Вид допуска Указания допусков формы и расположения условным обозначением Пояснение
1. Допуск прямолинейности 2. Допуск плоскостности 3. допуск круглости 4. Допуск цилиндричности 5. Допуск профиля продольного сечения 6. Допуск параллельности 7. Допуск перпедикулярности 8. Допуск наклона 9. Допуск соосности 10. Допуск симметричности 11. Позиционный допуск 12. Допуск пересечения осей 13. Допуск радиального биения 14. Допуск торцового биения 15. Допуск биения в заданном направлении 16. Допуск полного радиального биения 17. Допуск полного торцового биения 18. Допуск формы заданного профиля 19. Допуск формы заданной поверхности 20. Суммарный допуск параллельности и плоскостности 21. Суммарный допуск перпендикулярности и плоскостности 22. Суммарный допуск наклона и плоскостности 6. 5.2. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение1 час 30 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 1 часа 40 мин.
6. 5.3. Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
З1 Системы допусков и посадок
- демонстрация знаний системы допусков и посадок 22 балла
За правильный ответ на вопросы выставляется положительная
оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная
оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно
6.6. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации:
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся;
модели и макеты деталей машин и механизмов;
комплект плакатов по темам « Допуски и технические измерения»;
измерительные инструменты.
6.7.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Багдасарова Т.А. Допуски, посадки и технические измерения: [раб. тетрадь] для НПО/ Т.А. Багдасарова. -М.:« Академия», 2012.- 80с.
Зайцев С.А.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. [Текст]: учеб. для НПО /С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. -М.: Издательский центр « Академия», 2013.-240с.
Таратина Е.П. Допуски, посадки и технические измерения. [Текст]: учеб.пособие для НПО / Е.П.Таратина.-М.:Академкнига ,2012.- 144с.
Дополнительные источники:
Зайцев, С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты[Текст]: учеб.для НПО / С.А. Зайцев, Д.Д. Грибанов.– М.: Академия, 2012. - 464 с.
Интернет-ресурсы:
Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ruhttp://www.megaslesar.ru/stati-i-materialyi/dopuski-i-posadki/index.php http://www.tehno-line.ru/files/theory/Turning/1-4-3.htm