Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Технологическая карта урока русского языка.
Ф.И.О.: Хан Марина Владимировна.
Место работы: МКОУ Калачеевская СОШ №1
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Базовый учебник: «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2012.
Цель урока: правильное написание окончаний о-е имен существительных после шипящих и ц.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней
Предметные:
уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Матапредметные.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация).
Методы и формы обучения: метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, парная работа, метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (работа с текстом, игра), формирования новых умений (работа с упражнениями), самостоятельная работа, метод обобщения и систематизации изученного (создание таблиц, схем, рисунков, алгоритма), групповая работа, метод контроля результатов обучения (устные и письменные опросы, создание рисунков, схем, таблиц, алгоритма).Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, доска, чистые листы формата А4, магниты.
Этапы урока Содержание этапа
Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность учеников 1.Мобилизующий этап.
Цель: включение учащихся в деятельность, проверка готовности класса и оборудования к уроку.
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Предлагает записать в тетрадях дату. Обращает внимание на то, что 28 февраля - последний день зимы.
-Давайте вспомним с вами, что такое эпиграф.
Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:
Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд.
К. Паустовский
А почему я сделала такой выбор, мы обсудим в конце урока.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают число в тетради.
Сообщение учащегося.
Помещённое после заглавия произведения краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения, отличается краткостью и емкостью.
Личностные УУД: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Коммуникативные УУД: расширение словарного запаса.
2.Целеполагание.
Цель: развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Предлагает выполнить задание «найди лишнее».
Помогает сформулировать проблемный вопрос.
Попробуйте сформулировать тему урока.
- Итак, а теперь, исходя из темы, определите цель и задачу урока, используя начало предложений:
1) Познакомиться с ...
2) Научиться .....
Один ученик работает у доски, а другие на месте. Задание «найди третий лишний».
Шепот, шорох, грачом.
В процессе возникает проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом? Формулируют и записывают тему, цель и задачу урока.
1) познакомиться с орфограммой « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»;
2) научиться правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.
Познавательные УУД:
смысловое чтение,
анализ материала, выбор оснований для составления задания, формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, уметь определять и формулировать цель и задачу урока.
3.Этап овладения новыми знаниями.
Цель: развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, преобразовывать информацию, умение работать в группах. Рассуждение-поиск.
На экране напечатаны слова:
врачом товарищем
дворцом полотенцем
межой задачей
борцов горцев
Учитель задает вопросы:
Прочитайте слова в первом столбике, во втором.
- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Определите ударение в словах.
- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.22 и поработать над его пересказом в паре.
- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунка. Работаем в группах, на альбомном листе.
Учитель организует групповую работу и совместно с учащимися оценивает результаты.
Чтобы не допустить в дальнейшем ошибок, давайте составим алгоритм.
Учащиеся устно выполняют задание, которое представлено на экране, отвечают на вопросы учителя.
Ребята наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют правило. Ученики читают правило на стр.22, сравнивают его с тем правилом, которое они сформулировали сами. Пересказывают правило соседу по парте.
Ученики разбиваются на временные группы. Распределяют обязанности. Каждая группа выполняет задание и презентует его, используя документ-камеру. Другие группы вместе с учителем оценивают. Ребята крепят свои работы на доску с помощью магнита.
Дети вместе с учителем пытаются сформулировать алгоритм действий.
Составляют алгоритм.
Алгоритм – порядок действий. 1.Где? (в окончании) 2.В какой части речи? (в существительном) 3.После каких букв? (после шипящих) 4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е)
Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные УУД: поиск информации, структурирование информации, построение высказываний, выбор способов действий, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, обобщать. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения
Коммуникативные УУД: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом, сотрудничество с учителем, развитие умения работать в группах.
Регулятивные УУД: коррекция знаний
Познавательные УУД:
смысловое чтение, анализ материала, выбор оснований для составления задания, формулирование проблемы и нахождение пути её решения.
4.Динамическая пауза.
Цель: снижение нервно-психической нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации. Учитель предлагает классу встать и задает вопросы.
-Сегодня 28 февраля?
-Сегодня последний день весны?
-Завтра 29 февраля?
-Завтра у вас каникулы?
-Завтра у вас выходной?
-Окончание - это орфограмма?
-Окончание -это морфема?
-Ж,Ш,Ч,Щ – гласные?
-Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие?
- пишу О –
Межой,
Лучом,
Пейзажем,
Врачом,
Карандашом
Ландышем. При положительном ответе дети хлопают в ладоши, при отрицательном топают ногами.5.Первичное закрепление нового материала.
Цель: закрепление изученной орфограммы, развитие связной речи, формирование умения применять полученные знания.
Учитель организовывает повторение алгоритма.
-Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные, в которых встречается изучаемая вами орфограмма?
-Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы - диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные - поставить их в форму творительного падежа.
Учитель демонстрирует картинки и фотографии предметов на экране. Повторяют алгоритм. Отвечают на вопросы. Молча выполняют задание учителя. Один ученик работает у доски, остальные - в тетради. Записывают измененные существительные, обозначают условия выбора гласной в окончании существительных. Коммуникативные УУД. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
6.Закрепление нового материала.
Цели: развитие орфографической зоркости, умение применять изученное правило, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания. Следующее упражнение. Списать вставить о или е, выделить орфограмму (задание высвечивается на экране).
- Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга (слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы! Дети самостоятельно переписывают слова, вставляют пропущенные буквы, выделяют орфограмму.
1. храбрец..м8. встреч..й2. ключ..м9. чертеж..м3. каланч..й 10. гребц..в
4. удач..й11. неудач..й5. зайц..в 12. мудрец..в6. сторож..м13. пейзаж..м7. ш...пот 14. ш...коладПроводят взаимопроверку работ. Коммуникативные УУД. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Регулятивные УУД. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
7.Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности анализ собственной деятельности и деятельности товарищей, формулирование впечатлений, выявление затруднений. -Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
-Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала?
- Закончить урок хотелось бы строками Е.Евтушенко:
« Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
-А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек (на партах лежат белые стикеры в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке. Затем прикрепите свои листочки (на ватмане нарисован ствол и голые ветки дерева).
Учитель выставляет отметки за урок.
На экране записано домашнее задание. Ученики слушают, рассуждают, устно отвечают на вопросы учителя. Записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, используя образец (Было интересно… Было трудно… Я научился… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…), затем прикрепляют их на ватман.Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Первое упражнение делают все учащиеся, второе – по выбору.
п. 41, выучить правило;
упр.305, 307. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.