Урок по русскому языку для 3 класса «Правописание мягкого знака после шипящих в словах, называющих действия и предметы»
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А .С. Макаренко» городского округа город Фролово
Правописание мягкого знака после шипящих
на конце слов, называющих предметы и действия
Михайлова Вера Евгеньевна учитель начальных классов 1 категория
г. Фролово
2013г
Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов, называющих предметы и действия
Цели урока: создать условия для:
1) формирования знаний правописания мягкого знака после шипящих на конце слов, называющих предметы и действия
2)формирования у учащихся умения различать правописание мягкого знака после шипящих на конце слов, называющих предметы и
Действия
Задачи урока:
-выявить основными правила проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах, называющих предметы и
действия
-продолжить работу над развитием орфографической зоркости, речи, творческого воображения, пополнить словарный запас
-содействовать развитию навыков сотрудничества ,самоконтроля
Планируемые результаты:
-Знать правило правописания мягкого знака после шипящих на конце слов, называющих предметы и действия и уметь пользоваться при
письме
-Уметь определять место орфограммы в словах
Формирование УУД:
Личностные: использовать усвоенные приёмы работы для решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий,
Осознать необходимость самосовершенствования, положительного отношения к процессу познания, применять правила сотрудничества
Регулятивные; планировать и принимать учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, воспринимать различные точки зрения, сотрудничать с учащимися и
учителем, выражать свою точку зрения ,работать в паре
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию ,необходимую для решения учебной задачи, находить
дополнительную информацию. обсуждать проблемные вопросы, сформировать умения отличать написание мягкого знака после
шипящих в словах, обозначающих предмет и действия
Оборудование: компьютер, схемы- опоры, таблица, перфокарты, карточки, экран настроения, экран успеха, жетоны, памятка
с алгоритмом ,презентация ,УМК «Уроки Кирилла и Мефодия»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Психологический настрой на урок (под тихую музыку)
У: Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
У: Долгожданный дан звонок, начинается урок!(Слайд1)
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
У: С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на экране настроения.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
УУД :личностные (вызвать интерес и готовность к учебной деятельности)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися)
2.Актуализация знаний учащихся.
У: Ребята, над какой проблемой мы работали на прошлом уроке? (ответы детей)
У: Правильно, мы сделали новое открытие о правописании мягкого знака. Какое?
У: Посмотрите на экран успеха и вспомните результат проверочной работы с прошлого урока.
У: Какой вывод сделаем?
У: Я согласна, в проверочной работе были допущены ошибки, надо закреплять эти знания.
Ответы детей
Д: Допускаем ошибки, надо поработать над этой темой.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала
УУД: регулятивные (целеполагание, планирование)
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации. логическое построение цепи рассуждений, доказательств)
3.Нацеливание на новую тему.
У: На прошлом уроке мы работали со схемой–опорой. Вспомните, что это значит?(Слайд 2) (приложение №1)
У: Придумайте свои примеры к каждому столбику. Докажите свой выбор. У: Вы дома работали по этой теме, сейчас вспомнили правила правописания мягкого знака в словах, обозначающих предметы в ед.ч.. -Хотите себя проверить?
Д : к первому столбику относятся все слова ,обозначающие предметы ж.р. ед. ч.., а ко второму столбику все слова, обозначающие предметы м.р. ед.ч
УУД: регулятивные (оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге)
Познавательные( воспроизведение изученного материала)
4.Создание ситуации успеха. Словарно – логические упражнения.
У: Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания ь, определите род подчеркните Ь.(Слайд 3)
(приложение №2)
-А сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме,
Цель: организовать повторение изученного материала и создать ситуацию успеха
УУД: личностные (осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов)
Регулятивные: проводить работу по плану, оценить правильность выбора)
Познавательные: воспроизведение изученного материала)
5.Взаимопроверка
У: А теперь на волшебной линеечке оцените друг друга
У: Покажите результат на экране успеха.
У: Какой вывод можно сделать?(выслушиваются мнения детей) ( приложение №3)
УУД: коммуникативные (формулировать выводы)
Регулятивные: оценивать правильность выбора
6.Самостоятельная работа.
Игра «Найди нужное слово»
(УМК «Уроки Кирилла и Мефодия»)
У: Сейчас очень интересное задание.
У: Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце слов после шипящих необходимо писать мягкий знак: Докажите.(Слайд 4)
-Придумай несколько своих примеров,
проверка (Слайд 5)
У: Сейчас очень интересная игра.
У: Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце слов после шипящих необходимо писать мягкий знак
Выходят к доске и находят слово
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала
УУД: личностные (осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов)
Регулятивные: проводить работу по плану, оценить правильность выбора)
Познавательные: воспроизведение изученного материала)
7. Физминутка.
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся( сбережение здоровья)
8. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Цель: 1)Зафиксировать причину затруднении2)Организовать диалог по проблемному вопросу
УУД: личностные: действие смыслообразования, установление связи между целью и ее мотивом Регулятивные: (целеполагание, планирование)Познавательные: (постановка и формулирование проблемы)
9.Работа по учебнику упр.129.
-У: Прочитайте слова из упр.129.
-Луч, речь, куч, беречь.
У: Во всех этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая?
У: Что общего в звучании данных слов?
Работа с таблицей
У: заполните первую и вторую колонки таблицы
+ умею объяснить написание «ь»
- не умею объяснить написание «ь»
? хочу узнать
( Выслушиваются и обсуждаются разные варианты ответов учащихся)
У: Докажите, по какому правилу написана эта орфограмма в словах луч и речь?
У: Почему в словах последний звук шипящий, но в слове беречь в конце написали мягкий знак, а в слове куч его нет?
У: Так в чем же проблема? Сформулируйте тему урока.(Слайд 6)
У: Сформулируйте учебную задачу.
Д: На конце слов слышится согласный шипящий звук
Луч – слово, обозначающее слово- предмет м.р. ,а речь- ж
-Правописание мягкого знака на конце после шипящих в словах, называющих действия и предметы
-Учиться писать слова с мягким знаком и без него на конце после шипящих в словах, обозначающих действия и предметы
Цель: соотнесение нового знания с правилом в учебнике
УУД: Коммуникативные (владение диалогической и монологической речи, представление различных форм общения)
Познавательные: Овеществление анализа знаний, ситуаций, представленных в таблице)
Личностные: (выражение желания осваивать новые знания)
10.Групповая работа.
1У: Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в словах беречь и куч? (Слайд 7)
У: допишите в каждый столбик по 2 своих слова. Докажите свой выбор.
У: В конце каких слов после шипящих мягкий знак то пишется ,то не пишется?
У: А в каких он всегда пишется?
У: Какое же открытие мы сегодня сделали? (Слайд 8)
У: Вернёмся к таблице.
У: Что можно добавить в неё сегодня?
(приложение;№4)
Выступление каждой группы, доказательства)
Д: В словах, обозначающих действие всегда пишется Ь, а в словах обозначающих предметы ж.р. в Р.п. «ь» не пишется.
Д.(Слайд 9)
11. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи
УУД: Личностные ,познавательные, коммуникативные
12Работа с учебником.
Составление памятки.
У: Прочитайте правило в учебнике.
У: Верны ли наши выводы? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что верны).
У: Составим памятку написания Ь с шипящим на конце. (приложение №5)
(Обсуждение вместе с детьми)
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи
УУД: Личностные ,познавательные, коммуникативные
14.Самостоятельная работа на перфокартах
У: Поработайте теперь над орфограммой на перфокартах, используя алгоритм.(задания по уровням)
У: Над какой же проблемой будем работать на следующем уроке?
Д Продолжим работать над темой : «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
УУД: познавательные( моделирование, рефлексия ,контроль и оценка), коммуникативные( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
15.Домашнее задание.(Слайд 11)
Низкий и средний уровень – упр.131 (доделать до конца)
Высокий уровень – 5 предложений с словосочетаниями из упр 131.
Выучить алгоритм.
Цель: закрепление нового знания
УУД: познавательные( моделирование, рефлексия ,контроль и оценка),
Личностные( действие смыслообразования)
16. Итог урока. Рефлексия
У: Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей таблице и заполнить третью колонку нашей таблицы.
У: На все ли поставленные вопросы вы нашли ответы на уроке?
У: Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?
У: Какой секрет русского языка мы сегодня раскрыли на уроке?
У: Какие задания вы выполняли с удовольствием? А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
У: Кого из учеников могли бы отметить за работу?
У: Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
У: У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.
(Слайд 12)-Я понял, что
-Было интересно
-Было трудно
-Мне захотелось- Я научился ( писать слова с мягким знаком и без него на конце после шипящих).- Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд 13)
Список использованной литературы
1.Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.: Вита – Пресс, 2011.
2.Репкин В.В, Е.В. Восторгова Т.В.Некрасова Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение №1
2)Шип.+Ь Шип без «ь»Слова-предметы Ж.р. ед.ч. Слова-предметы м.р. ед.ч.
? ?
Приложение №2
1.Друг, приятель
(товарищ)
2.Небольшая лесная птица (сыч)
3.Середина ночи (полночь)
4.Хлебное растение ( рожь)
5.Строительный материал (кирпич)
6.Маленький ребёнок (Малыш)
7.Добыча охотника. (Дичь)
8.Сооружение из веток (шалаш)
Приложение №3
отметив знаком Х
Приложение №4
Шип.+Ь Шип. без «ь»
Слова-предметы Ж.р. ед.ч . Слова-предметы м р. ед.ч.
Приложение №5
1.Читаю или произношу слово.
2. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
3. Определяю, что обозначает слово.
4.Если слышу шипящий звук, определяю род слов, обозначающих предметы.
5. Если слово, обозначающее предмет, мужского рода, то Ь не пишу.
Если слово, обозначающее предмет женского рода, то Ь пишу
6.Запомни: Если слово, обозначающее предмет, женского рода в Р.п ,то Ь не пишу.
Если слово, обозначает действие предмета, то Ь пишется.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).(Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.)
Заполнение таблицы, совместное обсуждение вариантов ответов учащихся.)
Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
УУД: личностные( действие смыслообразования, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
15