Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками с ОВЗ
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Назарова Н.М., Сарварова Г.З.
Средняя общеобразовательная школа №16, г.Альметьевск, РТ
Актуальность
В последнее время наблюдается тенденции роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приоритетным направлением работы с такими школьниками становится здоровьесбережение личности, создание системы эффективной психолого-медико-педагогической поддержки детей, их успешная социализация. В данной сфере деятельности взаимосвязаны интересы родителей, педагогов, психологов и медицинских работников.
Кроме того у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья имеются различные функциональные расстройства, хронические заболевания, что приводит к несоответствию предъявляемых к таким детям педагогических требований и возможностей их удовлетворения, что зачастую становится причиной возникновения проблем школьной жизнедеятельности.
Педагогические исследования по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья последних лет свидетельствуют о значительном потенциале этих детей, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой социализации детей.
В связи с этим важнейшим направлением работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является физкультурно-оздоровительная деятельность, которая способствует повышению адаптационных возможностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует развитие психических процессов.
Поэтому физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является частью общей проблемы социализации и интеграции в общество данной категории детей.
Актуальность и значимость выявленной проблемы обусловили выбор темы исследования «Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования.
Цель исследования: Теоретически обосновать подходы к оздоровлению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности и показать на примере школы педагогические условия и методы, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Объект исследования – оздоровление младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной среде школы.
Предмет исследования – процесс оздоровления младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
Обосновать социализирующие возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующие повышению потенциала физических возможностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Представить медицинскую оценку здоровья младших школьников классов охраны зрения, которая помогает реализовать процессуальную сторону работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе включения в структуру учебных и самостоятельных занятий средств и методов физкультурно-оздоровительной направленности, с учетом характера их заболеваний и реальных возможностей.
Внедрение в образовательный процесс школы технологию работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методы исследования
Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследования:
теоретические (классификация, обобщение и систематизация);
эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта).
База и организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ, так как в этой школе уже течение 13 лет успешно проводится интегрированное и инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с первого по одиннадцатый класс.
На данный момент в школе создана уникальная система сопровождения, обучения и воспитания в рамках специального образования, которая может быть использована для включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализуемая форма инклюзивного образования – классы охраны зрения. Впервые в школе классы охраны зрения были открыты в 2002 году. Всего в МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска, РТ в настоящий момент обучаются 1393 учащихся. В классах охраны зрения обучается 117 обучающихся, всего в школе 20 детей-инвалидов, из них 10 – инвалиды по зрению, дети с нарушениями зрения - 115, 2 – дети с тугоухостью, 2 – с ЗПР.
На первой ступени обучается 50 детей с ОВЗ;
В среднем звене обучается 60 детей с ОВЗ;
В старшем звене – 7 детей с ОВЗ.
В исследовании приняли участие 50 младших школьников 1-4 классов охраны зрения, имеющих нарушения зрения и другие функциональные расстройства, хронические заболевания и занимающихся в разных медицинских группах здоровья.
Основная часть.
Одним из значительных ресурсов эффективности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать физкультурно-оздоровительную деятельность. Она способствует стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, способствующей социализации ребенка, функционально и содержательно дополняется физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Приобщение детей к физической культуре.
Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья обучающемуся и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей младшему школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся нами на протяжении многих лет, и эта работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
Следующее условие нашей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – поэтапное развивающее взаимодействие с ребёнком педагогов, специалистов, родителей. В этом процессе мы создаём опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Организовываем умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе используем следующие формы физкультурно-оздоровительной работы, коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
4.1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Утренняя гимнастика. Разработаны комплексы по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Подвижные и спортивные игры. Игры на ориентировку в пространстве, координацию.
Физкультурные минутки. При амблиопии слабо развита мелкая мускулатура рук, нарушена координация пальцев. Поэтому в физкультминутки включены пальчиковая и зрительная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика корригирующая.
Динамические паузы.
Ритмопластика.
Логоритмика.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика бодрящая.
Релаксация.
4.2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Непосредственно – образовательная деятельность.
Спортивная работа. Городские и республиканские соревнования. Дни здоровья. Досуги. Праздники. Неделя игры.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).
Работа с родителями. Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями. Открытые уроки. Выступление на родительских собраниях, консультации, памятки, туристические походы, соревнования.
Гимнастика расслабления (перед сном). Упражнения на релаксацию, направленные на коррекцию зрительной патологии.
Гимнастика пробуждения. Упражнения на дыхание. Профилактика плоскостопия.
Технология валеологической направленности.
Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук.
Проектная деятельность.
4.3. Урок физкультуры.
Профилактика и коррекция осанки.
Профилактика плоскостопия.
Развитие физических качеств.
Дыхательная гимнастика.
Зрительная гимнастика.
Упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на релаксацию.
Самомассаж.
Работа на тренажерах.
Подвижные игры.
Результаты исследования
Важным условием здоровьесбережения и здоровьеформирования является организация систематического мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таблица 1. Группы здоровья
Класс Всего уч-ся Основная Подготовительная Специальная
1г 15 4 7 4
2г 9 1 7 1
3г 13 6 6 1
4г 13 0 11 2
Итого 50 11 31 8
Таблица 2. Функциональные расстройства, хронические заболевания
Классы охраны зрения Нарушение осанки Плоскостопие ФИССС Неврологические отклонения ММД Мочеполовая система Нарушение слуха Эндокринная система
1г 0 0 7 0 1 1 0 0
2г 2 0 2 2 0 0 1 0
3г 1 1 2 1 0 0 1 0
4г 2 2 3 1 0 0 0 4
Итого 5 3 14 2 1 1 2 4
Данные две таблицы позволяют увидеть все группы здоровья, хронические и функциональные расстройства учащихся начальной школы классов охраны зрения и предположить их потенциальные возможности, на основе которых специалисты строят индивидуальную программу психолого-медико-педагогической работы средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Заболеваемость и группы здоровья контролировали по анализу классных журналов, анализировались медицинские карты учащихся, поддерживался контакт с медицинским работником школы.
Выводы
Таким образом, содержание процесса педагогической работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой совокупность образовательных, оздоровительных, профилактических, рекреационных и других мероприятий, направленных на педагогическую поддержку в реализации потенциальных возможностей ребенка.
Создание здоровьесберегающего пространства в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, в основе которого находится деятельностное отношение к собственному здоровью, физическому развитию, социальной адаптации и социализации осуществлялось в процессе обучения через практические занятия различными оздоровительными техниками, методам и технологиями формирования двигательных умений и развития физических качеств.
В исследовательской работе представлена медицинская оценка здоровья младших школьников классов охраны зрения, которая помогает реализовать процессуальную сторону работы с этими детьми на основе включения в структуру учебных и самостоятельных занятий средств и методов физкультурно-оздоровительной направленности, с учетом условий жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, характера их заболевания и реальных возможностей.
Внедрена в образовательный процесс школы технология работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности. Разработка этих и ряда других проблем в педагогическом аспекте будет способствовать эффективному процессу социализации и адаптации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
Артюшенко, Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: Дис. канд. пед. наук /Наталья Петровна Артюшенко. – Томск, 2010. – 180с.
Батова, А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: Автореф. дис. … канд. пед. наук /Анастасия Вениаминовна Батова. – М., 2001. – 22с.
Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004. – 240 с.
Борисова, Н.В. Инклюзивное образование: ключевые понятия /Н.В.Борисова, С.А.Прушинский. – М.: Перспектива, 2009. – 47с.
Буданова, Л.Б. Построение модели инновационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. … канд. пед. наук / Лариса Борисовна Буданова. – М., 2007. - 171 с.
Гравит, Ю.В. Педагогические условия социальной адаптации младших школьников в процессе занятий физической культурой: Дис. канд. пед. наук /Юлия Викторовна Гравит. – М., 2004. – 146с.