Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы православной культуры.

город Армавир
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 8











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ____ Основам религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы православной культуры______________


Уровень образования (класс) начальное общее образование (4 класс)

Количество часов 34


Учитель Нарыкова Е.А.

Программа разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.













Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» составлена на основе :
- А. Я. Данилюк - «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 классы;
- Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, с учетом изменений, внесенных в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования, и утвержденных приказом Минобрнауки России от 31 января 2012г. № 69, а также с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией в обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную и нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос самосовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.





Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Модуль «Основы православной культуры» рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в 4 классе.

Основные задачи комплексного учебного курса
(описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих ценностное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование начальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса
«Основы религиозных культур и светской этики»,
учебный модуль «Основы православной культуры»
Содержание каждого модуля учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов (уроков).
Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час).
Россия – наша Родина.
Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов)
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование
с определение основных видов учебной деятельности.

№ п/п
Содержание модуля учебного курса
Тематическое планирование
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся

1
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества
Россия – наша Родина.

1
Формируют представление о Родине, как совокупности жизненно важных ценностей, что создает желание изучать духовное и культурное наследие, приобщаться к нему и сохранять.

Создают мотивацию и механизм восприятия всего курса учебно-воспитательной программы, как единого процесса усвоения ценностей православной культуры.

2
Основы православной культуры.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

28
Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную.
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Знать: как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.
Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную

3
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

5
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами православной религии.
Учатся дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Учатся приводить примеры явлений православной традиции
и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)




Итого
34



Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Методическая литература:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2012-2014 г.
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
Календарно – тематическое планирование
по основам религиозных культур и светской этики, модуль – основы православной культуры
№ по п/п
№ уро-ка по теме
Тема урока
Кол – во
часов
Дата
проведения
Оборудо-вание
Основные виды учебной деятельности (УУД)





По
плану
Факти-чески

Предметные
Метапредметные
и личностные



Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1


Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебное пособие «Основы православной культуры».


«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.


Мультиме-дийное оборудование.


Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

Дополнитель-ная литература по православию.

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебное пособие «Основы православной культуры».



«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.












Формируют представление о Родине, как совокупности жизненно важных ценностей, что создает желание изучать духовное и культурное наследие, приобщаться к нему и сохранять.




Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.



Изучают основы духовной традиции православия.



Дают определение основных понятий православной культуры.



Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.



Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Разрабатывают духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».
Метапредметные:
Учатся работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам.

Личностные:

Создают мотивацию и механизм восприятия всего курса учебно-воспитательной программы, как единого процесса усвоения ценностей православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

1
1
Россия – наша Родина.

1








Основы православной культуры.
28






2
1
Введение в православную духовную традицию.
1






3
2
Особенности восточного христианства.
1






4
3
Культура и религия.
1






5
4
Во что верят православные христиане.
1






6
5
Добро и зло в православной традиции.
1






7
6
Золотое правило нравственности.
1






8
7
Золотое правило нравственности.
1






9
8
Любовь к ближнему.
1






10
9
Отношение к труду.
1






11
10
Долг и ответственность.
1






12
11
Долг и ответственность.
1






13
12
Милосердие и сострадание.
1






14
13
Православие в России.
1






15
14
Православный храм и другие святыни.
1






16
15
Православный храм и другие святыни.
1






17
16
Православный храм и другие святыни.
1






18
17
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
1






19
18
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
1






20
19
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
1






21
20
Православный календарь.
1






22
21
Православный календарь.
1






23
22
Православный календарь.
1






24
23
Праздники.
1






25
24
Праздники.
1






26
25
Праздники.
1






27
26
Христианская семья и её ценности.
1






28
27
Христианская семья и её ценности.
1






29
28
Христианская семья и её ценности.
1








Духовные традиции многонационального народа России.
5






30
1
Любовь и уважение к Отечеству.
1






31
2
Любовь и уважение к Отечеству.
1






32
3
Любовь и уважение к Отечеству.

1






33
4
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
1






34
5
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
1








ИТОГО
34








15