Рабочая программа курса культуры и этики Основы православной культуры (по УМК Л.Л.Шевченко)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 города Новошахтинска
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО на педагогическом совете Директор МБОУ СОШ№4
____________2013г. Протокол №1 от 30.08.13г. _______________________
___Руководитель МО (приказ №61/1 от 30.08.13г.)
Рабочая программа
по курсу культуры и этики
«Основы православной культуры»
6 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Мамаева Е.В.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 6 класса разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно- исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. На основе письма Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16. Согласно которому, определено ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ по учебному предмету «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА». (Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции 10-11 октября 2002 года. М., 2003.)
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.
Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования
Цель курса духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российским духовным традициям.
Основные задачи:
приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование начальных представлений о российских духовных традициях;
смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста;
формирование первоначальных представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
сформировать первоначальные умения применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках курса, а также в соответствующей системе межпредметных связей должна обеспечивать реализацию единых требований к результатам освоения содержания:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека.
Для реализации Рабочей программы используется учебно–методический комплект, включающий:1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 6 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.Программа учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко 6 год обучения рассчитана на 34 недели. Согласно базисному учебному плану на предмет «Основы православной культуры» в 6 классе отведено 34 недели (1 час в неделю).
Литература для учащихся
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. с. – 10 000 экз. - ISBN
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-020-2
Литература для учителя (основная)
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. с. – 10 000 экз. - ISBN
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст
·]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-020-2
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. с. – 1000 экз.– ISBN
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие]: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. с. – 1000 экз.– ISBN
№
Дата
Фактическая дата
Тема урока
Цели урока
Словарь
Домашнее задание
I четверть
Крещение Руси и распространение христианства – 18 часов.
1
3.09
Распространение христианского учения на территориях славянских
племен.
Сформировать представление о роли христианского учения на территории славянских племен.
Христианское учение; славянские племена.
Составить рассказ о распространение христианства на Руси.
2-3
10.09
17.09
Князь Владимир и Крещение Руси.
Иметь представление о Крещении Руси, его предпосылках. Сформировать представление о личности князя Владимира. Понимать значимость принятия христианства Русью.
Таинство крещения.
Подготовить сообщения на тему: «Крещение Руси».
4
24.09
Крещение Киева и Новгорода.
Понимать значимость крещения главных центров Руси.
Центры Руси.
Подготовить рассказ о крещении Киева и Новгорода.
5-6
1.10
8.10
Храмостроительство в новокрещенной Киевской Руси.
Иметь представление о храмостроительстве в новокрещенной Руси. Понимать его духовную и эстетическую значимость.
Храмостроительство.
Нарисовать православный храм.
Подготовить презентации по теме.
7-8
15.10
22.10
Зарождение на Руси новой христианской духовности.
Иметь представление о роли духовного мира в жизни человека. Понимать значимость духовности.
Духовность.
Написать мини-сочинение «Роль духовности в жизни человека».
II четверть
9
5.11
Смерть князя Владимира. История братоубийства сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба.
Иметь представление о междоусобных распрях русских князей. Знать историю смерти святых Бориса и Глеба.
Междоусобица
Сообщения о Борисе и Глебе.
10-11
12.11
19.11
Первые русские святые. Конец Святополка Окаянного.
Иметь представление о первых русских святых.
Святость, святые.
Подготовить рассказ о первых русских святых. (Об одном на выбор).
12
26.11
Просвещение Руси при Ярославе Мудром.
Понимать значимость просвещения на Руси. Иметь представление о личности Ярослава Мудрого.
Просвещение.
Сообщения «Первые русские библиотеки».
13-14
3.12
10.12
Храмостроительство на Руси. Русские зодчие.
Понимать значимость храмостроительства на Руси. Иметь представление о духовной направленности строительства храмов.
Храм Божий, церковь, монастырь.
Выполнить аппликацию по теме: «Храмы Руси».
15
17.12
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Познакомиться с одним из первых русских памятников письменности «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Благодать; слово как жанр древнерусской литературы.
Проанализировать текст «Слова».
16
24.12
Укрепление Киева. Строительство Золотых ворот с Благовещенской церковью.
Иметь представление о строительстве Золотых ворот с Благовещенской церковью. Понимать духовную значимость этого строительства.
«Золотые» ворота.
Благовещенье.
Нарисовать рисунок «Золотые ворота» или «Благовещенская церковь».
III четверть
17
14.01
Киево-Печерский монастырь. Становление государственности Руси.
Продолжить знакомство с монастырями Руси. Понимать духовную и государственную значимость Киево-Печерского монастыря.
Монастырь.
Подготовить рассказ «Становление государственности на Руси».
18
21.01
«Золотые слова» Ярослава Мудрого.
Понимать значимость «золотых слов» Ярослава Мудрого.
«Золотые слова».
Написать мини-сочинение « Итоги правления Ярослава Мудрого».
Начало славянской письменности – 16 часов.
19
28.01
Детство и юность Константина Философа.
Иметь представление о личности Константина Философа.
Святой.
Подготовить рассказ о детстве и юности Константина Философа.
20
4.02
История создания славянской азбуки.
Знать историю создания славянской азбуки. Понимать значимость ее изобретения.
Глаголица и Кириллица.
Подготовить рассказ «История создания славянской азбуки».
21-22
11.02
18.02
Защита святыми братьями славянского языка.
Славянские азбуки – кириллица, глаголица.
Иметь представление о духовных подвигах Кирилла и Мефодия.
Духовный подвиг.
Нарисовать рисунок первой славянской азбуки в своей интерпретации.
23
25.02
«Сказание о письменах черноризца Храбра.»
Иметь представление о памятниках письменности Руси.
Черноризец.
Проанализировать текст и пересказать его.
24
4.03
Перевод святыми братьями на славянский язык Псалтири, Евангелия и Апостола.
Понимать значимость перевода Евангелия, Псалтири, Апостола.
Евангелие, Псалтирь, Апостол.
Подготовить рассказ о роли перевода богослужебных книг.
25
11.03
Старославянский и церковно-славянский языки.
Иметь представление о стилевых особенностях старославянского и церковно-славянского языков.
Старославянский и церковно-славянский языки.
Подготовить рассказ о роли старославянского языка и его влиянии на формирование церковно-славянского языка.
26
18.03
Обобщение и систематизация знаний по истории создания славянской азбуки.
Обобщить и систематизировать знания по истории создания славянской письменности.
Славянская письменность.
Подготовить творческий проект «История создания славянской письменности».
IV четверть
27
1.04
Защита творческих проектов по главе «Начало славянской письменности».
Систематизировать знания по изученной теме.
__________
Подготовить рассказ о Преподобном Серафиме Саровском.
28
8.04
Святые на Руси. Преподобный Серафим Саровский.
Иметь представление о святых на Руси. Понимать значимость их духовного подвига Серафима Саровского.
_________
Подготовить рассказ о Святителе Николае Чудотворце.
29
15.04
Святитель Николай Чудотворец. Чудеса веры.
Иметь представление о святых на Руси. Понимать значимость их духовного подвига Николая Чудотворца.
___________
Подготовить рассказ о Преподобном Сергеи Радонежском.
30
22.04
Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергеева Лавра.
Иметь представление о святых на Руси. Понимать значимость их духовного подвига Сергея Радонежского.
__________
Составить маршрут заочного путешествия в Троице-Сергееву Лавру.
31-32
29.04
6.05
Куликовская битва. Её значимость. Святой Димитрий Донской. Русские святые времен татарского нашествия.
Иметь представление о значимости Куликовской битвы. Иметь педставление о личности Димитрия Донского.
____________
Нарисовать рисунок «Куликовская битва».
33
13.05
Экскурсия в Храм Донской Иконы Божией Матери.
Познакомиться воочию с одним из святых храмом родного города.
___________
Подготовить рассказ «Моё впечатление от экскурсии в храм».
34
20.05
Урок систематизации и обобщения знаний, полученных за год.
Закрепить и обобщить знания, полученные за год.
___________
15