Педагогический консилиум по теме «Преемственность в обучении начального и основного звена».
Педагогический консилиум по теме «Преемственность в обучении начального и основного звена».
Проблема:
-педагогическая (большое число учителей, предметов, требований, технологий);
-психологическая (смена процесса ведущей деятельности. Формирование новой социальной позиции).
Цель :1.Ознакомление с психолого-педагогической характеристикой учащихся.
2.Формулировка проблем.
3.Обсуждение и принятие комплекса мер по сокращению сроков адаптации учеников для создания максимально благоприятных условий для самореализации личностей учащихся.
Участники:
1.Учителя начальных классов.
2.Классные руководители 5-х классов.
3.Учителя-предметники.
4.Педагог-психолог.
5.Валеолог, социальный педагог.
6.Администрация.
Подготовительная работа.
1.Общее знакомство с классом, наблюдение.
2.Подготовка карты-характеристики психологом, учителями начальных классов.
3.Подбор психолого-педагогической литературы по теме.
Ход.
1.Целевая установка.
2.Выступление психолога с результатами диагностики.
3.Первые впечатления об обучающихся 5-х классов учителей-предметников.
4.Выступления учителей начальных классов с материалами наблюдений. Формулировка проблем.
5.Выработка комплекса мер по сокращению сроков адаптации учащихся.
Форма: «Круглый стол»
Материалы: презентация с методическими рекомендациями по проблеме адаптации, цветные кружки.
Доклад о проблемах адаптационного периода
Любой учитель скажет, что пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
- возросший объем работ как на уроке, так и дома;
- новые требования к урокам и новые учителя;
- необходимость много работать самостоятельно и т.д.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов
Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.
Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.
Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.
Возрастные и психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретение чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка
Внешне это проявляется по разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками.
Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит
дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации . Очень важно в этот период набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания.
Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Выступление учителей начальных классов об особенностях своих бывших классных коллективов, указали кому из учеников надо уделить внимание в первую очередь, каким детям нужен индивидуальный подход, кто из учащихся может стать опорой классному руководителю, кого дети считали лидерами, кого отвергали и т. д. Познакомили с социальным составом семей, рассказали о своих трудностях в работе с отдельными семьями и детьми.
Учителя -предметники поделились своими наблюдениями, обменялись мнениями и впечатлениями о подготовке учащихся, рассказали о трудностях в работе. Было отмечено, что программа нач. школы и среднего звена не всегда имеет плавного перехода, детям и учителям приходится сталкиваться с отсутствием преемственности в программе между начальной и средней школой.
Рекомендации педагогического консилиума
I.Классным руководителям:
1.Изучение личных дел обучающихся, медицинских карт.
2.Ознакомление обучающихся с Едиными требованиями для учащихся в школе и контроль за соблюдением этих требований.
3.Проведение классных часов знакомства, индивидуальные беседы и т.д.
4.Участие в проведении диагностики для отслеживания прохождения адаптации за эмоциональным состоянием учеников, своевременное, оперативное информирование членов педагогического коллектива, администрацию о возникающих проблемах.
II.Учителям начальных классов:
1.Посещение уроков с целью наблюдения за процессом адаптации учеников к новым условиям обучения.
III.Учителям-предметникам:
1.Соблюдение единого подхода в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2.Создание условий для формирования положительной мотивации обучающихся:
-постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
-создание ситуации успеха;
-избежание отрицательных отметок в Iтриместре.
3.Соблюдение в соответствии с СаНПиН объема домашних заданий, проведение физкультминуток.
4.Использование рекомендаций методкабинета, представленных в помощь учителю.
IV.Педагогу-психологу:
1.Индивидуальные консультации для учащихся, учителей, родителей.
2.Анализ дозировки объема домашних заданий.
4.Посещение уроков с целью психологического анализа уроков.
V.Заместителям директора по УВР и ВР:
1.Ритуальность при переходе в основное звено
2.Посещение уроков.
Рефлексия (нарисовать рожицу настроения на кружке)