Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся
МКОУ «Подколодновская СОШ»
Программа
по сопровождению
слабоуспевающих учащихся
Составитель: учитель начальных классов Абраменко Т.М.
2012-2013год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера. Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества. У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.
Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может .
Цель: помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.
Задачи:
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
логопедическая коррекция нарушения речи;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Принципы и подходы:
Принципы построения:
приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.
Этапы и фазы: выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. физиологические;
2. психологические;
3. социальные.
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Специфика кадров.
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Таким образом, в реализации данной программы должны участвовать не только классный руководитель и родители, но и обязательно подключаются: психолог, логопед, врач, педагог – психолог.
Содержание программы
индивидуального сопровождения отстающих учащихся
№
Содержание
Формы занятий
1
Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся.
Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика.
2
Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики:
а) психофизической;
б) педагогической;
в) логопедической;
г) медицинской;
д) социально – педагогической.
Тестирование.
Педагогическая диагностика.
Диагностика.
Медицинское обследование, анализ карт развития.
Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи
3
Заключение и рекомендации педагога, логопеда, психолога, социального педагога и врача специалиста по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся.
Индивидуальные консультации
4
Первичный ПМПк МОУ СОШ:
определение компенсаторных возможностей ребенка;
составление комплексной индивидуальной программы;
составление плана коррекционных мероприятий специалистами с учетом индивидуальной программы;
определение образовательного маршрута для учащегося.
Консилиум
5
Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком.
Урок, индивидуальное занятие.
6
Отслеживание динамики в развитии на плановых и срочных
ПМПк МОУ СОШ:
оценка динамики обучения и коррекции;
внесение изменений в индивидуальную программу;
назначение дополнительных обследований.
Обсуждение, беседы с родителями.
7
Заключительный ПМПк МОУ СОШ :
оценка статуса ребенка на момент окончания коррекционной работы по индивидуальной программы;
разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям обучения.
Консилиум
8
Тематический административный контроль “Работа учителей I ступени обучения со слабоуспевающими учащимися”.
Заголовок 115