План работы кружка по математике Вопросы математики по подготовке слабоуспевающих учащихся к ГВЭ
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
Протокол № ____ Директор школы:
«30» августа 2016 г________ В.О. Полуянчик
«_____»__________2016 г
МБОУ "Кировская ОШ №1" Кировского района Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА
Класс: 9-А, Б.
Уровень общего образования: общеобразовательная школа
Учитель: Науменко Ю.В.
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа, 1 час в неделю, 34 недели
Планирование составлено на основе: примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы
Рабочую программу составила: _________________ Ю.В. Науменко
СОГЛАСОВАНОРассмотрено на заседании МО учителей
Зам. директора по УВР: естественно-научного цикла
__________ В.С. КоныкПротокол № ____
от «17» июня 2016 г
Руководитель МО: ________ Э.Б. Абдулжелилова
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа кружка по математике для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по математике для общеобразовательных учреждений. Направление программы – естественно-математическое.
В связи с необходимостью сдачи в 9 классе государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ или в любой другой форме возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки обучающихся к продолжению образования.
Особенности такого экзамена:
В структуре контрольных измерительных материалов ГИА выделены три модуля: "Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Задания модулей «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика» проверяют уровень освоения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Выделение модуля «Реальная математика» и небольшое увеличение количества практико – ориентированных заданий подчёркивает важность освоения таких математических компетенций, как умение применять знания в практической жизни и в смежных областях.
Умение решать задачи на проценты, линейные и квадратные уравнения и неравенства, иррациональные уравнения определенного уровня сложности, системы уравнений и неравенств, прогрессии, математически грамотно и ясно записать решение, применяя различные теоретические знания курса геометрии, владеть широким спектром приёмов и способов рассуждений является обязательным требованием, предъявляемым к выпускникам основной школы.
Целью занятий кружка по математике является подготовка обучающихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами, эффективное выстраивание стратегии и тактики итогового повторения. Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов. Уровень обучения базовый.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Планируемые результаты
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения цели; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
умение оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её трудность и возможность решения;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия;
умение строить логическое рассуждение, делать умозаключение и выводы;
развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности)
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и др.) для решения поставленной задачи;
умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение планировать деятельность для решения учебных задач исследовательского характера;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;
Предметные:
умение работать с математическим и геометрическим текстом ( извлекать необходимую информацию);
владение базовым понятийным аппаратом ( число, геометрическая фигура);
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимости между величинами на основе обобщения частных случаев;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов;
умение решать задачи на вероятность случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов математики и геометрии, в том числе задач не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать правила и уметь выполнять действия с целыми числами, дробями, квадратными корнями;
уметь применять формулы сокращённого умножения;
решать основные задачи на дроби, проценты;
выполнять действия со степенями с натуральными, целым и рациональными множителями;
уметь преобразовывать буквенные выражения;
уметь решать линейные и квадратные уравнения, несложные дробно-рациональные уравнения, применять в простейших случаях замену переменной;
уметь решать системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные и сводимые к ним дробно-рациональные неравенства с одной переменной;
решать основные задачи на движение или, работу, задачи на проценты, концентрацию, части, доли, смеси;
уметь решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии с применением формул n-го члена прогрессии, либо формулы суммы n-первых членов прогрессии;
строить графики изученных функций, и отвечать на вопросы, связанные с их исследованием;
решать задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления;
знать определение модуля числа, свойства и уметь применять их при решении простейших задач;
уметь решать простейшие линейные и квадратные уравнения и неравенства, их системы с параметром.
уметь решать задачи на доказательство, на вычисление длин, углов, площадей,
знать формулы вычисления скалярного произведения, уметь строить сумму и разность векторов, находить координаты вектора, его длину, угол между векторами;
уметь строить симметрию;
уметь вычислять синус, косинус, тангенс, котангенс угла;
уметь решать задачи на вычисление статистических данных, на вероятность случайных событий.
Содержание.
Модуль «Алгебра» (19 часов)
1.Числовые выражения. Преобразование алгебраических выражений. Иррациональные выражения. Числовая прямая.
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений, закрепить полученные навыки.
2. Последовательности и прогрессии
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.
Цель: Ввести математическую модель – числовая последовательность. Дать определение прогрессии, формул п-го члена, характеристического свойства и формул суммы п членов. Закрепить полученные навыки при решении задач.
3. Уравнения и неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Цель:
Рассмотреть способы решения алгебраических уравнений. Закрепить полученные навыки при решении уравнений.
Рассмотреть простейшие решения неравенств. Закрепить полученные навыки при решении неравенств.
4. Графики. Решение систем уравнений с помощью графиков.
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения) и неравенств.
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Цель: Рассмотреть способы решения систем уравнений и неравенств. Закрепить полученные навыки при решении.
5. Текстовые задачи. Задачи повышенного уровня.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Цель: Рассмотреть приемы решений задач на движение, смеси и сплавы, совместную работу, проценты. Закрепить полученные навыки при решении задач.
Модуль «Геометрия» (9 часов)
1.Основные утверждения и теоремы. Задачи на доказательство геометрических фактов
Теорема. Условие и заключение. Логически грамотная и ясная запись решения и доказательства.
Цель: Умение приводить необходимые пояснения и обоснования, владеть широким спектром приёмов и способов рассуждений.
2.Длины. Углы. Площадь.
Длина отрезков, сторон, диагоналей. Углы геометрических фигур. Площади геометрических фигур. Формулы. Вывод формул площадей геометрических фигур.
Цель: владеть способами и приёмами вычислительных навыков длин, углов, площадей.
3. Движение на плоскости. Векторы на плоскости.
Осевая и центральная симметрия. Поворот. Длина вектора. Сумма разность векторов. Скалярное произведение векторов. Применение скалярного произведения для вычисления длин векторов.
Цель: Рассмотреть приемы решения задач на вычисление длин векторов, скалярного произведение векторов.
Модуль «Реальная математика» (6 часов)
1. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события. Перебор возможных вариантов. Правило суммы и правило произведения. Размещения. Перестановки. Сочетания. Классическое определение вероятности. Геометрические вероятности.
Цель: овладеть навыками вычисления статистических характеристик, на основе статистической информации, научиться решать задачи на вероятность случайного события.
2. Прикладные задачи геометрии. Подсчёт по формулам.
Формулы расчёта расстояния, скорости, ускорения, высоты падающего тела температуры по шкале Цельсия и шкале Фаренгейта.
Цель: овладеть математическими компетенциями и знаниями при решении задач, используемые в практической жизни и смежных областях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год: 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.
№ п\п Наименование темы Коли-чество часов Дата Характеристика основных видов деятельности ученика
План Факт Модуль «Алгебра» 19 1-4 Числовые выражения. Преобразование алгебраических выражений. Иррациональные выражения. Числовая прямая. 4 Выполнять преобразование алгебраических выражений. Применять основное свойство рациональной дроби, для преобразования выражений. Работать с рациональными и иррациональными числами.
5,6 Последовательности и прогрессии 2 Решать задачи на сложные проценты, используя формулы прогрессий.
7-11 Уравнения и неравенства, их системы 5 Решать системы уравнений и неравенств разными способами.
12-14 Графики. Решение систем уравнений с помощью графиков. 3 Строить графики уравнений для графического решения. Решать текстовые задачи, используя систему уравнений.
15-19 Текстовые задачи.
5 Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений с двумя переменными, интерпретировать результат.
Модуль «Геометрия» 9 20-23 Основные утверждения и теоремы. Задачи на доказательство геометрических фактов 4 Решение задач на доказательство геометрических фактов разного уровня.
Проверить уровень усвоения основных определений, утверждений и теорем.
24-26 Длины. Углы. Площадь. 3 Решение задач на вычисление длин, углов, площадей.
27,28 Движение на плоскости. Векторы на плоскости.
2 Иллюстрировать основные виды движений, в том числе компьютерных программ. Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач
Модуль «Реальная математика» 6 29-31 Элементы комбинаторики и теории вероятностей
3 Вычислять частоту случайного события, оценивать вероятность случайного события. Решать задачи на вычисление вероятности случайного события.
32-34 Прикладные задачи геометрии. Подсчёт по формулам.
3 Выражать из формул одну величину через другие данные. Решать геометрические задачи, применяя компетентностный подход к структуре построения решения.
Итого 34