Статья Разноуровневое обучение в преподавании русского языка (из опыта работы)
Основные уровни познавательной активности учащихся
Анализируя психолого-педагогические особенности учащегося каждого уровня, можно определить основные направления работы по активизации у них познавательной деятельности.
Нулевой уровень
Занимаясь с этой группой учеников, помню о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. Поэтому стараюсь не давать им заданий, которые требуют быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Они нуждаются в более длительном промежутке времени на подготовку и обдумывание ответа. Таким учащимся предлагаю выполнить лишь часть задания или проверяю до определённого места. Вся деятельность направлена на включение школьников в учебный процесс. Таким образом, рождается цепочка успеха: состояние комфортности - отсутствие страха - чувство уверенности - ожидание уроков.
Относительно - активный уровень
Для учащихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. В таких ситуациях стараюсь «держать» внимание учеников вопросами, но задаёт их не учитель, а сами дети. В конце урока учащиеся задают несколько вопросов по теме. Это несложное задание помогает им выполнять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока. Необходимо отметить, что эти учащиеся торопливы, поэтому я использую в их работе таблицы, опорные схемы, различные виды разборов. Стратегия учителя в работе с относительно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помогать им включаться в учебную деятельность, но и поддерживать для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока.
Исполнительно - активный уровень
Эти учащиеся обладают умением соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определённой учебной цели. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются во все формы работы на уроках. Они осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, предлагают оригинальные пути решения и работают, в основном, самостоятельно. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал прост, если учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся актуальна. Основные приёмы в моей работе с такими учениками – проблемные, частично – поисковые и особые ролевые ситуации. Например, ребята на уроке оценивают устные и письменные ответы одноклассников, т.е. берут на себя роль «экспертов».
На ученика возлагается роль «наблюдателя», который следит за темпом урока, «мудреца», который подводит итог урока, «хранителя знаний», который говорит о том, какие правила повторялись на уроке. Поскольку эти дети предрасположены к более высоким требованиям в обучении, для них должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций.
Творческий уровень
Проблема состоит не только в том, чтобы выделить этих способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным открыть в себе способности, о которых они и не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут отдельные приёмы, активизирующие творчество учащихся и специальные творческие уроки. Все эти приёмы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности.
Непременным условием, я считаю, должен быть процесс видения окружающего мира ребёнком, одна из предпосылок развития не только письменной речи, но и творческих способностей учащихся. Это развивает творческий вкус – литературный, заставляет глубже понять красоту окружающего мира, ощутить выразительность, мягкость и прелесть русского слова, научит им пользоваться.
Учащиеся пишут небольшие рассказы, стихи, лирические зарисовки. Посмотрите, какое тонкое понимание и какое представление о прекрасном в жизни ребёнка.
Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится, печальная,
Как последний вздох души.
Это плачет лебедь умирающий,
Он с своим прошедшим говорит,
А на небе вечер догорающий
И горит и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы?
Отчего так бьется эта грудь?
В этот миг душа его желала бы
Невозвратное вернуть.
Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
Все, на что надеялась любовь,
Проскользнуло быстрым сновидением,
Никогда не вспыхнет вновь.
Все, на чем печать непоправимого,
Белый лебедь в этой песне слил,
Точно он у озера родимого
О прощении молил.
И когда блеснули звезды дальние,
И когда туман вставал в глуши,
Лебедь пел все тише, все печальнее,
И шептались камыши. (Кустова Анастасия, 6А класс)
Общение детей с природой даёт богатый материал для творчества. А если добавить к этому немного детской фантазии, то рождаются рассказы, стихи и сказки.
Заяц
Жил бедный мужик. Шел он по чистому полю и увидел под кустом зайца. Он очень обрадовался и начал мечтать:
– Вот поймаю этого зайца и продам его за сто рублей. На сто рублей куплю двух гусей. Они выведут двадцать гусят. Осенью гусят продам за тысячу рублей. Куплю корову. Буду продавать молоко, творог и сметану. Потом корова отелится. Теленка продам. Построю большой дом, женюсь. Жена родит мне двух сыновей: Кольку и Ваньку. Дети вырастут хорошими людьми, женятся и будут у меня внуки. И буду я самый счастливый человек на земле.
«Эх!» – радостно крикнул он. Да так громко, что заяц испугался и убежал.
(Ильин Алексей, 5 Б класс)
Эти первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к этой работе, пытаются проявить себя.
И как же не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином»
В нашей школе с 2006 года выпускается газета «27 меридиан», редактором которой я являюсь, а с 2007 года, по моей инициативе, издаётся литературный альманах «Вдохновение», где мы печатаем лучшие творческие работы учащихся 2-11 классов.
Что нам дал такой подход к обучению?
Во-первых, перестраивая отношения “учитель-ученик”, “ученик - ученик” приспособили учебный процесс к индивидуальным психофизическим особенностям. Этим создали более комфортные условия для обучения и взаимоотношений детей, тем самым избежали конфликтных ситуаций в коллективе. Так соблюдается одна из составляющих гуманной педагогики - комфортность ученика и комфортность учителя.
Во-вторых, это дало возможность каждому ребенку обучаться на том уровне сложности, какой ему под силу, и в соответствии с тем временем и в том темпе, которые необходимы каждому в зависимости от личных способностей и психологических особенностей.
В-третьих, скомплектованные группы являются «подвижными», то есть возможен переход из одной группы в другую. Основанием перехода может служить успешное обучение ребенка в данной группе: по рекомендации учителя и желанию самого школьника он переходит в группу с более высоким уровнем обучения. Если же ученик испытывает затруднения в обучение, то предполагается временный переход в группу другого уровня, а при улучшении результатов он может вернуться обратно.
В-четвертых, это дало возможность сохранить и повысить качество знаний учащихся по русскому языку и осуществлять учебный процесс без второгодников и неуспевающих.
Для меня как учителя важно было понять и принять ребенка таким, какой он есть, ведь необходимо понимать не только хорошего, послушного ученика, но и того, к кому нужно найти подход, которому необходимо помочь, которого нельзя оставить без внимания. Поэтому моей задачей стало «сделать трудное привычным, привычное – легким, легкое – приятным». Приоритетным в организации педагогического взаимодействия с учениками в ходе разноуровневого обучения стало для меня формирование межличностных отношений педагога и учеников в гуманистическом сотрудничестве.
Дети обитают в своем пространстве, а мы, взрослые, в своем: дети занимают позицию «снизу», а мы, взрослые, - «сверху». А для достижения успехов нужна другая формула: «Не рядом, не над, а вместе». Стараясь создавать психологически комфортную атмосферу, проявляя уважительное отношение к ученику, добиваюсь чувства уверенности в посильности выполняемых заданий, создавая ситуацию успеха. А атмосфера доброжелательности есть первое условие создание ситуации успеха. Слагаемые атмосферы доброжелательности – улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к тому, кто допустил ошибку. Второе условие создание ситуации успеха – снятие страха. Говорю что-то вроде: “Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить…, работа проста, материал знаешь”. Третье условие: необходимо авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи: “Ты сделаешь, и сделаешь хорошо!” Ключевым моментом в создании ситуации успеха является высокая мотивация предлагаемых действий: “Это нам очень полезно…”, “Тебе важно, чтобы…”
Каждый урок русского языка должен быть уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых его возможностей, поэтому тщательно продумываю уроки, посвященные роли языка в жизни общества, богатству русского языка.