Рабочая программа обьединения Художественное выпиливание.
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Аннинская станция юных техников
«Рассмотрено»:«Утверждено»
На методическом объединении СЮТ
Протокол № 1 от 5.09.2014г. Директор СЮТ Шубин С.А__________
Приказ. №26 от 15.09.2014г.
Программа
Объединения
«Художественное выпиливание»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 7-13 лет
Программу разработал:
Педагог дополнительного образования: Мананникова Ольга Николаевна
п.г.т. Анна 2014г
Пояснительная записка
Введение
Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда – единственного средства развития человеческого общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Человек трудится, создает что-то новое и подходит к этому, конечно же, творчески.
Потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика. Ее удовлетворение дает ему интенсивное ощущение радости жизни, позволяет ребенку свободно выразить свои чувства и эмоции, ощутить себя творцом, преобразователем и властелином маленького мира, придуманного им самим.
Одной из важнейших проблем требующей своевременного решения в наше время является развитие творческих способностей и активности подрастающего поколения. Искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей. Очень большая роль в воспитании и становление личности отводится знакомству с различными видами искусства и раскрытию комплексного характера художественного мастерства.
Большая роль в этом принадлежит занятиям по художественному выпиливанию, т. е объединению «Художественное выпиливание».
Программа объединения «Художественное выпиливание» направлена на развитие эстетических чувств к художественным ценностям. Художественное выпиливание – это один изнаиболее распространенных видов декоративно прикладного искусства. Занимаясь художественным выпиливанием, можно изготовить различные поделки, которые украсят быт. Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
Художественные узоры в изготавливаемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В рисунках изготавливаемых предметов могут быть использованы узоры и рисунки народных мастеров, мотивы из прошлого народа, народных сказок, а так же тематические рисунки.
Систематические занятия выпиливанием открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мышление.
В процессе освоения программы дети приобретают навыки работы по дереву, умение соблюдать осторожность при работе с режущими инструментами.
Сначала необходимо хорошо изучить теоретический материал, а затем переходить к практическим заданиям.
Дает возможность учащимся проявить свои индивидуальные творческие способности
Данная программа рассчитана на 3 год обучения для обучающихся 7-13 лет.
Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения руководителя с показом дидактического материала и приёмов работы. В практической части осваиваются приемы выпиливания, затем выполнение индивидуальных и коллективных работ. Применяется и коллективный способ обучения, но и сами ребята учат друг друга работать.
Работа основана на принципах добровольности и учета интересов учащихся. В процессе обучения формируются такие качества, как дружба, товарищество, взаимопомощь.
В ходе творческой деятельности внимание детей в больше мере акцентируется на тех заданиях, которые требуют:
1. изобретательской, рационализаторской мысли,
2. самостоятельного поиска наилучших вариантов.
Занятия объединения способствуют развитию художественного вкуса, творческих способностей.
Занятия по данной программе построены так, чтобы ребенок работал с интересом и мог подойти к работе творчески. Тогда его движения становятся легки, свободны, на лице удовольствие. Он занят делом, которое важно для него. Психологи установили, что во время интересного занятия у ребенка улучшается слух, внимание, долго не наступает утомление.
Теория и практика – первые шаги к успеху, достижению желаемого результата. Большая роль в успешном проведении работы отводится организации занятия. Существует использование наглядностей (готовых изделий). Этот вариант показывает то, к чему должен стремиться ребенок, к какому результату он может прийти, ставит перед ним определенные цель и задачу. Важную роль в процессе работы имеет по этапное проведение занятий. Такой порядок работы вносит в процесс занятий четкую задачу и способствует организованному и дисциплинированному проведению
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа объединения «Художественное выпиливание» направлена на развитие эстетических чувств к художественным ценностям ,развитие дизайнерских способностей. Учащиеся имеют возможность проявить себя как личность, показать свою творческую индивидуальность. В рамках программы занятия по художественному выпиливанию способствуют развитию художественного вкуса, точности, аккуратности, прививают трудовые качества при обработке фанеры, дают навыки работы с ручным лобзиком. Программа «Художественное выпиливание» открывает возможность для развития инициативы, творчества, способствует активизации мысли. В ходе трудовой деятельности учащиеся имеют возможность не только выбрать изделие, но и подойти к работе творчески. Программа направлена на то. Чтобы помочь детям раскрыться внутренне, пробудить самостоятельность и познакомить с возможными видами изделий из фанеры. Кроме того, обучение по данной программе направлено:
развитие у воспитанников умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий;
контролировать ход работы;
обучение стандартный приемам труда и привитие воспитанникам соответствующих навыков;
воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию.
На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий воспитанниками на каждом занятии. Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд
Новизна программы
В процессе работы учащиеся знакомятся с разновидностью выпиливания: ажурное выпиливание, рельефное выпиливание.
Программа дает возможность познакомиться с красотой труда, инструментами, материалами. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя творчески при изготовлении полочки, рамочки для фотографии, вазочки или других изделий.Программа предусматривает принципы развития:1.Индивидуальный подход.2.Наглядность.3.Систематичноси.4.Коллективности.5.Движение от простого, к более сложному.
Актуальность программы
Актуальность программы в том, что она способствует расширению знаний учащихся о инструментах и возможности их использования при обработке фанеры. Программа способствует развитию важных качеств личности: трудолюбия, внимательности, художественного вкуса, фантазии. Изделия выполненные в рамках программы можно использовать для украшения домашнего интерьера, а можно подарить близким.В дальнейшем жизнь потребует от сегодняшнего школьника. Чтобы он стал рационализатором, новатором, исследователем. Чтобы активно содействовал улучшению окружающей жизни.
Задачи объединения
Расширение политехнического кругозора детей;
Развитие конструкторских способностей;
Формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;
Воспитание культуры труда;
Профессиональное и эстетическое просвещение кружковцев.
При составлении программы учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.
Программа способствует расширению кругозора учащихся при работе с фанерой т.е. знакомит подробно с художественным выпиливанием с элементами конструирования. Эта техника развивает художественный вкус, точность, аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает овладеть различными инструментами. Программа благотворно влияет на развитие детей. Каждый занимающийся художественнымвыпиливанием начинает видеть прекрасное в жизни, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Работа в объединении ведется от простого к сложному.
Обучение рассчитано на три года.
Цели и задачи
Образовательные: научить правильно, подбирать материалы для выполнения работы, уметь читать и составлять схемы.
Воспитательные: воспитывать бережливость, трудолюбие, художественный вкус, чувство коллективизма, поддержки. Умение добиваться поставленных перед собой целей.
Развивающие: развить творческие способности детей, интерес к каждому изучаемому виду творчества и развивать чувство красоты и гармонии. Принципы развития
Индивидуальный подход.
Чередование различных видов деятельности.
Наглядности.
Систематичности.
Коллективности.
Движение от простого к более сложному.
Формы: индивидуальные, коллективные, урочные и внеурочные, в течение занятий, четверти, года. Специфика программы и учет возрастных особенностей учащихся позволяет включать в ход занятия игру, конкурсы, викторины, конструирование, рассказ учителя, объединяемые заданной темой и включающие в себя творческую деятельность ребенка
Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность программы «Художественное выпиливание» состоит в том, что она позволяет широко знакомить учащихся с многообразием изделий из фанеры и видами выпиливания. Работа основана на принципах добровольности и учета интересов учащихся.В процессе занятий формируются такие качества, как дружба, товарищество, взаимопомощь.В ходе творческой деятельности внимание детей акцентируется на тех заданиях, которые требуют изобретательности, рационализаторской мысли, самостоятельного поиска наилучших вариантов.Данная программа позволяет учащимся активно использовать такой материал, как фанера при изготовлении предметов быта. Обычная фанера превращается в уникальные изделия.В течение первого года обучения ребенок имеет возможность познакомиться с необходимыми инструментами для обработки материала и изготовлением простых изделий. В дальнейшем схемы изделий усложняются с каждым годом обучения. Работа над простым изделием готовит учащегося к более сложной и трудоемкой работе. Каждая следующая тема программы отличается от предыдущей, что вызывает интерес у детей и способствует желанию создать что-то новое. Задания при работе даются дифференцированно, доступно, проводятся беседы, инструктажи, консультации. Учитываются особенности мышления, восприятия, внимания, памяти.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Возраст детей. Участвующих в реализации программы 7-13лет. На занятиях объединения занимаются не только мальчики, но и девочки. Занимаются обычно 10-15 человек, что позволяет широко использовать индивидуальный подход. С учетом психологических особенностей учащихся и их возраста.
Срок реализации программы.Занятия в объединении «Художественное выпиливание « рассчитаны на 3года обучения.
Этапы образовательного процесса
1.Ознакомление.Учащиеся 1-го года обучения знакомятся с правилами безопасности труда. Знакомятся с инструментами и таким материалом, как фанера. Учатся выполнять простейшие элементы в процессе выпиливания. Работают над изготовлением разделочных досок, фигурок, подставок для карандашей, простейшего подсвечника.2.Закрепление.Учащиеся 2-го года должны иметь навыки обработки материала. Уметь выполнять повороты и элементы внутреннего выпиливания. На основе уже изученного, переходить к изготовлению более сложных работ с элементами ажурного выпиливания. Изготовление подставки для книг, ажурной разделочной доски, рамочки для фотографии и других изделий требующих большого внимания и использования навыков предыдущего года.3.Углубление и расширение.Учащиеся 3-го года уже умеют выполнять сложные элементы в выпиливании. Ребята умеют работать с готовыми схемами и могут составлять схемы самостоятельно. Активно применяют и воплощают в жизнь свои идеи и замыслы. Изготавливают такие предметы быта: полочка для книг, настольная лампа, полка с зеркалом, ваза для цветов, светильник, ваза для конфет, шкатулка. Эти изделия требуют большого трудолюбия, аккуратности, умения выполнять не только внешнее выпиливание, но и внутреннее. Такая работа дает возможность использовать опыт работы с ручным лобзиком на этапе первых лет обучения.Режим занятий:
Продолжительность занятий три раза в неделю по два часа, что в общем составляет 216 часов. Ожидаемые результаты и способы определения их реализации. Учащиеся в результате освоения данной программы, получают навыки работы с ручным лобзиком. Учатся использовать лобзик в процессе обработки
фанеры. А также приобретают умение не только пользоваться готовыми схемами, но и составлять их самостоятельно. Знания, полученные учащимися на этапах 1-го и 2-го годов обучения помогают в изготовлении изделий большей сложности на этапе 3-го года. В таких работах воплощается все творчество и мастерство, которому дети научились за время занятий в объединении.В конце учебного года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место.
При условии выполнения программы, обучающиеся должны знать:
- устройство и применение лобзика и резака
- строение и свойства древесины
- материалы, используемые для резьбы
- основные виды столярных соединений
- основные виды резных орнаментов
- способы переноса изображения на заготовку
- способы заделки дефектов древесины
- способы отделки готовых изделий
Должны уметь:
- организовать рабочее место
- безопасно пользоваться инструментами
- переносить изображение на заготовку
- использовать стандартные приёмы резьбы
- исправлять дефекты материала и изделия
- правильно соединять детали готовых изделий
- использовать морилки, лаки, красители
- анализировать качество работы и изделий.Определить уровень усвоения полученных знаний и умений у учащихся за время обучения в объединении, можно посредством выполненных работ.
Форма подведения итогов реализации программы.
Основной формой подведения итогов реализация программы является проведение выставок изделий учащихся объединения
«Художественное выпиливание». Выставки показывают глубину
приобретенных знаний и навыков, а также пробуждают желание у остальныхребят заняться тем же, познать красоту труда.Учащиеся имеют возможность показать свое мастерство не только
на выставках местного уровня, но и регулярно принимают участие в областных мероприятиях.
Программа 1-го года обучения.
1.Вводное занятие. Первое знакомство с техникой «Художественное выпиливание» и необходимыми инструментами. Инструктаж по технике безопасности. План работы предлагает педагог.2.Знакомство с работой из фанеры. Выполнение простейших дорожек, выпиливание отдельных элементов.3.Выполнение разделочных досок. Закрепление ранее полученных знаний о прямых, поворотах и закруглениях. Работа сопровождается росписью под Хохлому, Городецкую роспись и др. Изделие покрывается лаком.
4.Выпиливание несложных фигурок из фанеры- игрушки на подставке - сказочные герои. Роспись изделия гуашью.5.Выпиливание подставки под пасхальное яйцо. «Лошадь», «Птица».6.Выпиливание подставки для бумаг. Знакомство с более сложными элементами и узорами внутренней резьбы и ее выполнением. Выполнение подставки для карандашей. В работе используется большое количество деталей. Это способствует развитию у детей пространственного мышления, усидчивости.8.Выпиливание простого подсвечника. Программа 2-го года обучения.
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Совместная разработка творческого плана на текущий год.2.Закрепление ранее изученного и применение на практике. (Подставка для книг).Выбор и разработка схемы изделия.3.(Ажурная разделочная доска).Работа с книгами, со схемами. Данная работа требует умелого использования чертежных принадлежностей (циркуль, линейка).4.(Подставка под цветочный горшок). Работа творческого характера. Включает умелое использование инструментов. Ажурное выпиливание украшает работу.5.(Рамочка для фотографии). Умелое использование имеющегося опыта и знаний предыдущих занятий способствует выполнению усложненных работ. Работа выполняется в соответствии с задуманным размером и образом. В конце обрабатывается морилкой и лаком.6.(Полочка для щеток). Работа с книгами, журналами. Создание на имеющейся основе своего изделия пригодного в быту. Работа содержит внешние и внутренние элементы.7.(Полочка для цветов). Упрощенного варианта выполняется в соответствии с размерами заданными учащимися.8.(Декоративная ваза). Выполняется в ажурном стиле. Разрабатывается вариант вазы в соответствии со схемами книг и журналов.
Программа 3-го года обучения.
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Повторение ранее изученного и знакомство с новыми вариантами работы. Совместная разработка творческого плана на текущий год.2.Полочка для книг. Усложненный вариант работы. Полочка с боковыми узорами вставками.3.Настольная лампа. Выбор и разработка ажурных деталей лампы. Использование при сборке изделия лампочки и шнура.4.Полка с зеркалом. В работе учащиеся используют уже приобретенные навыки выпиливания.5.Ваза для цветов. В работе учащиеся пользуются чертежами и схемами.6.Изготовление изделия «Шкатулка».7.Изготовление изделия «Светильник».8.Изготовление изделия «Ваза для конфет».
Литература.
1.Л.А.Костина «Выпиливание лобзиком».-(выпуск1).2.Л.А.Костина «Выпиливание лобзиком»-(выпуск2).3.А.Ф.Семенов «Выпиливание лобзиком»-(выпуск3).4.В.В.Попов «Выпиливание лобзиком»-(выпуск1).5.Ю.В.Соколов «Альбом по выпиливанию».6.ЮВ.Соколов «Художественное выпиливание».
Учебно-тематический план работы объединения.
«Художественное выпиливание»
1-й год обучения
№
п/п Тема Кол-во
часов Из них Литература
теория практика 1. Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Обсуждение плана работы. Материалы и оборудование. 2 1 1 1,2,3,4,5,6
2. Знакомство с работой из фанеры. 1.Выпиливание отдельных элементов. 2.Обработка изделий. 20 2 16
2 1,2,3
3. Выпиливание разделочных досок.
Закрепление ранее полученных знаний.
Выбор и разработка эскиза.
Роспись изделия. 32 2
2 28 3,5
4. Выпиливание фигурок на подставке.
Разработка эскизов.
Основная работа.
Роспись изделия. 42
2
40 2,4
5. Выпиливание подставки под пасхальное яйцо.
Разработка эскиза.
Основная работа. 32 4
28
1,2
6. Выпиливание подставки для бумаг.
Знакомство с более сложными элементами.
Выбор и разработка эскиза.
Основная работа. 34 4
2 28 3,6
7. Выпиливание подставки для карандашей.
Выбор и разработка эскиза.
Основная работа. 20 4 16 1,5
8. Выпиливание простого подсвечника.
Разработка эскиза.
Основная работа.
Сборка деталей. 32 2
28
2 5,6
9. Подготовка и проведение выставки. 2 2 Итого: 216 17 199
Учебно-тематический план работы объединения
«Художественное выпиливание»
2-ой год обучения
№
п/п Тема Кол-во
часов Из них Литература
теория практика Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Разработка плана на текущий год. 2 2 1,2,3,4,5,6
Закрепление ранее изученного. Подставка для книг.
Выбор и разработка эскизов.
Подготовка основного материала.
Основная работа. 34 4
2 28 1,2
3. Ажурная разделочная доска.
Работа с книгами и схемами.
Работа над изделием.
34 6 28 3,4,6
4. Подставка под цветочный горшок.
Разработка эскиза изделия.
Основная работа.
Покрытие лаком.
42 2 38
2 2,3
5. Рамочка для фотографии.
Работа со схемами.
Работа над изделием. 28 6 22 4,5,6
6. Выполнение полочки для щеток.
Работа с книгами, журналами.
Основная работа. 20 4 16
1,2
7. Полочка для цветов.
Разработка эскизов.
Основная работа. 32 4 28 4,5
8. Декоративная ваза.
Разработка эскиза.
Основная работа. 20
4 16 Творческая разработка
9. Подготовка к проведению выставки. 4 4 Итого: 216 32 184
Учебно - тематический план работы объединения
«Художественное выпиливание»
3-ий год обучения
№
п/п Тема Кол-во
часов Из них Литература
теория практика Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Повторение изученного и знакомство с новым. Разработка плана на год 2 2 1-6
Полочка для книг.
Выбор и разработка эскиза.
Основная работа 34 4 30 1,2,3
3. Настольная лампа.
Работа со схемами.
Работа над изделием. 32 4 28
2,5
4. Полка с зеркалом.
Разработка эскизов.
Основная работа. 42 2 40
Творческая разработка
5. Ваза для цветов.
Разработка эскиза.
Основная работа. 20 4 16 3,4,5
6. Светильник.
Работа с книгами, журналами.
Работа над изделием. 28 6 22 5,6
7 Ваза для конфет.
Работа со схемами, книгами.
Основной этап работы. 34 6 28 4,5,6
8. Шкатулка.
Разработка эскиза.
Основная работа. 20 4 16 Творческая разработка
9. Подготовка и проведение выставки. 4 4 Итого: 216 30 186